В крови горит огонь желанья глинка романс анализ

В крови горит огонь желанья глинка романс анализ thumbnail

Два пушкинских образа в музыке: «В крови горит огонь желанья…»

Содержание:

  1. Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья…».
  2. Сравнение двух пушкинских образов, воплощённых в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья…» (слушание);
  2. Н. Леви, стихи А. Олицкого. «В пушкинском парке» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учётом критериев, представленных в учебнике)

«Великолепное воплощение единства двух величайших гениев русской культуры
представляют собой романсы Глинки на слова пушкинских стихов…»

М. Поляновский

Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворённость. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.

Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров.

Многие крупные композиторы, вдохновлённые бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почётное место принадлежит Глинке.

Поэт и композитор были знакомы и встречались лично, но близость их творчества была рождена не биографическими моментами, а внутренним родством художественных натур. Дети сложного, насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме повседневной суеты расслышать гармонию и передать её в своём творчестве.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

Один из его романсов, «В крови горит огонь желанья», родился буквально на ходу. Глинка проводил вечер у своих друзей — семьи Панаевых. Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая друга. Окружающие даже не заметили, как он уселся за рояль и стал что-то напевать. Неожиданно композитор крикнул: «Панаев, замолчи!» — и зазвучала музыка.

Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос, и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения — бельканто.
«Глинка обожал распевать свои романсы (среди которых немало подлинных шедевров), садясь за фортепиано где-то после двух ночи на сборищах в доме Кукольника, где композитор проводил дни и ночи в компании художника Брюллова и прочей богемной братии. Это все были люди талантливые, иногда в высшей степени, но до глинкинского гения им было далеко. Они это понимали и окружали композитора искренним обожанием. Здесь Глинка спасался от невыносимых проблем своего распадавшегося брака с женщиной, которая попрекала композитора тем, что он тратит слишком много денег на нотную бумагу». Цитата из С. Волкова.

В произведениях искусства любовь далеко не всегда является в своём страдающем обличье, знает она и минуты воодушевления, страстного порыва.

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.

Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двинется ночная тень.

Мы далеко ушли вперёд за два века, и многое потеряли. Сейчас слово «лобзай» — устаревшее слово. Пушкин употребляет его, как возвышенное.

Лобзать — то же, что целовать. Толковый словарь Ожегова.
Мирра – ароматическая смола деревьев. Применяется при религиозных обрядах.
Почить – здесь: успокоиться, уснуть.

И это — тоже Пушкин, но Пушкин совсем другой, предстающий как певец страстной влюблённости, романтического восторга. Стихотворение «В крови горит огонь желанья…», положенное на музыку М. Глинкой, обнаружило в музыкальной трактовке именно эту, приподнято-романтическую свою грань. В музыке особенно подчеркнут момент воодушевления, радостного волнения, каким охвачен влюблённый на заре своего расцветающего чувства.

Два образа любви, данных Пушкиным и так по-разному воплощённых в музыкальных звуках. Оба эти образа по-своему прекрасны, и, наверное, не случайно, что к стихотворению «В крови горит огонь желанья…» обратился именно Глинка, чья музыка, особенно вокальная, так часто отмечена светлым обаянием и теплотой, а к «Евгению Онегину» — Чайковский с его непревзойдённым талантом музыкально-психологических портретов, порой глубоких и остродраматических.

И ещё один момент обращает на себя внимание при сравнении этих двух превосходных музыкальных произведений. Образ, воплощённый в романсе Глинки, как будто раскрыт целиком, прояснён, не нуждается в дальнейшем «достраивании». 

Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны, сложен и многогранен; в нём сталкиваются и светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся радость и боль истинной любви.

Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно, и в высшие свои минуты оно даёт ощущение чистой и полной радости, так редко освещающей нашу жизнь. Но это именно «минуты», мгновения, которые обычно и бывают запечатлены в небольших музыкальных высказываниях, которые как будто торопятся завершиться, пока им не пришлось сообщить нам о чем-то другом. Ибо это «другое» неизбежно: ведь даже счастливая любовь знает испытания, горести, сомнения и тяжёлые потери.

Читайте также:  Сдать общий анализ крови нужно натощак

Не потому ли нам и сейчас так близка судьба Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до конца, не осмыслена во всём своём значении? Великий женский образ, перевернувший традиционные представления о женском предназначении и одновременно утверждающий святость традиций, святость верности этим традициям. Деревенская барышня первой половины XIX века, предопределившая судьбу великой поэтессы века двадцатого, Марины Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и почтительно …

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох …
И как сердце мне испепелил
Этот даром растраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале …
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки…

…Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

(М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня…)

Вопросы и задания:

  1. Сравните содержание двух рассмотренных произведений – романса М. Глинки и фрагмента оперы П. Чайковского. Объясните, что их объединяет. Какие особенности образа делают их непохожими друг на друга?
  2. Созвучен ли образ стихотворения М. Цветаевой, приведённого выше, характеру пушкинской Татьяны? А Татьяны Чайковского? Поясните свой ответ.
  3. В «Дневнике музыкальных размышлений» составьте афишу концерта «Произведения Пушкина в русской музыке».

В презентации романс «В крови горит огонь желанья…» исп. Николай Копылов.  

Источник

Романсы Глинки

Романсы ГлинкиМихаил Иванович Глинка. Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство, многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам.

Историю создания романсов Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведений читайте на нашей странице.

История создания

Начало истории создания каменно-вокального наследия Михаила Ивановича Глинки совпадает со временем окончания им Петербургского Благородного пансиона. Именно 1822-м годом был отмечен его первый сочинительский опыт. В начале своей творческой деятельности композитор пробует свои силы в различных жанрах, и не вызывает удивления, что произведения вокальной лирики занимали в этих начинаниях особое место.

Михаил Иванович Глинка

Свой первый романс на поэтический текст драматурга Константина Бахтурина «Моя арфа» Глинка написал незадолго до небезызвестного разрушительного петербургского наводнения в 1824 году. Композитор, критически относившийся к своему творчеству, сразу повесил на него ярлык «неудачной попытки». После небольшого перерыва из-под пера Михаила Ивановича вышло другое камерно-вокальное сочинение. Автором стихов на этот раз был выбран молодой поэт Евгений Абрамович Баратынский. Созданный зимой 1825 года романс «Не искушай» сразу был по достоинству оценен слушателями, и до сих пор считается одним из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки. Стоит отметить, что в тот же период романтическая натура композитора, с её стремлениям предаваться мечтательным грёзам, находила упоение в элегических стихах Жуковского. Поэтические тексты Василия Андреевича, доводившие Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году легли в основу вокальных композиций «Бедный певец» и «Утешение». Затем молодой композитор обратился к творчеству Константина Батюшкова («Память сердца»), а чуть позднее Сергея Голицына («Скажи, зачем») и Александра Римского-Корсакова («Ночь осенняя, ночь любезная»).

 В крови горит огонь желанья глинка романс анализ

Интересна история создания ещё одного вокального творения Глинки, относящегося к раннему периоду творчества композитора — романса «Не пой, красавица, при мне». Однажды летом 1828 года Михаил Иванович встретившись с автором знаменитой комедии «Горя от ума» Александром Грибоедовым, много и с увлечением говорил о музыке. Во время беседы Александр Сергеевич наиграл мотив грузинской песни, который так очаровал композитора, что он положил его в основу своей новой инструментальной пьесы. Некоторое время спустя эта композиция была исполнена во время дружеской встречи, на которой в числе гостей присутствовал Александр Сергеевич Пушкин. Музыка произведения очень понравилась великому поэту, и он, долго не раздумывая, написал к ней стихи. Это было первое слияние двух великих национальных талантов, только одного в поэзии, а другого в музыке.

С 1830 по 1834 год Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры, среди которых необходимо особо отметить романсы «Венецианская ночь» на слова И. Козлова и «Победитель» на стихи В. Жуковского.

Читайте также:  Где сделать генетический анализ крови в спб

Вернувшись на родину в 1834 году, Глинка сразу приступил к осуществлению своего глобального творческого плана – сочинению оперы «Жизнь за Царя», но тем не менее он не прекращал сочинять вокальные миниатюры, в которых с большим воодушевлением выражал свои душевные волнения. В 1835 году композитор вновь обращается к лирике Пушкина и создаёт полный чувств романс «Я здесь, Инезилья». Следующие восемь романсов на стихи своего гениального современника Глинка написал только после смерти поэта. 1838 год был отмечен появлением таких вокальных композиций как «Ночной зефир» и «Где наша роза». В 1839-м Михаил Иванович сочинил «В крови горит огонь желанья», а в 1840-м году — «Я помню чудное мгновенье» и «Признание». Спустя девять лет, к юбилею Пушкина, из-под пера композитора вышло ещё три замечательных романса: «Заздравный кубок», «Адель» и «Мери». Впоследствии этот период, характеризующийся расцветом камерно-вокального творчества Глинки, музыковеды стали называть «пушкинской порой».

В крови горит огонь желанья глинка романс анализ

Помимо поэзии Пушкина в центральный период своей творческой активности Михаил Иванович, вновь обращаясь к поэзии Василия Жуковского, в 1836 году пишет, ставшей знаменитой, балладу «Ночной смотр». Помимо этого, сблизившись с литератором Нестором Кукольником, композитор на его стихи создаёт ряд замечательных произведений, среди которых романс «Сомнение» (1838) и цикл из 12 вокальных миниатюр, объединённых названием «Прощание с Петербургом» (1840).

С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи.

Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины.

Интересные факты

  • Бесценное камерно-вокальное наследие Глинки насчитывает более восьмидесяти композиций, сочинённых Михаилом Ивановичем на поэтические тексты двадцати авторов, которые в основном являлись современниками композитора.
  • Известны случаи, когда музыка романсов Глинки появлялась раньше слов. Например, так было со знаменитым романсом на поэтический текст Александра Сергеевича Пушкина «Не пой, красавица, при мне», а также с «Попутной песней» на слова Нестора Кукольника.
  • Мелодия «Патриотической песни» М.И. Глинки, которую композитор сочинил на стихи В. Жуковского «Молитва русских», десять лет: с 1990 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.
  • Первая публикация сочинений М.И. Глинки была отмечена 1829 годом. Два романса композитора: «Память сердца» (К. Батюшков) и «Скажи, зачем» (С. Голицын) вошли в новое издание под названием «Лирический альбом».
  • Глинка на стихи Пушкина написал десять романсов, однако любопытным является то, что композитор в основном выбирал для своих композиций раннюю, лицейскую лирику поэта.
  • Удивительна история создания романса «Я помню чудное мгновение». Александр Пушкин и Анна Керн познакомились в 1819 году. Девятнадцатилетняя красавица, которая произвела сильное впечатление на поэта, в то время уже два года была замужем за пятидесятичетырёхлетним генералом Ермолаем Керном. Спустя шесть лет, когда Пушкин томился в михайловской ссылке, встреча Анны и поэта состоялось вновь. Будучи большой почитательницей таланта Александра Сергеевича и, находясь в гостях у своих родственников в соседнем имении, Керн сама сильно желала с ним увидеться. Вновь поражённый красотой молодой женщины, Пушкин и написал этот бессмертный шедевр. Невероятно, но история с автором музыки романса повторилась, только немного иначе. Когда Глинка в 1838 году познакомился и влюбился в дочь Анны Керн – Екатерину, он был три года как женат. Однако нежные чувства так захватили Михаила Ивановича, что он ничего не мог с собой поделать. Вот тогда-то и появилась музыка к стихам, которые гениальный Пушкин посвятил Анне Керн – матери возлюбленной композитора «милой Катеньки».

возлюбленная Глинки Екатерина Керн

  • Помимо романса «Я помню чудное мгновение» Глинка посвятил Екатерине Керн свой знаменитый «Вальс–фантазию», а также вокальную миниатюру «Если встречусь с тобой», написанную на стихи поэта Алексея Кольцова.
  • Михаил Иванович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным во время обучения в Благородном пансионе. Поэт часто навещал там своего младшего брата Льва.
  • Современники Глинки отмечали, что композитор был выдающимся вокальным исполнителем. Однако изначально от природы имея сиплый голос с неустойчивой интонацией, он с увлечением стал заниматься пением с итальянским педагогом, проживающим в Петербурге. В результате усердных уроков по вокалу голос Михаила Ивановича красиво зазвучал. Впоследствии тщательно изучив потенциал человеческого голоса, композитор создал свою вокальную методику, по которой занимался с такими выдающимися оперными певцами – солистами Императорской сцены как Дарья Михайловна Леонова, Андрей Петрович Лодий, Осип Афанасьевич Петров, Анна Яковлевна Петрова-Воробьёва.
Читайте также:  Фаз анализ крови что означает

Содержание романсов Глинки

Вокальное искусство притягивало Михаила Глинку на протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души, ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные впечатления композитора.

Необходимо обязательно отметить, что мелодии вокальных композиций Глинки отличаются не только очаровательной красотой, но и удивительным удобством для исполнения. Это результат тщательных исследований композитора особенностей и возможностей человеческого голоса.

Михаил Глинка

Важно также обратить внимание на то, что сочиняя романсы на тексты разных поэтов, Михаил Иванович сохраняя единство стиля, умело отражал в музыке характерные особенности литературного языка каждого автора. Помимо того, композитор мог точно определить какое стихотворение нужно взять в основу того или иного романса, поэтому его вокальные миниатюры отличаются подлинной реалистичностью при отображении всего спектра человеческих чувств, ясностью и объективностью взгляда на окружающий мир, гармоничностью жизнеощущения, а также стройностью и уравновешенностью формы.

Многие вокальные миниатюры Глинки приобрели широкую известность, но особой популярностью пользуются следующие произведения:

«Не искушай меня без нужды». Романс, сочинённый Глинкой в 1825 году на стихотворение Евгения Баратынского относится к раннему периоду творческого пути композитора. Эта элегия с плавной и выразительной мелодической линией, повествует о чувствах и сомнениях разочарованного в любви человека, однако питающего тайную надежду на её воскрешение. В композиции явно чувствуется психологический подтекст поэтического текста: несмотря на кажущуюся сдержанность, в музыке слышится трепетное волнение.

«Не искушай меня без нужды» (слушать)

«Я здесь, Инезилья». Это романтическая песня — серенада, в основу которой легло стихотворение Александра Пушкина. В ней колоритно воссоздана сценка из жизни солнечной Испании: страстное признание пылкого влюблённого своей избраннице. В экспрессивной мелодии, оттенённой трёхчетвертным размером, композитор подчёркнул национальный испанский колорит, а также выразительно и динамично воплотил, созданный в поэтическом тексте, образ благородного и смелого рыцаря, который не намерен отступать от своих помыслов.

«Я здесь, Инезилья» (слушать)

В крови горит огонь желанья глинка романс анализ

«Я помню чудное мгновенье». Этот истинный шедевр вокальной лирики, написанный Глинкой на поэтический текст Пушкина, имеет интересную историю создания, которую в некоторой степени можно назвать мистической. Изначально Александр Сергеевич посвятил своё творение известной петербургской красавице Анне Петровне Керн, а спустя время Михаил Иванович был очарован её дочерью Екатериной. Композитор, воодушевлённый знакомством и общением с девушкой, с которой почувствовал духовное родство, на то стихотворение сочинил пленяющий романс, отразивший нежные чувства, как поэта, так и композитора.

«Я помню чудное мгновенье» (слушать)

«Попутная песня». Данная композиция, вошедшая в цикл «Прощание с Петербургом», написана Михаилом Ивановичем в 1840 году на стихи Нестора Кукольника. Эта красочная жанровая зарисовка ярко отображает впечатления композитора, которые он получил, побывав первый раз на железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Петербург с Павловском. Жизнерадостная миниатюра колоритно изображает всё, что связано с удивительным по тому времени новшеством: вокзальная сутолока, громкий шум от голосов, перестук колёс, ожидание желанных встреч и новых впечатлений.

«Попутная песня» (слушать)

Попутная песня

«Жаворонок». Этот романс, так же как и «Попутная песня», сочинён Глинкой на слова Нестора Кукольника и входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Задушевная, окрашенная светлой лирикой композиция не только живописно воссоздаёт картину русской природы, но и выражает нежные переживания лирического героя. Романс с прекрасной напевной мелодией, к тому же наполненный удивительными трелями маленькой весенней птахи, очаровывает не только своим вокальным совершенством, но и простотой.

«Жаворонок» (слушать)

Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»

«Сомнение». Романс – элегия, написанная композитором на поэтический текст Н. Кукольника, является ярким образцом зрелой лирики композитора. Вокальная миниатюра, которую можно охарактеризовать как романтическую «поэзию скорби», отражает сложную борьбу человеческих чувств, возникающих в душе лирического героя. Он стремится к покою, но его сердце разрывается от мук ревности.

«Сомнение» (слушать)

«Ночной смотр». Поэтическим текстом, который лёг в основу этого вокального произведения Глинки, стала баллада Василия Жуковского. Во Франции в своё время бытовала легенда о Наполеоне: полководец по ночам вставал из гроба, и совершал осмотр своих войск. Поэт, а затем и композитор живописно отобразили картину необычного, призрачного парада. Вокальная партия, пронизанная маршевым ритмом, музыкальная декламация, а также чрезвычайно картинная фортепианная партия – всё способствует образному раскрытию содержания поэтического текста, и придают произведению величественно-приподнятый характер.

«Ночной смотр» (слушать)

Камерно-вокальное творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и чувств, безупречность стиля, но самое главное абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную любовь слушателей и исполнителей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Романсы Глинки

Источник