Когда огонь в твоей крови анализ
Тема урока: «Любовная лирика Н. А. Некрасова»
Да, наша жизнь текла мятежно,
полна тревог, полна утрат…
Вступ. Слово учителя: — Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов…(слайд№1-портрет). Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать».
Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, всей душой сочувствующий положению русского народа. Поэт, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.
И не многие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви(слайд№2-тема урока – эпиграф). Любовные признания поэта были посвящены Авдотье Яковлевне Панаевой и вошли в так называемый «Панаевский цикл»(записываем тему урока, эпиграф). Я не случайно выбрала именно эти слова так как, на мой взгляд, в них нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Некрасова.(слайд№3 – цели урока)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих стихотворений. Очень хочется, чтобы вы поняли, что любовная лирика Некрасова – это не просто дань, которую поэт отдал традиционной, «вечной» теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. Высокую оценку этим произведениям давали Чернышевский, Тургенев, Белинский.
-Кто же такая А. Я. Панаева? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?
Сообщения учащихся-(слайд№4 – портрет Панаевой)
А. Я. Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя И. И. Панаева. Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.
(Слайд№5 – И. И. Панаев, группа литераторов).
Однажды студеным зимним вечером 1840 г. в блистающий огнями дом уже известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как – то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых. Он читал свой очерк «Петербургские углы».
—Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры?
( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)
-О, как ошиблась она в своих прогнозах! «Я поклялся не умереть на чердаке!» — скажет он впоследствии.
А потом было стихотворение «В дороге». «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!» — воскликнет чуть ли не со слезами на глаза Белинский.
То был перелом. Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.
Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.
Но несмотря на то, что муж ее Иван Панаев, неисправимый кутила, фанфарон, человек, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами», нахваставшись перед приятелями красавицей – женой, потерял к ней интерес, она держалась стойко. Супружеские узы были для нее священны. Священны, хотя поклонник и умолял, и посвящал стихи.
А. Я. Панаеву пронять стихами, даже самыми пылкими, было не так – то просто: и комплиментам привыкла, и к стихам(вот и Фет тоже посвятил ей три десятка строк), и к постоянному мужскому вниманию. Панаева красноречивому поклоннику не верила. «Нет!»-было сказано поэту. От отчаяния он чуть было не кинулся в Волгу. Но одумавшись и засучив рукава взялся за дело.
Он возродил из небытия пушкинский «Современник», который в его руках стал лучшим отечественным журналом. Недавний обитатель петербургских углов сделался законодателем художественного вкуса. К нему пришел успех.
И Панаева не устояла. В 1846 г. Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак. Тот день, когда она стала его женой, он назвал «праздником из праздников»:
Счастливый день! Его я отмечаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю
И праздную его в душе моей.
Но большого и долгого счастья у них не было. Хотя брак продлится 15 лет, счастливых и мучительных. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А в середине пятидесятых годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверное, можно только пожалеть и того, и другого. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта. Недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».
(Слайд№6)
«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды жизни, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.
Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»(слайд №7 – текст стихотворения)
(Чтение и анализ стихотворения).
-Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским».
— Какой показана любовь героини?
( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)
— А сама героиня какая?
(она не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна).
Именно такой и была молодая Панаева.
-А каким вы увидели литературного героя?
(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)
-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?
( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.
…с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу.
-Каков идеал любимой для Некрасова?
-Какой должна быть любовь как считает поэт?
Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь. (слайд №8 -особенности любовной лирики Некрасова)
Особенности любовной лирики Некрасова.
- Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.
- Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.
- Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.
- Стихи Н. Некрасова о любви искренни и достоверны.
В 1848 г. цензура запретила публиковать почти все произведения, предназначавшиеся для «Современника». Журналу грозил полный крах. Но помогла спасти журнал Панаева.
-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?
(она была прекрасным писателем. У нее был мужской псевдоним Н. Ставицкий. В соавторстве с Некрасовым она написала роман «Три стороны света», а потом и «Мертвое озеро». Журнал был спасен.
В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком.
Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди» и др. – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.
— Давайте полистаем страницы этого романа. Послушаем стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди».
(Анализ)
Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.
-В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.
Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.
-Послушаем стихотворение «О письма женщины, нам милой»
Переписка Некрасова с Панаевой не сохранилась. Она была уничтожена ими самими. Еще задолго до окончательного разрыва, Панаева, во время очередной ссоры как – то сожгла свои письма к поэту. Некрасов написал тогда стихотворение «Горящие письма».
(Чтение и сравнительный анализ со стих. А. С. Пушкина «Сожженное письмо»)
Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.
— Послушаем стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю».
(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)
Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста А. Ф. Головачёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.
Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?
Звучит стихотворение «Прости». (Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней «ревности угроз», а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. Поэт умел сильно чувствовать, страстно любить. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека. Что дано далеко не всем.
Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.
(слайд№9 — Выводы… )
Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.
«Ты всегда хороша несравненно».
Ты всегда хороша несравненно.
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый насмешливый ум.
То хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки,
Так голубят и гладят меня, —
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу
(1847г)
Н. А. Некрасов «Прости»
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,
Благослови и не забудь!
-О чем стихотворение Некрасова?
-Какие чувства в нем выражены?
— С какой стороны раскрылся поэт?
А. С. Пушкин «Я вас любил»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
-Что общего между этими стихотворениями?
Источник: nsportal.ru
Читайте также
Вид:
Источник
Школьное сочинение
Рассуждая о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося поэта XIX столетия, мы в первую очередь вспоминаем о том, что он вошел в русскую литературу как «певец свободы», «поэт и гражданин», посвятивший лиру «народу своему», трагической судьбе своей родины. На протяжении всего творческого пути поэта в центре его внимания была народная Россия с ее бедами, страданиями, лишениями; с ее стремлениями, надеждами, мечтами и постоянной борьбой. Но не стоит забывать, что Некрасов велик не только своими свободолюбивыми взглядами и мастерством воплощения народных мыслей. Его поэзия наполнена высокими и глубокими чувствами, лиризмом, нежностью и страстью, многие строки посвящены красоте родной природы и таким прекрасным чувствам, как любовь и дружба.
О некрасовской «поэзии сердца» долгое время не писали и не говорили, находя ее не специфичной для этого художника слова. И совершенно напрасно, ведь лирика любви отличается таким же новаторством и оригинальностью, как и все творчество поэта.
Любовную лирику Н. А. Некрасова условно можно поделить на несколько циклов, которые отличаются своеобразием и соотносятся с различными периодами его творчества. Стихи 1830-х годов проникнуты духом романтизма и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она непременно повстречает другую, родственную ей, душу. А вот лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно…» написана уже в совершенно иной, реалистической, манере.
Стихотворение это посвящено женщине, с которой поэт был близок до встречи со своей будущей супругой, А. Я. Панаевой, и представляет собой портрет возлюбленной лирического героя, с которой тот делит «настоящее горе». Это произведение все пронизано светом, лаской и нежностью, противопоставлением «темному морю жизни».
В каждой строке чувствуется неподдельное восхищение героиней, любование ее красотой, молодостью, жизнелюбием. Отдается дань ее уму, звучит глубокая признательность за ее доброту, за ее нежность, за понимание и поддержку.
Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занимает так называемый «панаевский цикл», куда вошли стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, союз с которой длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой и красивой, поэтому рядом с лирическим героем теперь оказывается образ героини, отличающейся сильным характером, волевой и независимой. Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.
Стихотворение «Когда огонь в твоей крови…» (1848) — это своеобразный договор о тех новых отношениях, которые должны быть установлены между двумя любящими, вступающими в союз. Это любовь-страсть, горящая огнем, и вместе с тем союз единомышленников, придерживающихся передовых взглядов. Это «действительная любовь», союз «по сердцу», основанный на единстве убеждений, на свободе, на безусловном равенстве мужчины и женщины. Ведь «Если страсть… слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение «вечной рабыни», когда чувства перестают быть возвышенными, а отношения воспринимаются как «насильственное бремя » » постыдных » уз (автор намеренно усиливает контраст яркими эпитетами). А вот если женщина осознает свое человеческое достоинство, имеет равные права с мужчиной и пользуется ими, то есть по-настоящему свободна, то такому союзу не страшны ни клевета завистников, ни людская молва…
В лирике «панаевского цикла» раскрываются довольно сложные отношения. Стихотворения показывают, как постепенно меняются, становятся все более напряженными и нелегкими взаимоотношения двух любящих людей. «Да, наша жизнь текла мятежно…» — подтверждает поэт, но тем большим чувством наполнены его стихотворения, тем сильнее «бьется сердце беспокойное».
В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» (1850) лирический герой переживает сложные, противоречивые чувства.
Не так давно объединились два «так горячо любивших» сердца, герой признается, что «пока еще кипят» в нем «мятежно ревнивые тревоги и мечты», но он уже с тревогой чувствует неизбежность развязки. Ему неприятна ирония любимой, он хочет с надеждой смотреть в будущее, но в сердце его уже поселились «тайный холод и тоска…», которые невозможно скрыть за внешним «кипением» и видимой полнотой «жажды». Эта «жажда» «последняя», как последние теплые дни уходящей осени, что подчеркивается в последнем пятистишии ярким сравнением остывающих чувств с осенней «бурливой рекой», которая катит еще бушующие, но уже холодные волны.
Н. А. Некрасов не был певцом идеальной любви, без ссор, размолвок, взаимных мучений и расставаний, у него «проза» и «поэзия» в любви неразделимы. Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851) — красноречивое тому подтверждение. И тут же призыв к полному и откровенному проявлению своих чувств:
Говори же, когда ты, сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
«Проза» — «неразумное», в сердцах сказанное «резкое слово». Однако, примиряюще подмечает поэт, «если проза в любви неизбежна», можно взять «и с нее долю счастья»:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
А чтобы не было слишком горько, он дает совет «сердиться открыто», тогда и примирение легче и ссора «скорее наскучит».
Лирическая миниатюра «Прости» (1856), написанная с намерением примириться с А. Я. Панаевой после размолвки, насыщена самыми разными чувствами.
Стихотворение это очень эмоциональное, слова идут от самого сердца, каждый стих заканчивается восклицанием. Лирический герой одновременно исповедуется, вспоминает о прошедших днях, просит простить ему нанесенные прежде обиды; умоляет забыть, не помнить «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слез», «ревности угроз», но сохранить в памяти все светлое и прекрасное, что связывало любящие сердца.
Разрыв с А. Я. Панаевой, неизбежность которого поэт предчувствовал с самого начала, произошел в 1863 году, но отношения эти еще не раз эхом отзовутся в творчестве поэта, в частности в драматических «Трех элегиях» (1874).
Любовную лирику Н. А. Некрасова дополняют лирические обращения к «Зине» (Ф. А. Викторовой), с которой поэт обвенчался незадолго до своей смерти. Пронизаны они чувством безграничной благодарности молодой женщине за ее ласковое, нежное и сострадательное отношение к больному мужу («В сердце твоем стоны мои отзываются»), за ее чуткость, отзывчивость и самоотверженность.
Конечно, у поэта, посвятившего свою лиру страдающему народу, его нелегкой судьбе, не так уж часты светлые строки о любви и нежности. Но, тем не менее, они есть и они по-своему прекрасны. В этих строках заключены сильные чувства: любовь и нежность, мечты и надежды, печаль о несбывшемся, радость встреч, боль разлук, благодарность за единомыслие и сострадание, сожаление об ошибках и искреннее раскаяние. В них такая пронзительная искренность и откровенность!
Я думаю, некрасовская «поэзия сердца» сегодня как никогда заслуживает нашего пристального внимания.
Источник