Анализ донские рассказы чужая кровь

«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы — один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть».  После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду.  Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!…»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе.  Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло». Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника». Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой». Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь». Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания — старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

— Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам».  Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» — всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

  • Михаил Александрович Шолохов, краткая биография

  • «Родинка», анализ рассказа Михаила Шолохова

  • «Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова

По писателю: Шолохов Михаил Александрович

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Чужая кровь

Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник. Этот рассказ получил хорошую огласку, которую запустили восхищенные читатели и поклонники Шолохова.

Главным героем Шолохов назначил пожилого казака. Друзья и близкие называли его дед Гаврил. Он со своей женой проводил своего сына Петра на фронт, чтобы ток отстаивал честь страны. Когда Петр уехал на фронт, хозяйства в доме пошло на спад, так как старик сам уже почти нечего не мог делать. Они не переставали его ждать, и думали, когда он вернется домой, все снова вернется на свои места. Но ему вернуться было не суждено. Он погиб, как и погибли многие за честь своей страны и честь своей родной земли.

Когда проходит время войны добирается до места жительства деда Гаврила. И в скором времени, там появляются целые колонны Большевиков. У них есть задание, узнать как можно больше информации о данной местности. Но казаки были другого склада жизни и не любили чужих на своей территории. И казаки начинают противостоять красной армии и разгораются полномасштабные военные действия. Однажды утром дед Гаврил находит раненого война, который находится при смерти. Дед принимает решение помочь солдату. Может быть, его подтолкнула на эти действия, что раненый боец был похож на его погибшего сына.

Этот человек в скором времени поправился. Он был окружен заботой. Его очень любили и называли его сыном. Хоть он был и приемным, который смог успокоить боль в душе о потерянном сыне. Но выздоровев, он принял решение вернуться домой.

Шолохов этим рассказом хотел показать, что любая кровь может стать родной. Также что нужно помнить свою землю, за которую ты воевал. Он доказывает, что любыми возможными способами нужно делать все, чтобы оставить след в истории для своих потомков. В рассказе показывается доброта и душевное понимание казак. Это качество есть далеко не у всех людей, но у деда Гаврила оно было. Писатель смог в этом произведение идеально сопоставить героев на одной сюжетной линии. Он хорошо описал происходящие вокруг и создающуюся обстановку во время войны. Рассказ основан не на гражданской войне, а на родительской любви и заботе. Также стоит отметить словесное наполнение рассказа. Автор много раз применяет разные художественные образы для выделения особых черт характера. Автор использовал новаторский прием для рассказов. Он ввел в содержание прием, который был популярен в устном народном творчестве. Это прием, который делал акцент на внимания на войну и все что с ней связано…

Вариант 2

Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.

Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.

Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Чужая кровь

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова Родиона

    На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние

  • Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль сочинение

    Сюжет речи поднимает тему воспитания даже в нашем современном мире. Хотя между нами больше двух веков, образы актуальны и сегодня, об этом нам рассказывает Д.И. Фонвизин в своей комедии.

  • Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

    Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок

  • Сочинение Челябинск — мой любимый город

    Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно

  • Сочинение Парфен Рогожин в романе Идиот Достоевского характеристика и образ

    Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.

Источник

“Донские рассказы” Михаила Шолохова стали предвестниками “Тихого Дона”. Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве.

Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе “Чужая кровь”,

который завершает “Донские рассказы”, не возвращаются два сына старика Гаврилы – один “белый”, другой “красный”, один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук.

Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как “деды и прадеды службу царям несли”.

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, “вторглись в казачий исконный быт”, “вывернули наизнанку” обычную дедову

жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: “срубили Петра насмерть”.

После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: “Одного сына убить?! … Не верю!…”

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших “очищенную, смугло-золотую пшеницу”, Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а “сквозь леденящий холодок” голой груди прощупал “потухающее тепло”. Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь.

И пусть пока была она для него “гадливо-холодной”, но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, “шафранно-бледного, похожего на покойника”. Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, “пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына”. Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал.

Вскоре между Гаврилой и Николаем “увязались простые и любовные” отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: “Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра”. Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, “ревниво хранивший чужую тайну”, отчего старый казак “невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой”. Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что “не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черноземь”.

Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания – старик, “с усилием задушив рыдание” и “кривя изуродованное болью, мокрое лицо” крикнул:

– Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: “Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам”. Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения.

Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ “Чужая кровь” помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, “прахом дымящееся хозяйство” – все, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Loading…

Источник

Сочинения > Анализ > Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Чужая кровь»

Чужая кровь Шолохова — произведение, вошедшее в цикл Донские казаки. Изучая данную работу, мы можем увидеть суть и последствия Гражданской войны. Также автор поднимает проблемы и тему человеческого гуманизма, заботу о ближнем. Здесь мы видим, насколько неиссякаемым может быть источник родительской любви. И вот сегодня нам предстоит написать сочинение по теме Чужая кровь Шолохова, сделав анализ работы и рассмотрев ее краткое содержание.

Чужая кровь краткое содержание и анализ произведения

Изучая краткое содержание работы Шолохова, мы видим казака Гаврилу и историю о том, как он снарядил своего единственного сына Петьку на фронт. Ждет он с женой его возвращения, вот только не дождутся. Петька убит на поле боя. Не верят старики в данную весть, верят что Петя вернется. Берегут все его вещи. Время идет, а сына нет. Парень пропал без вести, а в Филипповку приходят красные. Вся жизнь перевернулась, появилось еще больше седины на висках, ведь в смерти сына старики винят именно их. Так и коротали бы они со старухой свои дни в полуразвалившемся хозяйстве, но случай перевернул всю их жизнь.

Во дворе Гаврилы между продотрядниками и казаками произошла стычка, во время которой казаки расправились с красноармейцами. Среди них казак нашел тело парня, чей возраст совпадал с их погибшим ребенком. Он был в тяжелом состоянии. Старики выходили его, а позже привязались к нему настолько, что стали считать своим сыном, несмотря на то, что в нем чужая кровь. Называли они его Петькой, предложив остаться навсегда. Николай обещал подумать над предложением и пожить пока до лета. С приобретением нового чужого ребенка, жизнь стала ярче, вот только приносят им письмо, где парня зовут на завод, обратно на Урал. И Николай принимает страшное для стариков решение, уезжать. Расставание было горестным и печальным, ведь старики вновь лишались человека, который заменил им родную кровинушку.

Анализируя работу Чужая кровь дальше, мы видим поднятую автором тему преемственности поколений, которая является основой человеческой жизни. Каждый человек стремиться оставить свой след, передав все созданное своим потомкам. Только осознавая, что после тебя остается наследник, человек может быть по-настоящему счастлив, его жизнь приобретает смысл. Вот поэтому, когда сын не вернулся с фронта, основы жизни стариков стали рушиться, ведь незачем было Гавриле поддерживать дома и постройки. По этим же причинам зародилась и любовь стариков к чужому ребенку. Доброта и милосердие побеждает классовую ненависть к людям, которые нарушили казачьи устои.

Жаль только, что Николай не остается у Гаврилы. Его классовое сознание оказалось сильнее человеческих чувств, вот он и уезжает на завод, что манит его, уезжает, чтобы и дальше служить революции.

Чужая кровь герои рассказа

Говоря о произведении Шолохова и его героях, мы видим насколько точно удалось автору передать их образы, отражая их характеры и качества.

Главным героем произведения является казак Гаврила, чей образ самобытен и вызывает симпатию. Знакомясь с персонажем, мы сочувствуем ему, когда он отправляет единственного сына воевать. Испытываем его боль, когда он узнает о его смерти. Радуемся, когда с новым сыном чужим по крови его жизнь приобретает смысл и вновь огорчаемся, когда герою приходится вновь терять новоприобретенного сына.

Знакомимся также с Николаем, красноармейцем — рабочим, который пришел отбирать у стариков хлеб. Когда он был ранен, старики выходили его, назвав его своим сыном. Но не смог он оставаться в станице, которая была ему чужой. Хоть и был он благодарен Гавриле и жене, уезжает от них, чтобы и дальше служить идеалам революции.

Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Чужая кровь»

А какую оценку поставите вы?


Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Источник

Читайте также:  Анализ крови в павловске спб