Анализ стихотворения я гамлет холодеет кровь

Анализ стихотворения я гамлет холодеет кровь thumbnail
  • Анализ стихотворений
  • Блок
  • Гамлет



Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока

Картинка Анализ стихотворения Блока Гамлет № 1

«Я — Гамлет…» (1914). В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к Офелии — единственное тепло среди холодности жизни, «неба клочок», который позво­лил Гамлету дышать, поэтому уход Офелии из «холода жизни» воспринимается как преддверие гибели Гамлета. Произведение построено в форме монолога:

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети.

И в сердце — первая любовь Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

В стихотворении Гамлет и Офелия — обладатели общей судьбы: «холодеет кровь» принца, охваченного сетями коварст­ва, и Офелию «увел далеко жизни холод». Единственное условие жизни героев — их внутренняя связь.

Анализ стихотворения Блока «Я — Гамлет»

Анализ стихотворения Блока «Я — Гамлет»

Картинка Анализ стихотворения Блока Гамлет № 2

«Я — Гамлет…» (1914). В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к Офелии — единственное тепло среди холодности жизни, «неба клочок», который позво­лил Гамлету дышать, поэтому уход Офелии из «холода жизни» воспринимается как преддверие гибели Гамлета. Произведение построено в форме монолога:

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети.

И в сердце — первая любовь Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

В стихотворении Гамлет и Офелия — обладатели общей судьбы: «холодеет кровь» принца, охваченного сетями коварст­ва, и Офелию «увел далеко жизни холод». Единственное условие жизни героев — их внутренняя связь.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Картинка Анализ стихотворения Блока Гамлет № 3

Этим многоаспектным стихотворением открывается семнадцатая глава романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Его можно назвать ключевым, потому что при правильном прочтении оно дает ключ к пониманию всего произведения.

Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.

В стихотворении допустимы следующие прочтения:

Само название произведения отсылает нас к шекспировской трагедии и к внутреннему монологу ее главного героя — датского принца. Параллельно сразу вспоминаются другие произведения русской культуры, в которых тоже упоминается Гамлет, например, Блок («Я Гамлет. Холодеет кровь…») или Тургенев («Гамлет Щигровского уезда»).

Произведение представляет собой монолог актера, который играет Гамлета. Шекспировский Гамлет тоже был близок к театру. Аналогия с шекспировскими образами напоминает читателю его всемирно известную формулировку — «Весь мир — театр, и люди в нем актеры». В этом случае ситуация Гамлета понимается как типовая ситуация любого человека.

Гамлет говорит: «Я люблю твой замысел упрямый», и эта фраза относится не только к режиссеру пьесы, она обращена к самому Создателю. Создатель предначертал каждому свой жизненный путь, этот жизненный путь каждый должен пройти достойно, и при самых тяжелых обстоятельствах соответствовать своему предназначению. «Дверной косяк» здесь символизирует начало жизненного пути.

Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.

Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.

Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.

Ну, во первых, можно выяснить когда, зачем и при каких жизненных обстоятельствах они оба написали эти стихотворения. Сравнить. Это уже можно сказать треть анализа.
А если по тексту:
По-моему, два совершенно разных стихотворения.
Блок пишет о любви. У Пастернака любовью и не пахнет.
У Блока — противопоставление Офелии, первой любви и жизни, коварства жизни. Вспоминая замороченность Блока на Прекрасной Даме могу предположить, что Офелия=Прекрасная Дама=всё то, что она олицетворяет. Не помню точно, но что-то там было про Мировую Душу или что-то в этом роде. Такое еретически-религиозное понятие о Душе, которая женского рода.
Блок — он же символист. Значит у него нужно в стихотворении искать именно символы. Он не пишет ни о себе, ни о своей первой любви, ни о первой любви вообще — первая любовь и Офелия тут символы чего-то ещё, ещё более. гм. метафизического.
Пастернак же пишет именно о себе, по-моему, о своей жизни и своей судьбе. Образ Гамлета у Пастернака менее отвлечённый, более конкретный. Присутствует образ сцены, театра. (У Блока этого нет.) Во! Мысль пришла: Гамлет у Блока — это что-то вроде архетипа, это образ из мировой культуры — именно в этой ипостаси использует Гамлета Блок. А у Пастернака всё не так глобально. Тут Гамлет — роль, персонаж. Это не Гамлет из какого-то мирового культурного контекста, а Гамлет из пьесы.
Так вот, вернусь к театру. Пастернак сравнивает свою жизнь. даже не с театром, с актёрством, с игранием роли. Он на сцене — а жизнь в него уставилась биноклями зрителей.
Ещё можно отметить строчку «но сейчас идёт другая драма». В этом тоже существенное отличие стихотворений Блока и Пастернака. Для Блока Гамлет вполне приемлем, он часть мира, часть культуры. Для Пастернака — Гамлет диссонирует с миром, нельзя быть Гамлетом, не то время, не та эпоха. Тут, панимаишь , революция, 18 год, или 1905 год (не в курсе, когда стихотворение написано) — какой тут может быть Гамлет?
Однако Пастернак (пардон, правильнее говорить — лирический герой Пастернака) не может вырваться из «плена» гамлетообразности (Блок, замечу, и не пытается.) Об этом свидетельствуют строчки «Но продуман распорядок действий/И неотвратим конец пути». И из-за этого вся его жизнь тонет в фарисействе.

ПС: Сочинялось на ходу. Надеюсь, не очень сумбурно .
И ещё: если надо действительно серьёзный анализ, то можно не изобретать велосипед, а почитать критику по Блоку и Пастернаку. Какого-нить авторитетного автора. Правда придётся порыться, пролистать много ненужного, причём явно не в районной библиотеке, потому что они там таких жутких вещей не держат — по крайней мере у нас (в Риге) только в университетской, Национальной или Академической можно что-то толковое найти.

Читайте также:  Результат анализ крови воспаление почек

Я – Гамлет. Холодеет кровь

Жизнь и смерть, любовь и разлука, прекрасные и уродливые вечно борются в жизни. И все это прекрасно воплотил в своем творчестве Александр Блок. Образ этого великого творца всегда ассоциируется для меня с шекспировским Гамлетом. Подумать только, два года назад я почти ничего не знал о Блоке, о его творчестве! После первого знакомства с биографией поэта, с его чудными, волшебными стихами я понял, что Блок не только великий поэт, но и удивительная личность. Кажется, что этот человек явился к нам из другого мира, ему должны быть чужды земные страсти, он далек от человеческих слабостей. «Суета сует» не интересует его. Но на самом деле Блок, как никто другой, выразил все особенности своего времени. Всей жизнью и творчеством он реализовал свое желание:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Блок вошел в поэзию в переломное время, когда в литературе и обществе происходили процессы, связанные с поиском новых путей развития, назревали общественные катаклизмы. Именно эти неслыханные перемены и невиданные мятежи предсказывал в своей поэзии Блок. А пророкам в своем отечестве всегда бывает очень трудно. Их удел — неравная борьба. В связи с этим мне кажется знаменательным, что в юности Блок был увлечен образом Гамлета из трагедии Шекспира.

Тетка поэта М. Бекетова вспоминает, что семьи Бекетовых и Менделеевых устраивали домашние спектакли и что Блок всерьез думал об актерском поприще: «Он с детства увлекался декламацией. С удовольствием декламировал шекспировские монологи Отелло, Гамлета, Юлия Цезаря». Особенно удалась ему роль Гамлета. Сохранилось несколько фотографий с фрагментами постановок пьес Шекспира, Пушкина, Грибоедова с участием А. Блока и Л. Д. Менделеевой. На одной из них — Л. Д. Менделеева — Офелия. Именно такой запечатлел ее Блок в стихотворении: — Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повернутый, склонял свои колени И думал: «Счастье там, я снова покорен!»

Самый светлый период в жизни Блока — история любви к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. Благодаря этому чувству был создан цикл стихов о Прекрасной Даме.

Как Гамлет. любя Офелию и пытаясь спасти ее от мира лжи и коварства, предлагает ей уйти в монастырь, так и Блок обожествляет Л. Д. Менделееву, считая ее неприкосновенной, святой, и предоставляет ей свободу жизненного выбора, что, к сожалению, наполнит печалью жизнь обоих.

Те самые юношеские спектакли, наполненные светлой и трагической любовью Гамлета и Офелии, помогли Блоку создавать стихи о самых разных жизненных проблемах. Тема разлуки влюбленных приобретает у Блока некое мистическое звучание. Слышатся даже мотивы романтических баллад Жуковского. В стихотворении «Песня Офелии» (1899 год) поэт соединяет в образе Гамлета черты воина и благородного рыцаря. Строки стихотворения построены по принципу параллелизма:

Разлучаясь с девой милой,

Друг, ты клялся мне любить.

Уезжая в край постылый,

Клятву данную хранить.

Милый воин не вернется,

Весь одетый в серебро.

В гробе тяжко всколыхнется

Бант и черное перо.

Глядя на фотографии поэта и читая его стихи, я всегда представляю Блока в образе рыцаря, принца Гамлета — бесстрашного борца с подлостью, ложью, распутством. Он способен страстно и преданно любить. «Только влюбленный достоин носить звание человека», — таково отношение Блока к этому возвышенному чувству.

В стихотворении «Песня Офелии» 1902 года Блок использует прием повтора, точно воспроизводя состояние обезумевшей героини, а скорее всего, уже погибшей.

А я забыла вчерашнее — забыла вчерашнее

Я не искала плакучей ивы — плакучей ивы.

О чем берега шептали — берега шептали.

У Шекспира смерть и людская злоба разлучили Офелию и Гамлета. А в стихотворении Блока их души остаются неразлучными:

Там, там, глубоко, под корнями

Лежат страдания мои.

Питая вечными слезами.

Офелия, цветы твои!

С образом Гамлета у Шекспира связана не только высокая любовь, но и проблема выбора между жизнью и смертью, покорностью и борьбой.

Поэзия Блока отличается страстностью, взволнованностью, исключительной искренностью. Как перед Гамлетом, перед поэтом встает выбор: Родина или чужбина, жизнь или смерть. Во все времена, какие бы тяготы ни обрушивались на Россию, поэт оставался с ней. Блок верил, что Россия прорвется, подобно Гамлету, сквозь сети коварства и лжи. Он мужественно бросился в единоборство со временем и товарищами по перу:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим.

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар.

Подобно Гамлету, оказавшемуся в замке (в родном доме) в окружении лжецов, чувствует себя Блок в этом мире. Но он по-рыцарски бесстрашно, как Гамлет, принял вызов времени. Вместе со своей страной поэт пережил революцию, великие войны, он видел смерть и страдания людей. Это не могло не отразиться в его творчестве. И подобно плачу Офелии о погибшем «милом воине», нежный голос ребенка в моем любимом стихотворении Блока оплакивает всех, не вернувшихся с полей сражений:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Россия в творчестве Блока всегда представала как прекрасная, но вечно страдающая страна. Она изображается поэтом на переломных этапах своей истории, и спасают ее люди чести, многие погибают в неравной борьбе, но на их место встают новые люди. Лирический герой поэзии Блока всегда был готов к этой миссии.

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Россия — это и есть «светлая жена», заботящаяся о своих детях. Блок первым из русских поэтов бесстрашно взглянул в глаза пролетарской революции, пытаясь отмести все ложное, жестокое и случайное и открыть в ней светлое и созидательное.

Читайте также:  Стероиды и биохимический анализ крови

Поэт — рыцарь «серебряного века », Александр Блок пронес через всю свою жизнь верность юношеским, подчас максималистским идеалам, воплощенным для него в образе Гамлета.

Если домашнее задание на тему: » Я – Гамлет. Холодеет кровь оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Свежие новости

Сочинения по теме

  • Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем. » — Есенин
  • РОССИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА Начиная с 1907-1908 годов, тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве А.
  • ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА Тема Родины — одна из ведущих в творчестве Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал поэт. Образ
  • Восприятие и истолкование – художественный анализ стихотворения О доблестях, о подвигах, о славе… – Блок Александр Восприятие и истолкование анализ стихотворения О доблестях, о подвигах, о славе… В своем стихотворении А. Блок описывает то, как лирический герой
  • ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА Творчество Александра Блока приходится на начало XX века. Этот период ознаменовался для всей России как переломный в ее истории и
  • Рейтинг сочинений

    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

  • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

  • Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    Послушать стихотворение Блока Гамлет

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Гамлет

    Анализ стихотворения Блока Гамлет

Источник

Образ Гамлета в стихах поэтов серебряного века: анализ художественного текста на уроке литературы в средней школе

Лирика поэтов серебряного века изучается в 11 классе средней общеобразовательной школы.

Для урока нами выбраны четыре стихотворения: А.Блока «Я — Гамлет. Холодеет кровь…» (1914), М.Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» (1923), А.Ахматовой «У кладбища направо пылил пустырь…» (1909) и Б.Пастернака «Гамлет» (1944). Тексты распечатаны на одном листке и розданы ученикам накануне урока. Задание было сформулировано предельно обобщённо: нужно выбрать одно из предложенных стихотворений и подготовиться к письменному рассказу о нём. Учащимся не даются никакие подсказки, тогда все ответы будут разные и их обсуждению можно будет посвятить ещё один урок. Суть задания те только в том, чтобы искать переклички с трагедией Шекспира, не только размышлять над тем, как тот или иной поэт воспринял сюжетную ситуацию «Гамлета» или какой-либо образ, но и понаблюдать за тем, «как сделано» стихотворение.

Итак, в ходе работы над текстом лирического стихотворения следует активно разрабатывать и использовать методы и приемы самостоятельной работы, требующие от учеников проявления элементов творчества, новаторства и позволяющие выявить динамику продвижения к пониманию, то есть закономерности перехода от просто знания к знанию «личностному», осознанному (написание итоговых работ, предполагающих воссоздание и преобразование основных выводов учебного диалога).

Приведем выдержки из работ, написанных учениками 11 класса. Некоторые из них кажутся спорными или чересчур парадоксальными, но все они свидетельствуют о личном, заинтересованном отношении ребят к поэтическому тексту, что является в данном случае главным.

А.Блок

В этом стихотворении перекликаются две жизни: жизнь Гамлета и самого Блока. Если не знать биографию Блока, то можно просто проследить в каждой строчке жизнь Гамлета: сначала борьба против коварства, потом смерть любимой Офелии, а потом и сам Гамлет гибнет от отравленного клинка. Но в стихотворении чувствуется какой-то сильный личный надрыв…

Любовь Дмитриевна Менделеева была первой любовью Блока. Впоследствии у него были и другие женщины, но её одну он как бы ставил на пьедестал над всеми. Их отношения начались в 1898 году, когда они оба играли в «Гамлете», поставленном в усадьбе отца Любови Дмитриевны, в Боблове. Он играл Гамлета, она — Офелию.

И вот теперь, когда делаются наброски стихотворения, они разлучены. Она далеко, и Блок чувствует весь холод не только расстояния, но и её изменившегося отношения к нему. «Тебя, Офелию мою, // Увёл далёко жизни холод» — как раз об этом…

Наталья В.

«Холодеет кровь» — Гамлет постепенно умирает, единственное, что не даёт этому совершиться, — первая любовь, живая, а всё остальное, уже охладевшее, — застыло. «Офелию мою увёл далёко жизни холод» — она тоже как бы застыла. «Холодеет кровь — жизни холод» — смерть Гамлета выглядит как следствие смерти Офелии: до этого времени оставалась одна искорка — Любовь к ней, но и она угасает, и Гамлет застывает. «Увёл» — и «гибну»: только после этого Гамлет умирает…

Иван С.

Нет, он не любил Офелию… До смерти остались считанные минуты, и, если бы он любил Офелию, он посвятил бы мыслям о ней их все. Он же думает о себе, жалеет себя, оправдывает себя. Он даже выворачивает наизнанку причину гибели Офелии, и получается, что он сам ни в чём не виноват…

Алексей В.

Читая стихотворение Блока, я представляю себе, как рыцарь в очень-очень холодных, блестящих от холода доспехах сначала стоит, а потом быстро мчится против холодного ветра, не слыша его воя, и от этого всё ещё холоднее. Но в самом рыцаре бьётся сердце, в котором горячее возмущение и внутренний холод постепенно вытесняют доброту и любовь. Внешний же ветер и холод рыцарь вообще не чувствует, лишь вымороженные пальцы очень неловко держат копье, повёрнутое к воздуху и холоду…

Читайте также:  Рои анализ крови норма у женщин

Антон К.

А. Ахматова

Мне кажется, моё восприятие Офелии и Гамлета в чём-то очень созвучно с ахматовским. Я не могу не восхищаться Офелией, её силой воли и силой её любви. Для Ахматовой эта боль, причинённая Офелии Гамлетом, становится символом величия — королевской «горностаевой мантией». Офелия выдержала — и это её маленькая победа! В то же время чувствуется, что ей очень обидно и грустно. «Принцы только такое всегда говорят» — Гамлет говорил не только такое, но в этот момент думать об этом ещё больнее…

Елена К.

Гамлет страстно любит Офелию, однако ставит миссию искоренения несправедливости, для которой, как он считает, он рождён, выше личного счастья. Для исполнения замысла он разыгрывает сумасшедшего и поэтому в разговоре с Офелией говорит, что не любит её больше.

Но Офелия тоже любит Гамлета. Внезапное отталкивание её, отправление «в монастырь или замуж за дурака» оказывается для неё слишком серьёзным ударом: она «эту запомнила речь». Когда после этого убивают её отца, она сходит с ума и вскоре погибает.

Все её мысли после того, как она сошла с ума, — об отце и о Гамлете: то она представляет, как она плачет над могилой своего любимого, то воображает себя женой Гамлета — королевой, одетой в горностаевую мантию.

Если для Гамлета в сердце любовь к Офелии остаётся истинным чувством, а бесчувственность — лишь видимость, маска, то для Офелии правдой становится отталкивание, нелюбовь Гамлета, а преданность, истинная любовь теперь для неё лишь ложь: вместо настоящей мантии с ней остаются лишь отталкивающие слова Гамлета, речь, которая и будет струиться «сто веков подряд горностаевой мантией с плеч».

Анна Р.

Это стихотворение — не о Гамлете, а о Принце. Помните Ассоль? У неё был свой Принц, который приплыл на корабле с алыми парусами и забрал её с собой. Мечта Ассоль сбылась. И такой же Принц есть и у Ахматовой, и у Офелии. Остальные люди, когда видишь Принца, как-то смазываются перед ним, как ночью смазывается вид из окна, когда включаешь лампу. Это про остальных сказано: «…или замуж за дурака». И именно за Принца, а не за «дурака» хотят выйти замуж. Пусть у Ассоль Принц идеальный, пусть у Офелии он реальный — это неважно. Он есть.

Но трагедия в том, что Принца, такого, каким его видит Офелия, нет. Нет, так как «Принцы только такое всегда говорят». «Я не любил вас», — говорят Принцы, и лишь Грэй, Принц мечты, пришёл к Ассоль. И вот Офелия сталкивается с реальностью. Что ей делать? Либо мечтай о Принце, либо — «Иди в монастырь или замуж за дурака». Но она выбирает свой путь…

Татьяна Д.

М.Цветаева

Диалог Гамлета с совестью хорошо передаёт суть его характера: постоянные сомнения и попытки разобраться в себе, выявить правду. Гамлет осознаёт, что в гибели Офелии есть и его вина, но ставит себе в оправдание огромную любовь к ней: «Но я её любил, // Как сорок тысяч братьев любить не могут!» Совесть же настойчиво повторяет: «На дне она, где ил…» Высказывания Гамлета становятся с каждым разом всё короче и короче (три строчки, две строчки и одна). В первый раз он говорит с жаром (стоит восклицательный знак), во второй обрывает фразу (многоточие) и, наконец, появляется сомнение (два знака вопроса).

Совесть постоянно подчёркивает безвозвратность случившегося: «И последний венчик // Всплыл на приречных брёвнах…». Если же заметить акцент на слове «ил», то получается, что вода в реке с илистым дном, мутная, а Офелия — цветок жизни — покоится в такой мути (по мнению Цветаевой, она осталась на дне)…

Екатерина Н.

Больше всего в этом стихотворении радует то, что у Гамлета есть совесть!

Сергей Л.

Б.Пастернак

Б.Пастернак писал о своём романе «Доктор Живаго»: «…эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и многое другое». Последнюю часть этого романа составляют стихи самого Юрия Живаго. Одно из самых известных — «Гамлет».

Герой стихотворения одинок, бесконечно одинок оттого, что не может свободно общаться, разговаривать, делиться мыслями с другими людьми. Вся страна «фарисействовала», и поэт это чувствовал и страдал…

Андрей Ч.

В стихотворении можно найти много перекличек с «Гамлетом». Прежде всего, герой стихотворения говорит, что он один в мире, в котором «всё тонет в фарисействе», то есть в мире осталось очень много зла, с которым Гамлет должен бороться: «Я люблю Твой замысел упрямый // И играть согласен эту роль»… При этом Гамлет понимает, что с ним произойдёт: «…неотвратим конец пути». Кроме того, на Гамлета «наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси», то есть на него направлено всё мирское зло…

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Гамлет — герой одноименной трагедии У. Шекспира; один из вечных образов, ставший символом рефлектирующего героя, не решающегося на ответственное действие из-за сомнений в правоте и моральной безупречности своего поступка (одна из распространенных позднейших трактовок — бесстрашие мысли при бессилии, «параличе воли»). Реминисценциями образа Гамлета проникнута русская литература XX века.

У А.Блока мы обнаруживаем новый тип художественного мышления: не использование отдельных мотивов, отдельной темы, не повторение и заимствование образов, но глубокое проникновение в атмосферу трагедии, соотнесение строя мыслей и чувств литературного героя со своими собственными, произведения искусства с жизнью, воспроизведение литературного мифа на уровне жизненном, философском, психологическом и художественном. Блоковскую традицию Гамлета можно впоследствии проследить в поэзии М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, П. Антокольского, Д. Самойлова и др. В поэзии М. И. Цветаевой Гамлет — символ благородной, но безжизненной чистоты, в одноименном стихотворении Б. Л. Пастернака Гамлет — цельный человек, сделавший свой выбор: уход от чуждой его духу современности. Гамлет Пастернака начинает с того же, что и Гамлет Блока, с жажды Идеала. Они хотят быть героями «другой драмы», творить ее по законам своей Красоты, законам сердца, добра, мечты, правды-права. Воскресение ими подвергнуто сомнению, поскольку цена его предстает непомерной — отказ от себя.

Источник: studbooks.net

Источник