В крови горит огонь желаний анализ
Два пушкинских образа в музыке: «В крови горит огонь желанья…»
Содержание:
- Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья…».
- Сравнение двух пушкинских образов, воплощённых в произведениях Глинки и Чайковского.
Музыкальный материал:
- М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья…» (слушание);
- Н. Леви, стихи А. Олицкого. «В пушкинском парке» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учётом критериев, представленных в учебнике)
«Великолепное воплощение единства двух величайших гениев русской культуры
представляют собой романсы Глинки на слова пушкинских стихов…»
М. Поляновский
Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворённость. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.
Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров.
Многие крупные композиторы, вдохновлённые бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почётное место принадлежит Глинке.
Поэт и композитор были знакомы и встречались лично, но близость их творчества была рождена не биографическими моментами, а внутренним родством художественных натур. Дети сложного, насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме повседневной суеты расслышать гармонию и передать её в своём творчестве.
К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.
Один из его романсов, «В крови горит огонь желанья», родился буквально на ходу. Глинка проводил вечер у своих друзей — семьи Панаевых. Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая друга. Окружающие даже не заметили, как он уселся за рояль и стал что-то напевать. Неожиданно композитор крикнул: «Панаев, замолчи!» — и зазвучала музыка.
Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос, и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения — бельканто.
«Глинка обожал распевать свои романсы (среди которых немало подлинных шедевров), садясь за фортепиано где-то после двух ночи на сборищах в доме Кукольника, где композитор проводил дни и ночи в компании художника Брюллова и прочей богемной братии. Это все были люди талантливые, иногда в высшей степени, но до глинкинского гения им было далеко. Они это понимали и окружали композитора искренним обожанием. Здесь Глинка спасался от невыносимых проблем своего распадавшегося брака с женщиной, которая попрекала композитора тем, что он тратит слишком много денег на нотную бумагу». Цитата из С. Волкова.
В произведениях искусства любовь далеко не всегда является в своём страдающем обличье, знает она и минуты воодушевления, страстного порыва.
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двинется ночная тень.
Мы далеко ушли вперёд за два века, и многое потеряли. Сейчас слово «лобзай» — устаревшее слово. Пушкин употребляет его, как возвышенное.
Лобзать — то же, что целовать. Толковый словарь Ожегова.
Мирра – ароматическая смола деревьев. Применяется при религиозных обрядах.
Почить – здесь: успокоиться, уснуть.
И это — тоже Пушкин, но Пушкин совсем другой, предстающий как певец страстной влюблённости, романтического восторга. Стихотворение «В крови горит огонь желанья…», положенное на музыку М. Глинкой, обнаружило в музыкальной трактовке именно эту, приподнято-романтическую свою грань. В музыке особенно подчеркнут момент воодушевления, радостного волнения, каким охвачен влюблённый на заре своего расцветающего чувства.
Два образа любви, данных Пушкиным и так по-разному воплощённых в музыкальных звуках. Оба эти образа по-своему прекрасны, и, наверное, не случайно, что к стихотворению «В крови горит огонь желанья…» обратился именно Глинка, чья музыка, особенно вокальная, так часто отмечена светлым обаянием и теплотой, а к «Евгению Онегину» — Чайковский с его непревзойдённым талантом музыкально-психологических портретов, порой глубоких и остродраматических.
И ещё один момент обращает на себя внимание при сравнении этих двух превосходных музыкальных произведений. Образ, воплощённый в романсе Глинки, как будто раскрыт целиком, прояснён, не нуждается в дальнейшем «достраивании».
Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны, сложен и многогранен; в нём сталкиваются и светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся радость и боль истинной любви.
Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно, и в высшие свои минуты оно даёт ощущение чистой и полной радости, так редко освещающей нашу жизнь. Но это именно «минуты», мгновения, которые обычно и бывают запечатлены в небольших музыкальных высказываниях, которые как будто торопятся завершиться, пока им не пришлось сообщить нам о чем-то другом. Ибо это «другое» неизбежно: ведь даже счастливая любовь знает испытания, горести, сомнения и тяжёлые потери.
Не потому ли нам и сейчас так близка судьба Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до конца, не осмыслена во всём своём значении? Великий женский образ, перевернувший традиционные представления о женском предназначении и одновременно утверждающий святость традиций, святость верности этим традициям. Деревенская барышня первой половины XIX века, предопределившая судьбу великой поэтессы века двадцатого, Марины Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и почтительно …
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох …
И как сердце мне испепелил
Этот даром растраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале …
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки…
…Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня…)
Вопросы и задания:
- Сравните содержание двух рассмотренных произведений – романса М. Глинки и фрагмента оперы П. Чайковского. Объясните, что их объединяет. Какие особенности образа делают их непохожими друг на друга?
- Созвучен ли образ стихотворения М. Цветаевой, приведённого выше, характеру пушкинской Татьяны? А Татьяны Чайковского? Поясните свой ответ.
- В «Дневнике музыкальных размышлений» составьте афишу концерта «Произведения Пушкина в русской музыке».
В презентации романс «В крови горит огонь желанья…» исп. Николай Копылов.
Источник
Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла, то есть цикла стихов, которые посвящены Марии Лазич – первой и, вероятно, единственной подлинной любви поэта. Стихотворение представляет собой своеобразный вздох по утрете, нечто наподобие эпитафии или воспоминании о былом. Лазич трагически погибла в молодости и Фет на протяжении всего своего оставшегося существования тосковал об этом.
Стихотворение состоит из трех строф и фактически описывает три цикла этих отношений, которые также возможно соотнести и в тремя составляющими, к примеру, человеческой жизни или дня. Как день имеет утро, полдень, вечер или как человек имеет детство, взрослость и старость, так Фет описывает три части цикла.
Сначала речь идет про начало дня, собственно с этого и начинается стихотворение. Далее упоминается о младенчестве, то есть раннем периоде человека. И именно этот период характеризует собой отношения между Фетом и Лазич, когда оба были живы, когда оба были друг у друга.
Следующей строфой идет зрелость и уже сгущаются тени. Умчавшаяся звезда, которая загорается перед поэтом, вероятно, намекает на народное поверье об умерших, которые становятся звездочками на небе. Так Фет описывает гибель Лазич.
В заключительной строфе приходит старость, завершение дня, разочарование. Разлучившись навеки они понимают как упустили собственное счастье и теперь остается только вздыхать. Они врознь окажутся у дверей гроба, но таков итог – завершение дня.
Если вспомнить немного из биографии Фета, то его отношения с Лазич были трудными по причине отсутствия приданого у нее из-за чего замужество с довольно бедным Фетом, который тогда служил чтобы только потом вернуть себе родовые титулы и имение, было крайне затруднительным. Тем не менее, отношения продолжались, но они расстались по причине трагической гибели Лазич. После этого Фет остался в положении существенной печали, но он довольно длительный период не писал ничего про Лазич.
Этот цикл, куда вошло рассматриваемое стихотворение, является в каком-то смысле частью подведения жизненных итогов. Поэт, хотя и имел другую семью, хранил верность Лазич на протяжении всей жизни. Об этом свидетельствуют данные от исследователей и современников.
В этих стихах Фет резюмирует собственное отношение к ситуации, он рассматривает положение отстраненно, но при этом довольно чувственно. В его стихах есть нотки стоицизма, которые сочетаются с невероятной поэтической выразительностью и сентиментальностью, искренней чуткостью, любовью.
Анализ 2
Любовная лирика Фета стала известна в девятнадцатом веке благодаря лазическому циклу. Все, написанные в нем стихотворения, он посвятил одному единственному человеку, Марии Лазич, которая по стечению обстоятельств рано ушла из жизни и оставила Фета одного. Автор познакомился с девушкой, когда она служила в кавалерийском полку, а все их отношения были частично окрашены в трагические тона.
Финансовое положение Фета в то время было затруднительным, он сразу говорит девушке о том, что не сможет сыграть с ней свадьбу, потому что она лишена приданного. Но молодые люди не разрывают отношения, они продолжают общаться. Их прочную связь обрывает смерть, некоторые источники говорят, что девушка любила раскурить сигарету в постели, от упавшей на пол спички загорелось ее платье, а сама молодая особа сгорела фактически заживо, так как не смогла справиться с воспламенением в собственном доме. Четыре дня врачи боролись за ее жизнь, но площадь ожога была смертельной, поэтому девушка умерла. Данное стихотворение также посвящено памяти молодой особы.
Автор делит его на несколько временных планов, один рассказывает о прошлом, другое рассказывает о том прозрении, которое приходит и приносит осознание трагичности существующих чувств. Именно смерть девушки не дает паре узнать о том, каким может быть счастье взаимных чувств. Они могут только вздыхать о возможности, которая была им предоставлена, но они не смогли ей воспользоваться.
Поверья говорят о том, что человеческая душа после смерти становится звездами в небе, об этом упоминается и в стихотворении Фета. Он расскажет об этом мировоззрении и в других своих произведениях. Он не хочет верить, что лирический герой навсегда расстался со своей возлюбленной и больше никогда ее не увидит.
Почти все литературоведы сходятся во мнении, что Мария была единственной настоящей любовью Фета, которую он не смог забыть до конца жизни. Несмотря на то, что он постарался обрести семейное счастье, и женился на Марии Боткиной, он не смог влюбиться в нее, так как любил Лазич. Некоторые сравнивают его стихотворения, как подтверждение существующего союза, заключенного между душами, несмотря на то, что девушка умерла. Автор тоскует по ней, посвящает ей произведения, а перед смертью просит прощения у своей жены, которая верно ухаживала за ним, и была кроткой и смиренной женщиной.
Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови по плану
Светил нам день, будя огонь в крови
Возможно вам будет интересно
Источник: sochinite.ru
Источник
Краткое описание документа:
«Выдержка из материала:
«Урок «музыки
«»Другая «жизнь «поэзии»
(«для «учащихся «6 «класса)
«Тип «урока: «комбинированный.
»
«Жанр «урока: «интегрированный.
«ХПИ: «Искусства «различны – «темы «едины.
«Оборудование: «Компьютер, «мультимедийная «установка, «синтезатор.
«Оформление: «мультимедийная «презентация, «CD.
— «Для «какой «цели «служат «афиши?
(«Афиши «приглашают «посетить «концерты, «спектакли, «творческие «вечера, «сообщают «о «времени «и «месте «проведения, «рассказывают «о «содержании, «которое «мы «можем «увидеть «или «услышать).
— «Какую «информацию «несет «эта «афиша, «что «в «ней «знакомо «и «незнакомо «вам? («Дети «анализируют «содержание «афиши: «сообщает «о «предстоящем «концерте «произведений «Глинки, «т.»к. «указано «место – «концертный «зал, «портрет «композитора, «изображение «фортепиано «сообщают «о «том, «что «музыка, «которая «будет «звучать «написана «в «прошлых «веках.
«Задание «перед «прослушиванием:
— «Пластическое «интонирование.
«Слайд «4.
«Учитель:
«Задание «перед «прослушиванием:
— «анализ «средств «музыкальной «выразительности.
«Слайд «6.- «Ребята, «какие «чувства «переполняли «поэта, «когда «писал «он «эти «строки?
«Вопросы «учащимся:
— «Каким «будет «характер «произведения? («Работа «со «словарем «эмоционально-«образной «характеристики «музыки).
— «Музыка «будет «выразительная «или «изобразительная?
— «Выразительность «звучала «бы «в «голосе «или «инструменте?
— «Главную «роль «вы «бы «отвели «голосу «или «инструменту? «А «может, «голоса «были «бы «равнозначны?
— «Где «бы «была «кульминация «вашего «произведения?
(«Ответы «учащихся).
«Задание «перед «прослушиванием: («класс «делится «на «две «группы)
«I «группа — «анализ «средств «музыкальной «выразительности («работа «с
«папками ).
«II «группа — «графическое «моделирование («работа «в «тетрадях).
«М.»И. «Глинка, «А.»С. «Пушкин »»Я «помню «чудное «мгновенье»- «слушание.
(«Ответы «учащихся «I, «II «группы)
«Работа «с «классом. «Сопоставление «литературного «и «музыкального «текстов
— «Какие «виды «искусств «соединяются «в «этом «романсе? («Ответы «учащихся).
— «Каков «характер «этого «произведения, «какие «чувства «в «нем «переданы «композитором? («Ответы «учащихся, «работа «со «словарем «эмоционально-«образной «характеристики «музыки).
«Учитель:
— «А «что «же «такое «романс? («Ответы «учащихся).
«Слайд «11.
«Учитель: «Это «слово «испанского «происхождения «и «означает «светскую «песню «на «романском «языке, «т.»е. «испанском.
«Романс – («исп.»romance, «от «roman — «романский) – «сольная «лирическая «песня «чувственного «оттенка «с «инструментальным «сопровождением. («А.»Н.»Должанский «Краткий «музыкальный «словарь).
«VI. «Итог «урока:
«Слайд «2.
— «Ребята, «посмотрите «внимательно «на «афишу («портреты, «фамилии, «программу «концерта) «и «попробуйте «ответить «на «вопросы, «с «которых «мы «начали «сегодняшний «урок.
— «О «чем «рассказывает «афиша «называют «»Солнцем «русской «поэзии», «а «М.»И. «Глинку — «»Пушкиным «русской «музыки». («Ответы «учащихся).
«Каждое «из «этих «произведений – «это «частичка «самого «человека, «его «мыслей, «переживаний, «отношения «к «окружающим «людям.
— «Какими «вам «запомнились «сегодня «эти «люди? «Напишите «на «листочке «одно «слово «и «приколите «его «рядом «с «тем «произведением, «которое «более «всего «помогло «вам «разглядеть, «понять «эти «качества «М.»И.»Глинки «и «А.»С.»Пушкина.
«VII. «Домашнее «задание: «подберите «или «сочините «мелодию «к «любому «из «понравившихся
«VIII. «Выход «из «класса «под «звучание «наиболее «запомнившегося, «полюбившегося «детям «романса.
Источник