Общий анализ крови действие медсестры

Медсестра должна подготовить пациента ко всем видам лабораторного и инструментального исследования.

Общий анализ крови.

Для взятия крови из вены медсестра должна объяснить пациенту, что кровь берется утром натощак. пациент не должен есть, пить, курить.

Для взятия общего анализа крови медсестра должна подготовить стерильный шприц, ватные шарики, спирт, жгут, написать направление в лабораторию, подготовить пробирки для крови, герметически закрывающийся контейнер для переноса крови в лабораторию. Медсестра осуществит забор крови из вены и отправит кровь в лабораторию. В общем анализе крови можно увидеть: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, повышенная СОЭ, анемия, лейкоцитопения, тромбоцитопения, снижение протромбинового индекса.

Биохимический анализ крови выявляет повышение активности печеночных ферментов АЛТ, СЛТ, щелочной фосфатазы, увеличение содержания в крови билирубина, глобулина, калия и натрия, мочевины и креатинина, понижен уровень альбуминов, холестерина.

При циррозах вирусной этиологии можно обнаружить маркёры вирусов гепатитов В и С. Маркёры вируса гепатита D выявляют при наиболее активных вирусных циррозах печени.

Общий анализ мочи.

Мед. сестра должна подготовить пациента к сдачи общего анализа мочи и рассказать о правилах выполняемой процедуры.

При циррозе печени имеет значение определение параметров, характеризующих почечную функцию (белок, лейкоциты, эритроциты, креатинин, мочевая кислота). Это важно, так как у 57% пациентов с циррозом печени и асцитом выявляется почечная недостаточность.

Мед. сестра должна написать направление, подготовить чистую, сухую посуду для мочи, а также объяснить пациенту как правильно собрать мочу на общий анализ.

В общем анализе мочи можно увидеть: протеинурию, цилиндроурию, билирубинурию, в осадке небольшое количество эритроцитов.

Подготовка пациента к исследованию. Накануне анализа лучше не употреблять овощи и фрукты, которые могут изменить цвет мочи (свекла, морковь, цитрусовые, арбузы), не принимать диуретики. Перед сбором мочи надо произвести гигиенический туалет половых органов. На исследование берется. 100-200 мл первой утренней мочи. Пробу нужно доставить в заборный пункт утром того же дня. Длительное хранение мочи ведет к изменению ее физических свойств, размножению бактерий и к разрушению элементов осадка.

Анализ кала на скрытую кровь. Мед. сестра должна написать направление в клиническую лабораторию, подготовить необходимую посуду для сбора кала (судно, чистую, сухую банку с крышкой, деревянный одноразовый шпатель), подготовить пациента к сбору кала на скрытую кровь и объяснить пациенту ход предстоящих действий.

Подготовка пациента к сбору кала на исследование скрытой крови должна включать следующие этапы.

  • 1. Соблюдение специальной диеты. Пациент, готовящийся сдавать кал на исследование на скрытую кровь, обязан за три дня до сбора кала полностью отказаться от употребления в пищу мяса и печени, а также других продуктов, в состав которых входит значительное количество железа — это мясо, рыба, печень, икра, зеленые овощи, гречка, гранаты, яблоки. В этот период показана молочная диета. Можно есть картофель, каши, хлеб.
  • 2. За 7-10 дней до сдачи анализа отменить прием железосодержащих лекарственных препаратов, слабительных, препаратов содержащих висмут.
  • 3. Отказ от использования любых слабительных средств и клизм.

Мед. сестра должна собрать кал после самостоятельного опорожнения кишечника пациента в судно, из трех разных, темных мест, одноразовым шпателем в одноразовый пластиковый контейнер с герметичной крышкой в количестве 5-10г. Мед. сестра должна доставить контейнер с калом в лабораторию в теплом, свежем виде не позднее15-20 минут после дефекации.

Анализ кала на яйца глистов.

Мед. сестра должна написать направление в клиническую лабораторию, подготовить чистое, сухое судно, чистый, сухой одноразовый контейнер, одноразовый шпатель, для сбора кала, подготовить пациента к предстоящей манипуляции.

Кал собирают в одноразовый контейнер с закрывающейся крышкой шпателем в количестве 3-5г из 3-х разных мест. Кал должен быть доставлен в лабораторию теплым, в этот же день.

Медицинская сестра должна подготовить пациента к УЗИ печени.

В условиях стационара медицинская сестра должна помочь пациенту встать с кровати, усадить пациента в кресло каталку и отвести пациента в кабинет УЗИ.

Для более точного постановления диагноза необходима компьютерная томография МРТ.

Мед. сестра должна подготовить пациента к компьютерной томографии.

В условиях стационара мед. сестра должна помочь пациенту встать с кровати, уложить пациента на каталку и отвести пациента в кабинет компьютерной томографии.

Источник

Развернутый клинический анализ крови включает в себя показатели, характеризующие функционирование ростков кроветворения (количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), функциональную состоятельность этих клеток, уровень гемоглобина, различные включения в цитоплазме клеток, а также системные показатели, такие как цветовой показатель, гематокрит и скорость оседания эритроцитов.

Количество эритроцитов. Этот показатель показывает удельную концентрацию эритроцитов в крови. Выражается в абсолютных величинах и в норме составляет 4,1 -5,0×10,2/л у мужчин и 3,7-4,7х1012/л у женщин.

Концентрация гемоглобина. Является очень чувствительным показателем анемического синдрома и наряду с количеством эритроцитов и гемато- критом является основой для диагностики различных типов анемий.

В норме концентрация гемоглобина составляет от 130 до 160 г/л у мужчин и от 120 до 150 г/л у женщин. Зависимость уровня гемоглобина от возраста приведена в табл. 2.

Читайте также:  Что такое blast в общем анализе крови

Зависимость уровня гемоглобина от возраста

Таблица 2

Возраст

Уровень гемоглобина (г/л)

Новорожденные

136-196

До 3 месяцев

95-125

1 год

110-130

1-9 лет

115-148

10-14 лет

120-152

15-64 года

130-160 (М), 120-150 (Ж)

65-85 лет

120-150

Цветовой показатель. Этот показатель является наиболее спорным в настоящее время. Изначально он был предложен для того, чтобы охарактеризовать степень насыщенности эритроцита гемоглобином. В настоящее время в России его диагностическое значение сохраняется, однако с внедрением в лабораторную практику проточных гематологических анализаторов появилась возможность более тонкой характеристики функциональной активности эритроцитов.

Клиническая значимость этого показателя заключается в характеристике функционирования эритрона как структурно-функциональной единицы костного мозга, ответственной за продукцию эритроцитов. По результатам измерения этого показателя все анемии подразделяются на три основные группы: гиперхромные, гипохромные и нормохромные.

В норме цветовой показатель составляет от 0,82 до 1,05 у мужчин и женщин.

Гематокрит. Данный показатель является измеряемым. Суть исследования заключается в оценке объемного соотношения жидкой и клеточной фаз крови. Несмотря на то что патологических состояний, изменяющих данный показатель, на первый взгляд, много, все они классифицируются в два синдрома — дисклеточный и дисволемический. Первый подразделяется на два подсиндрома. Гиперклеточный, характерный для пролиферативных заболеваний, связанных с поражением костного мозга (хронические лейкозы, лимфомы, эритроцитозы и т. д.), и гипоклеточный, чаще всего сопровождающий некоторые формы анемий (например, апластическую) и цитопенические состояния. С другой стороны, дисволемический синдром также подразделяется на гипер- и гиповолемические подтипы в зависимости от состояния жидкой фазы крови.

Количество лейкоцитов. Показатель, указывающий на удельную концентрацию лейкоцитов в крови. Изменение этого показателя чаще всего характеризует наличие как гематологических заболеваний, так и системных, связанных с воспалительными, опухолевыми и дистрофическими процессами. Кроме того, данный показатель очень часто используется для оценки эффективности проводимой терапии (цитостатиками, антибиотиками и т. д.). Для более детальной оценки количества лейкоцитов в крови существует целый раздел показателей, объединенных названием «лейкоцитарная формула». Лейкоцитарная формула отражает абсолютное и относительное содержание в крови клеток, относящихся к классу лейкоцитов. Все лейкоциты принято делить на две основные группы: гранулоциты, к которым относятся базофилы, эозинофилы и нейтрофилы, а также мононуклеары (моноциты и лимфоциты). Оценка состояния гранулоцитарного звена гранулопоэза осуществляется в двух направлениях: оценка степени их зрелости и соотношение трех основных субростков гранулоцитарного ростка.

В норме количество лейкоцитов составляет 3,5-7,5х109/л у мужчин и женщин. У детей оно отличается и составляет в возрасте одного месяца 9,2-13,8х109/л, от 1 до 3 лет — 6-17х109/л, а в возрасте от 4 до 10 лет — 6,1-11,4х109/л.

Общая характеристика гранулоцитарного ростка. Клетки, относящиеся к гранулоцитарному ростку, созревают, проходя целый ряд стадий от бластной клетки до палочкоядерной и сегментоядерной форм. Последние две формы гранулоцитов в норме могут находиться в циркулирующей крови. По выходе из костного мозга основная часть их находится в лейкоцитарном депо. Основными редепонирующими факторами для них являются воспалительные реакции, опухолевый процесс и т. д.

Нормальные количества клеток лейкоцитарной формулы в норме приведены в табл. 3. Возрастные особенности лейкоцитарной формулы у детей (по А. Ф. Туру) приведены в табл. 4.

Таблица 3

Соотношение клеток в лейкоцитарной формуле

Клетки

Относительное количество (%)

Абсолютное количество (в 1 мкл)

Палочкоядерные нейтрофилы

1-4

40-70

Сегментоядерные нейтрофилы

50-70

2000-5500

Базофилы

0-1

0-65

Эозинофилы

0-3

0-300

Моноциты

3-9

90-600

Лимфоциты

18-40

1200-3000

Таблица 4

Возрастные особенности лейкоцитарной формулы у детей (%)

Возраст в годах

Нейтрофилы

Эозинофилы

Моноциты

Лимфоциты

1-2

34,5

2,5

11,5

50,0

2-3

36,5

1,5

10,5

51,5

3-4

38,0

1,0

10,5

49,0

4-5

45,0

1,0

9,0

44,5

5-6

43,5

0,5

10,0

46,0

6-7

46,5

1,5

9,5

42,0

7-8

44,5

1,0

9,0

45,0

8-9

49,5

2,0

8,5

39,5

9-10

51,5

2,0

8,0

38,5

10-11

50,0

2,5

9,5

36,6

11-12

52,0

2,0

9,0

36,0

12-13

53,5

2,0

8,5

35,0

13-14

56,5

2,5

8,5

32,0

14-15

60,5

2,0

9,0

28,0

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Впервые, теоретические основы данного явления были открыты в 1897 г. Э. Бернацким. Детально описав механизмы, определяющие скорость седиментации эритроцита, он попытался внедрить это исследование в клиническую практику под названием «реакция оседания эритроцитов» (РОЭ). Однако истинным клиническим «отцом» феномена СОЭ in vitro по праву принято считать шведского патолога Р. Фареуса. В частности, в 1918 г. он описал взаимосвязь уровня СОЭ и срока беременности, а также ввел это исследование в медицинскую практику.

В чем суть этой реакции? Эритроцит является самой тяжелой клеткой из всех клеток крови. Это обусловлено наличием в составе гемоглобина атомов железа. Поэтому, если опустить эритроцит в изотонический раствор, он будет седиментировать (оседать под действием силы тяжести) с определенной скоростью. Однако гораздо быстрее он будет оседать, если ассоциирован с другими эритроцитами, которые увеличат вес агглютината. Почему эритроциты ассоциируются друг с другом? Имея на своей поверхностной мембране одинаковый заряд, который формируется в процессе созревания этой клетки, все клетки должны отталкиваться друг от друга. Ответ на этот вопрос прост, дело в том, что при развитии различных патологических и нормальных процессов в организме в кровь выбрасывается большое количество биологически активных веществ (белки острой фазы, индукторы воспаления, цитокины, токсины и т. д.), заряд этих молекул часто отличается от заряда поверхностной мембраны эритроцитов. Фиксируясь на поверхностных белковых структурах эритроцита, они изменяют общий поверхностный заряд клетки. Это создает условия для ассоциации эритроцитов друг с другом. Морфологически данный феномен описан под названием «формирование монетных столбиков», из-за схожести плоского эритроцита и монетки. Итак, чем активнее патологический процесс в организме, тем больше биологически активных веществ выбрасывается в кровь, тем больше эритроцитов изменяет свой заряд, тем больше «монетных столбиков» образуется, увеличивая скорость их оседания.

Читайте также:  Аппарат для определения анализа крови

Какие процессы и за счет чего изменяют СОЭ? Воспалительные процессы изменяют СОЭ преимущественно за счет выброса большого количества токсинов, белков острой фазы, молекул иммуноглобулинов. Онкологические процессы изменяют СОЭ за счет выраженного цитолитического эффекта, выбрасывая в кровь большое количество клеточного детрита. Дистрофические процессы увеличивают СОЭ в основном за счет продуктов разрушения тканей.

К нормальным процессам, увеличивающим СОЭ, следует отнести беременность. Механизмы влияния беременности на СОЭ крайне разнообразны, начиная от прямого выброса продуктов жизнедеятельности плода в кровь матери и заканчивая механизмами локального иммунного ответа в матке.

Всегда ли реакция СОЭ является информативной? Нет, не всегда. Анемии, сопровождающиеся уменьшением количества эритроцитов в циркулирующей крови, могут вносить коррективы в интерпретацию результатов СОЭ. Это объясняется тем, что количество эритроцитов, формирующих

«монетные столбики», крайне мало. Великий русский хирург Н. И. Пирогов в свое время вывел эмпирическую формулу для вычисления СОЭ, учитывающую количество эритроцитов. Однако в настоящее время эта формула не получила достойного клинического признания.

Источник

Манипуляция №22.

“Технология выполнения забора крови из вены»

Цель :лечебная;

Показания: определяет врач;

Оснащение: одноразовый шприц 10-20 гр.; штатив с герметично закрывающийся пробиркой; направление на исследование; клеёнчатая подушечка, венозный жгут;кожный антисептик; стерильная маска, стерильные перчатки; защитные очки; ватные и марлевые шарики в 70% спирте; стерильный лоток, накрытый стерильный лоток со стерильным инструментарием (пинцет); лоток для отработанного материала; ёмкости с дезрастворами (3% и 5% р-ры хлорамина); аптечка «Анти-СПИД»; муляж; ёмкость для сбора частей одноразового инструментария; пелёнка; контейнер для транспортировки крови;

1.Объяснить пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получить добровольное согласие пациента на выполнение манипуляции;

2.Застелить кушетку пелёнкой;

3.Выписать направление на исследование, № на направлении должен соответствовать № на пробирке;

4.Обработать руки на гигиеническом уровне надеть перчатки и обработать их ватными шариками в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала;

5.Собрать одноразовый шприц, положить его в стерильный лоток (колпачок с иглы сбросить в ёмкость для сбора частей одноразового инструментария);

6.Выложить стерильным пинцетом в стерильный лоток 4 стерильных марлевых шарика в 70 % спирте;

7.Усадить (уложить) пациента на кушетку, осмотреть вены локтевых сгибов, выбрать предполагаемое место пункции;

8.Подложить под локоть для максимального разгибания руки клеёнчатую подушечку, наложить на салфетку, на среднюю треть плеча венозный жгут, так чтобы его свободные концы были направлены вверх, а петля вниз;

9.Обработать перчатки ватными шариками в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала;

10.Взять из лотка в одну руку шприц в другую шарики;

11.Попросить пациента поработать кулаком и одновременно центробежно обработать первым шариком всю зону локтевого сгиба, вторым шариком по направлению от предплечья к плечу кожу над веной, третьим ватным шариком непосредственно место пункции;

12.Натянуть рукой кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая её к периферии, чтобы фиксировать вену, пациент сжимает кисть в кулак;

13.Взять шприц (указательный палец на конюле иглы), иглой срезом вверх почти параллельно коже (под углом 5*) осторожно пунктировать её и ввести иглу на одну треть длины параллельно вене, изменив направление иглы пунктировать вену (ощущение попадания в пустоту);

13.Потянуть другой рукой поршень на себя — в шприце должна появиться кровь, набрать необходимое количество крови (на различные исследования берётся 5-20 мл.);

14.Снять жгут, прижать к месту прокола 4 шарик и извлечь иглу из вены, попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе оставить шарик до остановки кровотечения;

15.Снять со шприца иглу, положить её в лоток, по стеночке пробирки выпустить кровь, шприц положить в лоток, пробирку закрыть;

16.Поместить пробирку в контейнер для транспортировки биологических жидкостей;

17.Убедиться в том, что пациент чувствует себя нормально, забрать шарик, проводить пациента до дверей

процедурного кабинета;

18 Инфекционная безопасность:

· замочить шарик в 3% р-ре хлорамина –120 мин;

· замочить иглу в 5% р-ре хлорамина на 60 мин;

· промыть шприц, замочить в 5% растворе хлорамина и замочить его в другой ёмкости с 5% р-ром хлорамина — 60 мин;

· замочить лоток в 3% р-ре хлорамина — 60 мин;

· снять пелёнку с кушетки и поместить её в мешок для грязного белья;

Читайте также:  При остеохондрозе в анализе крови

· протереть жгут и подушку, кушетку разной ветошью дважды с интервалом 15 минут 3% р-ром хлорамина;

· сбросить отработанные шарики в мусорный контейнер;

· замочить лоток для отработанного материала в 3% р-ре хлорамина — 60 мин;

· замочить перчатки в 3% р-ре хлорамина — 60 мин;

· снять и замочить маску в 3% р-ре хлорамина –120 мин.

19. Отправить в лабораторию контейнер с пробиркой и направлением;

20. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Источник

Актуальность темы:Патологические процессы вызывают в периферической крови те или иные сдвиги, изменения могут выявляться на ранних стадиях заболевания, своевременное лечение дает хороший эффект. В клинической практике наиболее широко применяется общий клинический анализ крови, который проводится всем стационарным больным, а по показаниям – амбулаторным. В понятие «общий анализ крови» входят следующие исследования: определение количества гемоглобина, подсчет количества эритроцитов в 1 литре крови, вычисление цветного показателя, подсчет количества лейкоцитов в 1 литре крови, подсчет лейкоцитарной формулы и определение скорости оседания эритроцитов. Другие морфологические или физико-химические исследования производятся по специальному требованию врача: подсчет количества тромбоцитов и ретикулоцитов, определение времени кровотечения, свертываемости крови и другие. В амбулаторных условиях часто назначают «тройку»: СОЭ, гемоглобин и лейкоциты – чаще при профилактических осмотрах, направлении на санаторно-курортное лечение, диспансеризации населения, при отклонении от нормы общего анализа крови.

Клетки белой крови – лейкоциты – выполняют в организме защитные функции, участвуют в клеточном и гуморальном иммунитете, обладают высокой фагоцитарной активностью. Количество лейкоцитов менее постоянно, чем количество эритроцитов, может меняться в течение дня под влиянием различных факторов, зависит от физиологического состояния человека: беременность, менструальный цикл, патологический процесс. При подозрении на воспалительный процесс кровь берут только на лейкоциты. Все воспалительные процессы характеризуются лейкоцитозом.

Мотивация темы: Студенты должны знать, что даже у здорового человека могут наблюдаться некоторые колебания состава крови в течение суток под влиянием пищи, физических нагрузок и др. факторов. Для устранения влияния этих факторов кровь для исследования следует брать при одинаковых условиях в одно и тоже время (утром, натощак) из пальца.

Результаты лабораторных исследований во многом зависят от правильности техники сбора биологического материала (крови) — зависит от лаборанта; от правильной грамотной подготовки пациента к исследованию – в данном случае ведущая роль принадлежит среднему медицинскому персоналу – медицинской сестре. Медицинская сестра должна знать основные гематологические методы исследования, которые применяются для диагностики заболеваний.

Цели занятия:

1. Систематизировать знания по исследованию состава и свойств периферической крови, показатели крови здорового человека и при различных заболеваниях.

2. Изучить основные методы исследования белой крови.

Исходный уровень знаний:

1) Роль медицинской сестры в подготовке пациента к общеклиническому исследованию крови – подготовка к процедуре.

2) Влияние медикаментов, лечебных процедур и других факторов на результаты гематологических исследований.

3) Оформление направлений в клиническую лабораторию

4) Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с кровью

5) Соблюдение санитарно – противоэпидемического режима при работе в кровью, порядок действий при аварийных ситуациях при работе с кровью.

6) Значение и функции крови.

7) Диагностическое значение клинического анализа крови.

Студенты после изучения материала темы должны:

Знать:

1. Общие правила работы в клинико – диагностической лаборатории

2. Правила инфекционной безопасности при работе с кровью

3. Правила подготовки пациента для исследования крови, правила сбора и хранения биоматериала

4. Методы исследования белой крови

5. Виды исследований, входящих в общий анализ крови.

6. Нормальные показатели клинического анализа крови взрослого человека.

7. Возможные отклонения от нормы при некоторых физиологических и патологических процессах.

8. Медицинскую лабораторную терминологию

Уметь:

1) Готовить пациента к исследованию крови

2) Организовывать рабочее место для взятия крови на общий анализ

3) Выписывать направление пациенту на клинический анализ крови.

Иметь представления:

1. О современных лабораторных технологиях исследования крови

2. О специальных методах исследования красной крови, диагностическом значении определения показателей красной крови.

Межпредметные связи:

1. Основы сестринского дела (1 курс)
 
1) Лабораторные методы исследований. Подготовка пациента к исследованию крови. Роль медицинской сестры.
3) Инфекционный контроль, инфекционная безопасность.
2. Анатомия и физиология человека. Основы патологии (1 курс). 1) Значение и функции крови. Понятие о гемопоэзе.
2) Органы кроветворения
3) Нарушение обмена веществ. Дистрофия.
4) Этиологии, патогенез. Понятие о клинико-диагностических исследованиях.
5) Воспаление. Опухоли. Понятие о диагностике заболеваний.
3. Сестринское дело в терапии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, при инфекционных болезнях (3 курс) 1) Вопросы лабораторной диагностики различных заболеваний.
4. Профилактика ВБИ (3 курс) Инфекционный контроль, инфекционная безопасность.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 1837; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8788 — | 8317 — или читать все…

Читайте также:

Источник