У больного 25 лет утром натощак взята сыворотка крови для анализа

Принцип метода: Метод основан на образовании тонкого кольца осадка белка при наслоении мочи на реактив Ларионовой или 50% азотную кислоту. Экспериментально установлено, что растворы, содержащие 0,033 г/л, дают мутное белое колечко между второй и третьей минутой после наслаивания.

а) Качественное определение белка.

В пробирку наливают 1 мл реактива Ларионовой. Затем осторожно, по стенке наслаивают такое же количество мочи. При наличии белка в моче появляется мутное белое колечко между 2 и 3 минутой после наслаивания.

Результат анализа:

б) Количественное определение белка

Ход работы:

1)  В 5 пробирок вносят по 2 мл дистиллированной воды. В первую приливают 2 мл мочи, перемешивают и переносят 2 мл полученной смеси во вторую пробирку и т. д. Из пятой пробирки берут 2 мл смеси и отбрасывают, таким образом, получают пробы мочи с разведением в 2, 4, 8, 16 и 32 раза.

2)  В другие 5 пробирок наливают по 1 мл реактива Ларионовой. Затем осторожно, по стенке наслаивают такое же количество проб мочи с разведениями. Отмечают, в какой пробирке между 2-ой и 3-ей минутами появилось белое кольцо.

3)  Чтобы вычислить содержание белка в исследуемой моче, необходимо 0,033 г/л умножить на степень разведения мочи в пробирке с кольцом.

Результат анализа:

Опыт №2. Обнаружение сахара в моче.

В моче здорового человека глюкоза присутствует в виде следов. Выделение с мочой больших количеств глюкозы (глюкозурия) обусловлено либо повышением содержания сахара в крови, либо пропускной способностью почек. Стойкое повышение сахара в моче наблюдается при диабете (в тяжелых случаях доходит до 80-100 г/л). Гликозурия, обусловленная нарушением пропускной способностью почек, называется почечной и наблюдается при введении в организм больших количеств алкоголя, опиума, адреналина, окиси углерода (II), хлороформа и других веществ. Для обнаружения сахара в моче пользуются пробами Троммера или Фелинга.

Ход работы: К 5-6 каплям реактива Фелинга добавляют 5-6 капель исследуемой мочи, жидкость перемешивают и нагревают до начала кипения (не кипятить!). В присутствии глюкозы выпадает желтый осадок гидрата закиси меди или красный осадок закиси меди. (Возможно изменение цвета без осадка).

Результат анализа:

Опыт №3. Обнаружение кетоновых тел в моче.

К кетоновым телам относятся ацетон, ацетоуксусная кислота, оксимасляная кислота. В норме с мочой выделяется 0,05 г за сутки кетоновых тел. Повышение выделения кетоновых тел из организма (кетонурия) наблюдается при острых лихорадочных процессах (у детей при скарлатине и кори), при диабете, раке, цинге, голодании, при расстройствах пищеварения.

Ход работы: Проба Легаля: К 10 каплям мочи добавляют 1-2 капли 5 % раствора нитропруссида натрия и 3-4 капли 10 % раствора NaOH. Появляется оранжево-красное окрашивание. Добавляют 5-6 капель концентрированной уксусной кислоты; в присутствии ацетоновых тел возникает вишнево-оранжевое окрашивание.

Результат анализа:

Опыт №4. Обнаружение кровяных пигментов.

При нарушении целостности кровеносных сосудов мочевых путей в моче появляется кровь (гематурия). При тяжелых инфекционных заболеваниях, отравлениях и ожогах происходит разрушение эритроцитов, переход гемоглобина в плазму, а затем появление его в моче (гемоглобинурия). Моча при этом бывает окрашена в красный или кофейно-бурый цвет. В случаях гематурии и гемоглобинурии в моче содержится белок.

Ход работы: В пробирку наливают 10 капель мочи, кипятят и охлаждают. Добавляют равный объем раствора бензидина и несколько капель 3 % перекиси водорода. При наличии кровяных пигментов моча окрашивается в синий или зеленый цвет.

Результат анализа:

Опыт №5. Обнаружение желчных пигментов.

Желчные пигменты – билирубин, биливердин и др. появляются в моче при желтухе. Моча, содержащая желчные пигменты, имеет желтовато-коричневый или зеленый цвет (характерный признак желтухи).

Ход работы: В пробирку наливают 3-5 мл мочи и осторожно наслаивают 0,1 % спиртовой раствор йода. При наличии билирубина на границе между объемами жидкостей образуется зеленое кольцо. При наличии в моче крови проба также положительна.

Результат анализа:

Вывод:

Дата: Подпись преподавателя:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Семинар. Особенности обмена веществ в различных органах и тканях

Вопросы для подготовки к занятию

1. Особенности обмена веществ в печени

2. Особенности обмена веществ в нервной ткани и мозге.

3. Особенности обмена веществ в мышцах.

Читайте также:  Показатели анализа крови в норме у подростка в таблице

4. Биохимические механизмы мышечного сокращения.

5. Особенности обмена веществ в костной ткани.

6. Молекулярные механизмы памяти.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Контрольная работа. Обезвреживание токсичных веществ в организме

Вопросы к контрольной работе

1. Метаболические реакции первой фазы биотрансформации. Система цитохрома Р-450.

2. Метаболические реакции второй фазы биотрансформации, виды конъюгации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Решение ситуационных задач. Зачетное занятие

Задача 1. У больного 25 лет утром натощак взята сыворотка крови для анализа. Содержание ТАГ составляло 3 ммоль/л. Содержание холестерола соответствует норме. Сыворотка крови мутная, при хранении в холодильнике на поверхности образуются жирные хлопья. Объясните результаты анализов и возможные причины симптомов, наблюдаемых у больного. Для этого ответьте на вопросы и выполните задания:

а) нарисуйте схемы (липидограммы), отражающие состав липопротеинов сыворотки крови голодного человека и человека, имеющего указанные симптомы заболевания;

б) укажите, нарушения каких молекулярных механизмов может привести к таким изменениям в обмене липидов;

в) сформулируйте рекомендации по питанию данному пациенту.

Задача 2. У женщины 40 лет обнаружены камни в желчном пузыре, которые периодически перекрывали желчный проток и нарушали отток желчи в кишечник. Укажите все возможные последствия нарушения секреции желчи. Для этого:

а) объясните роль желчных кислот в переваривании липидов;

б) укажите функцию желчных кислот в процессе всасывания продуктов переваривания пищевых липидов;

в) укажите, дефицит каких веществ может возникнуть у таких больных, и каковы могут быть последствия и симптомы.

Задача 3. Пациенту, страдающему избыточным весом, врач прописал препарат ксеникал, который является ингибитором панкреатической липазы. Препарат необходимо принимать во время еды. Почему применение ксеникала способствует снижению веса? Ответьте на вопрос, выполнив следующие задания:

а) Напишите реакцию, катализируемую панкреатической липазой;

б) объясните, почему длительное применение препарата вызывает снижение веса;

в) укажите возможные негативные последствия длительного применения ксеникала.

Задача 4. Родители обеспокоены излишним весом ребенка. Не посоветовавшись с врачом, они резко ограничили количество сахара в пище ребёнка, увеличив содержание белка, но, не уменьшив количество жира. Через несколько недель у ребёнка ухудшилось самочувствие, появилась рвота. С нарушением какого обмена это связано? Какой биохимический анализ подтвердит нарушение этого вида обмена?

Задача 5. Экспериментальные животные в течение 1 недели получали с пищей избыток глюкозы, содержащий радиоактивный углерод. Затем животные голодали в течение двух дней. В крови обнаружены кетоновые тела, содержащие радиоактивный углерод. Объясните результаты эксперимента, напишите краткие схемы метаболических путей, через которые проходит радиоактивный углерод, поступивший в организм в составе глюкозы.

Задача 6. У двух мужчин 60 лет определяли концентрацию общего холестерола и холестерола в ЛВП. У пациента А: холестерол общий – 280 мг/дл, холестерол в ЛВП – 60 мг/дл; У пациента В: холестерол общий 280 мг/дл, холестерол в ЛВП – 50 мг/дл. Оцените полученные данные. Для этого:

а) рассчитайте коэффициент атерогенности и определите, у кого из пациентов выше риск развития атеросклероза и его осложнений;

б) составьте схему, показывающую роль атеросклероза и его осложнений;

в) объясните, почему ЛНП называют «атерогенными» липопротеидами, а ЛВП – «анатерогенными».

Задача 7. У больного развился острый панкреатит, при этом стенки протока поджелудочной железы воспалились и отекли, просвет протока уменьшился, наблюдались застойные явления. Таким больным необходима срочная медицинская помощь. Объясните, чем опасно затруднение оттока сока поджелудочной железы. Для этого:

а) назовите ферменты, которые синтезируются в поджелудочной железе;

б) укажите пути их активации, назовите активаторы проферментов;

в) объясните, к каким последствиям приведет их активация в ткани поджелудочной железы.

Задача 8. У ребенка 1,5 месяца содержание фенилаланина в крови составляет 34 мг/дл (норма 1,4 – 1,9 мг/дл), содержание фенилпирувата в моче – 150 мг/сут (норма 8 – 10 мг/сут). Предположите, какой патологии соответствуют результаты анализа крови и мочи. Для ответа:

а) назовите причину данного заболевания;

б) напишите реакцию, которая блокирована при данном заболевании;

в) напишите схему альтернативного пути метаболизма субстрата.

Задача 9. Пациент жалуется на повторяющиеся приступы острого воспаления суставов (чаще всего мелких). Под кожей у больного выявлены образования в виде подагрических узлов и образование камней в мочевыводящей системе.

Читайте также:  С какого дня анализ крови определит беременность

а) укажите возможную причину вызываемых симптомов, название болезни;

б) какие биохимические показатели нужно определить для уточнения диагноза?

в) назовите причины данного заболевания и пути его коррекции.

Задача 10. У пациента появились боли в области печени, желтушность склер, кожных покровов. Кал обесцвечен, моча цвета крепкого чая.

а) какая патология может вызвать данное состояние?

б) какие анализы следует назначить для обследования данного пациента?

в) чем объяснить обесцвечивание кала?

г) какие выводы позволяет сделать изменение цвета мочи?

д) будет ли наблюдаться изменение соотношения прямого и непрямого билирубина при данной патологии?

У больного 25 лет утром натощак взята сыворотка крови для анализа

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8

Источник

глюкоза + О2 глюконолактон + Н2О2

Образующаяся в ходе данной реакции перекись водорода вызывает окисление субстратов пероксидазы с образованием окрашенного продукта.

Метод сахарной нагрузки: Утром натощак у больного берут кровь из пальца и определяют концентрацию глюкозы крови. После этого дают выпить 50 — 100 г глюкозы в 200 мл теплой кипяченой воды (1 г глюкозы на 1 кг веса) в течение не более 5 минут. Затем повторно исследуют содержание глюкозы в крови, беря из пальца кровь через каждые 30 минут в течение 2-3 часов. Строят график в координатах: время – концентрация глюкозы в сыворотке крови, по виду графика ставят или уточняют диагноз.

Ход работы: В образцах сыворотки (до и после приема глюкозы) определяют концентрацию глюкозы. Для этого в серию пробирок вносят 2 мл рабочего реактива (фосфатный буфер, субстраты пероксидазы + глюкозооксидазы в отношении 40:1). В одну из пробирок вносят 0,05 мл стандартного раствора глюкозы концентрации 10 ммоль/л. В другие — по 0,05 мл сыворотки крови, взятой по методу сахарной нагрузки. Растворы встряхивают и инкубируют при комнатной температуре 20 мин.

После инкубации измеряют оптическую плотность растворов на ФЭК при длине волны 490 нм. Кювета с длиной оптического пути, равной 5 мм. Раствор сравнения — рабочий реактив.

Расчет концентрации глюкозы:

С = 10 ммоль/л

где Е оп — оптическая плотность в образцах сыворотки;

Е ст — оптическая плотность стандартного раствора глюкозы

Результат анализа:

Время, час

0 (натощак)

0,5

1

2

3

Концентрация глюкозы, ммоль/л

График:

Вывод:

Дата: Подпись преподавателя:

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Обмен кальция и фосфатов

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Недостаток витамина D у взрослого человека может вызвать

A.  рахит

B.  остеопороз

C.  ксерофтальмию

D.  макроцитарную анемию

E.  цингу

2. Гормональная форма витамина D

A.  кальциферол

B.  кальцитриол

C.  кальцитонин

D.  кальмодулин

E.  паратгормон

3. Выберите положения, правильно отражающие роль кальцитриола:

A.  Увеличивает скорость всасывания кальция в кишечнике.

B.  Стимулирует реабсорбцию кальция в почках.

C.  Стимулирует мобилизацию кальция из костей.

D.  Стимулирует реабсорбцию натрия в почках.

E.  Является предшественником 7-дегидрохолестерина.

4. Снижение концентрации Са2+ в плазме крови вызывает:

A.  Увеличение секреции паратгормона.

B.  Ингибирование активности парафолликулярных клеток щитовидной железы.

C.  Гидроксилирование метаболитов витамина D3.

D.  Уменьшение экскреции кальция почками.

E.  Повышение скорости растворения кости

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 17

Тема: Количественное определение неорганического фосфора в слюне

Принцип метода: при взаимодействии фосфорных соединений с ванадатом и молибдатом аммония образуется фосфорнованадиевомолибденовая кислота желтого цвета. Содержание неорганического фосфора определяют после депротеинирования.

Ход работы: Готовят три образца согласно табл. 1.

Таблица 1. Приготовление образцов.

Реактив

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Опыт

Контроль

Стандарт

Слюна, разбавленная в 4 раза, мл

0,2

Калибровочный раствор, мл

0,2

Н2О, мл

0,6

0,8

0,6

ТХУ, мл

0,8

0,8

0,8

Перемешивают и через 5 минут центрифугируют при 3000 об/мин в течение 15 минут. К каждому образцу добавляют рабочий реактив, согласно табл. 2

Таблица 2. Приготовление образцов.

Реактивы

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Опыт

Контроль

Стандарт

Надосадочная жидкость, мл

0,8

0,8

0,8

Рабочий реактив, мл

1,0

1,0

1,0

Растворы перемешивают, инкубируют 20 мин при комнатной температуре и измеряют оптическую плотность опытного и стандартного образцов против контроля в кювете с толщиной слоя 0,3см на фотоэлектороколориметре при длине волны 400 нм.

Расчет содержания неорганического фосфора проводят по формуле:

где, С – концентрация фосфора в слюне, ммоль/л;

Еопыт, Естанд. – оптическая плотность опытного и стандартного растворов;

1,5 – концентрация фосфора в стандартном растворе, ммоль/л;

4 – разведение слюны

Нормальная концентрация неорганического фосфора в слюне составляет: 5,46 ± 0,40 ммоль/л.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Контрольная работа 3 Гормональная регуляция обмена веществ

Вопросы к контрольной работе по теме: Гормональная регуляция обмена веществ.

1.  Гормональная регуляция как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ. Основные механизмы регуляции метаболизма: изменение активности ферментов в клетке, изменение количества ферментов в клетке (индукция или репрессия синтеза), изменение проницаемости клеточных мембран.

2.  Гормоны, общая характеристика, классификация гормонов по химическому строению и биологическим функциям. Механизм действия гормонов белковой природы.

3.  Механизм действия гормонов стероидной природы и тироксина.

4.  Гормоны гипоталамуса. Люлиберин, соматостатин, тиролиберин.

5.  Гормоны гипофиза. Гормоны задней доли гипофиза: вазопрессин, окситоцин.

6.  Строение синтез и метаболизм йодтиронинов.

7.  Влияние йодтиронинов на обмен веществ. Гипо — и гипертиреозы.

8.  Гормоны мозгового слоя надпочечников. Строение, влияние на обмен веществ. Биосинтез катехоламинов.

9.  Гормон роста, строение, функции.

10.  Гормоны околощитовидных желез. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена.

11.  Инсулин. Глюкагон. Влияние на обмен веществ.

12.  Стероидные гормоны. Глюкокортикоиды.

13.  Половые гормоны.

14.  Ренин-ангиотензиновая система.

15.  Калликреин-кининовая система.

16.  Гормональная регуляция обмена углеводов, жиров, аминокислот. Нарушения обмена.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8, 9

Защита рефератов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 18

Тема: Решение ситуационных задач

Задача 1. У больного 25 лет утром натощак взята сыворотка крови для анализа. Содержание ТАГ составляло 3 ммоль/л. Содержание холестерола соответствует норме. Сыворотка крови мутная, при хранении в холодильнике на поверхности образуются жирные хлопья. Объясните результаты анализов и возможные причины симптомов, наблюдаемых у больного. Для этого ответьте на вопросы и выполните задания:

а) нарисуйте схемы (липидограммы), отражающие состав липопротеинов сыворотки крови голодного человека и человека, имеющего указанные симптомы заболевания;

б) укажите, нарушения каких молекулярных механизмов может привести к таким изменениям в обмене липидов;

в) сформулируйте рекомендации по питанию данному пациенту.

Задача 2. У женщины 40 лет обнаружены камни в желчном пузыре, которые периодически перекрывали желчный проток и нарушали отток желчи в кишечник. Укажите все возможные последствия нарушения секреции желчи. Для этого:

а) объясните роль желчных кислот в переваривании липидов;

б) укажите функцию желчных кислот в процессе всасывания продуктов переваривания пищевых липидов;

в) укажите, дефицит каких веществ может возникнуть у таких больных, и каковы могут быть последствия и симптомы.

Задача 3. В качестве консервантов косметических средств применяют природные белки: пероксидазу, лактоферин и лизоцим. Объясните механизм их действия в качестве консервантов.

Задача 4. При очередном осмотре стоматолог диагностировал у пациента парадонтоз в начальной стадии. При обследовании в крови больного обнаружена повышенная концентрация кальция, белка остеокальцина, паратгормона; содержание фосфатов ниже нормы. Какому заболеванию могут соответствовать эти данные? Для ответа на вопрос:

a)  опишите действия на ткани-мишени гормона, содержание которого повышено в крови больного;

b)  объясните строение белка остеокальцина и его функцию в костной ткани;

c)  укажите другие маркеры костного метаболизма, содержание которых должно быть повышено в крови и моче больного.

Задача 5. Из слюны животных выделяют ингибиторы протеаз и используют для получения лекарственных препаратов. Они выпускаются фармацевтическими фирмами под названием трасилол, контрикал, гордокс. Опишите функцию этих белков в слюне. Объясните механизм действия этих препаратов при панкреатите и назовите ферменты, которые ингибируются этими препаратами.

Задача 6. Всем известно ощущение оскомины после обильного употребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если ежедневно чистить зубы зубной пастой, содержащей фтор. Как можно объяснить это явление? Для ответа на вопрос:

У больного 25 лет утром натощак взята сыворотка крови для анализа

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7

Источник