Тяжелая кровь яковлев анализ произведения
Тут выложена электронная книга Тяжелая кровь автора, которого зовут Яковлев Юрий Яковлевич.
В электронной библиотеке ALIBET вы можете скачать бесплатно или читать онлайн электронную книгу Яковлев Юрий Яковлевич — Тяжелая кровь в формате txt, без регистрации и без СМС; и получите от книги Тяжелая кровь то, что вы пожелаете.
Размер файла с книгой Тяжелая кровь равен 9.41 KB
Тяжелая кровь — Яковлев Юрий Яковлевич => скачать бесплатно книгу
Яковлев Юрий
Тяжелая кровь
Юрий Яковлевич ЯКОВЛЕВ
Тяжелая кровь
У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
В отличие от других дней моей жизни этот не затерялся во времени, не отстал в дороге — он всегда рядом, как вчерашний день. Его краски четко стоят у меня перед глазами. Звуки не замерли. Каждое слово, крик, выстрел, шелест травы, хруст гравия под сапогами, трель какой-то маленькой пичуги звучат во мне. Этот день неизмеримо больше всех остальных, он стоит за моей спиной, прирос к моей спине, как тяжелый уродливый горб. Я чувствую его, как свои руки, лицо, плечи, грудь. Он болит. И снова — в который раз! — я напряженно всматриваюсь в глаза сына и силюсь прочесть, что застыло в них: горькое недоумение или понимание, упрек или прощение? Я подхожу к зеркалу — глаза сына смотрят на меня виновато, хотя они ни в чем не виноваты. Постойте! Это не его глаза. Это мои. Это они смотрят виновато. Я надеялась увидеть его глаза, а увидела свои собственные…
Когда я возвращаюсь в тот день, меня оглушает звенящий визг лесопилки. Лесопилка работала у нас в городе и до прихода фашистов. Но мы не замечали ее, привыкли к ней, как к дробной поступи проходящих поездов. Когда звуки мирного города умолкали, визг лесопилки обнажался. Казалось, немцы только и делали, что пилили.
Сперва мой сын говорил:
— Лесопилка не дает мне спать.
Потом он стал говорить:
— Лесопилка не дает мне жить.
Она не давала ему жить, хотя он работал на этой лесопилке и получал за это хлеб.
И еще появилось совершенно новое гадливое ощущение, которое возникло при встрече с гитлеровцами. Что-то среднее между отвращением и страхом. Оно проходило по телу тупой, знобящей волной, как бывает, когда ненароком наступишь на змею.
Однажды мой сын вернулся с работы и сказал:
— Неужели так будет всю жизнь?
Я сказала:
— Когда кончится война, все будет по-прежнему.
Он покраснел и еле сдержал свое раздражение.
— Когда кончится война?! Ведь бывали в истории столетние войны. Было татарское иго — триста лет! Так, мама, и жизни не хватит ждать, пока она кончится.
Через несколько дней он сказал:
— Так невозможно жить. Мы совсем не приспособлены к такой жизни… Меня сегодня толкнул солдат. Я сжал кулаки и так побледнел, что он испугался. Он подумал, что я на него брошусь, и сорвал с плеча винтовку.
Рассказ сына очень встревожил меня. Я сказала:
— Будь осторожен, сынок. Там, где наготове оружие, надо быть осторожным.
— Знаешь, мама, — сказал он, — я боюсь, что в другой раз не смогу сдержаться. Видимо, помимо обычной воли, у человека есть высшая, которая не слушается ни страха, ни разума.
— Надо сдерживаться, чтоб жить.
— Так жить не хочется. Неужели ты этого не понимаешь, мама?
Я промолчала. Я все понимала, но не хотела разжигать того огня, который мог сжечь его самого.
Однажды мы шли с ним по городу. У базара на длинной скамейке сидело человек пятнадцать солдат. Вытянув ноги, они грелись на солнышке и перебрасывались словечками. Когда мы проходили мимо, гитлеровцы бесстыдно уставились на меня. Я почувствовала на себе липкое прикосновение их взглядов. Сына передернуло. Он сильно сжал мою руку и долго шел молча. Потом спросил:
— Мама, ты могла бы убить человека?
— Господь с тобой! — Я испуганно посмотрела на сына. Его спокойствие испугало меня. И я спросила: — А ты мог бы?
Он ответил:
— Нет! Человека нет, но фашиста…
В нем что-то созревало. Проходила какая-то скрытая работа. Что-то погибало, что-то рождалось. Он готовил себя к страшному и неизбежному.
— Я прошу тебя, мой мальчик… Освободись от этого.
Он опустил голову.
— Ты не знаешь еще, что такое опьянение кровью, — продолжала я. Вокруг слишком много легкой крови.
— Что такое легкая кровь? — спросил он.
— Безнаказанная… Сперва человек страшится ее. Потом становится к ней равнодушным. Потом входит в раж и начинает пьянеть от крови.
— Как тигр?
— Может быть, пострашней тигра. В человеке просыпается существо, разумно жаждущее крови, двуногий тигр — фашист.
— Я понял тебя, мама. Я это чувствовал, но не мог понять. Теперь я понял — их надо убивать, как тигров-людоедов. В Индии на тигров, отведавших человеческой крови, идут целыми селениями.
Я испугалась его слов. Сама не желая того, я навела сына на мысль, от которой хотела его уберечь. Мне стало не по себе. Я попробовала дать отбой — ничего не вышло с отбоем.
В последний раз, уходя на лесопилку, он сказал:
— Я, может быть, задержусь, ты не волнуйся.
— Где ты задержишься?
— На работе, — ответил он.
Он был спокоен. И я решила, что он спокоен потому, что не с чего волноваться. Но он уже не принадлежал мне. Полностью и безраздельно принадлежал он новому, страшному делу. И уже не могло быть ни отступления, ни перемены намерений.
Я этого не поняла. Не почувствовала. А если бы поняла? Что бы я сделала? Преградила бы ему дорогу?
Когда визг лесопилки неожиданно оборвался и стало непривычно тихо и покойно, я почувствовала что-то недоброе. Смутная догадка подсказала мне, что происшедшее связано с моим сыном. Я побежала на лесопилку. Над ней стоял дым. Тревожно алели пожарные машины. Лесопилка была оцеплена солдатами. Я подошла к воротам, сказала, что у меня там работает сын. Мне ответили, что там сейчас никто не работает. Где же все? Одних арестовали, других разогнали по домам. Лесопилка не работает. Произошла авария.
Наверное, сына прогнали домой и мы разминулись с ним. Так я подумала и побежала обратно. Дома его не оказалось. Я стала ждать. Остаток дня. Вечер. Ночь. Весь огромный мир уплотнился, сузился. В эту ночь не существовало ни мужа, ушедшего на фронт в первый день войны, ни школы, где я работала, ни моих учеников, не было ни сна, ни голода — только сын в фокусе всего моего существа.
Не знаю, как я дождалась утра, сколько раз выбегала за ворота, прислушивалась: не зазвучат ли вдалеке его шаги. Город спал. Как ночная, бессонная птица, металась я и ждала, когда пройдет комендантский час и можно будет бежать ему на помощь, а когда я наконец очутилась в комендатуре, мне сказали:
— Ваш сын приговорен к казни.
Я прислонилась к стене. Потом собралась с силами.
— Можно мне видеть коменданта?
Меня пропустили. Комендант сидел на табуретке. На нем был только один сапог. Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. Под глазами начинали вырисовываться темные мешки. Выпуклый лоб, глаза слегка навыкате.
— Пожалуйста, — сказал он, — садитесь.
И отшвырнул в сторону сапог.
— Мне все время кажется, что у меня в сапоге гвоздь. Но никакого гвоздя нет. Болит старая рана.
— Вы были ранены? — пытаясь быть участливой, спросила я.
— В Испании, — ответил он. — Позорное ранение, в пятку. Смешно, не правда ли?
Его лицо как-то искривилось в улыбке. Но я не ответила на его улыбку то ли от волнения, то ли опасаясь обидеть его. Я спросила:
— Болит?
— Нет, не болит. Но все время кажется, что я наступаю на гвоздь. Солдатские раны на войне лучше всего врачует смерть, — вздохнул он. — От скольких неприятностей избавляет она солдата.
— Разве вы не хотите жить? — спросила я.
— Хочу. Но меня никто не спрашивает об этом. Мне никто не предлагает выбора. Вчера ваши партизаны застрелили нашего солдата. Он тоже не хотел умирать, но его никто не спрашивал. У него не было выбора. Что вы на это скажете?
— Ни одна мать никогда не смирится со смертью, — сказала я.
— Наши матери далеко, — он вздохнул. — Расстояние и время смягчают удар.
Я покачала головой. Комендант поднялся, сделал несколько шагов, прислушиваясь к своей боли. Его ни разу не кольнуло.
— Когда хожу босиком — все в порядке, — сказал он. — Стоит надеть сапог — колет. И никакого гвоздя нет. — Он вдруг остановился, поднял на меня глаза и спросил: — У вас ко мне дело, госпожа учительница?
Я испуганно посмотрела на него и прошептала:
— Я пришла умолять вас о моем сыне!
— Умолять? О сыне? Ему надо помочь?
— Он приговорен к казни.
Мейер вытер лоб ладонью.
— Он работал на лесопилке…
— Ах, лесопилка! — Он как бы вспомнил о лесопилке. — И ваш сын… Понимаю, понимаю…
Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. Хотела думать, что он сочувствует. Смотрела на него глазами, полными слез.
— Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
— Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — Но умоляю вас войти в мое положение.
— Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
— Ваша мать жива?
— Моя матушка? — Он слегка посветлел. — Моя матушка?
По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
— Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. Старшей фельдшерицей. Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— Все матери похожи друг на друга.
— Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. — Ей со мной тоже досталось, когда я был школьником. Интересно, если бы моей матери сказали, что ее сын убил вражеского часового, сжег лесопильный завод и приговорен к казни, что бы она сделала?
Я молчала, давая ему возможность прийти самому к выводу, который невольно напрашивался.
— Она бы пришла к русскому коменданту просить за меня. Не правда ли?
— Я в этом глубоко убеждена.
— И какое решение принял бы русский комендант? Вы думаете, он бы помиловал сына моей матери?
— Не знаю, — тихо сказала я. — У русских плохо развито чувство мести.
Комендант испытующе взглянул на меня.
— Вы уклоняетесь от прямого ответа. А сами ждете от меня ответа вполне определенного.
Я подняла глаза на коменданта. Сейчас что-то должно в нем произойти, привести его к решению, от которого зависела жизнь моего сына. Он медлил: то ли сам колебался, то ли испытывал меня.
Потом он сказал:
— Одного часового убили четверо юношей… Это вполне могли сделать и трое. Не правда ли?
— Правда, — отозвалась я.
— А один мог быть задержан случайно. Могло ведь так случиться?
— Могло, — с готовностью подтвердила я.
На меня нашло материнское ослепление. Никого вокруг не существовало. Только мой сын. И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. Пропала гордость. Обязанности перед близкими людьми. Только бы он жил! В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
Комендант покосился на часы и сказал:
— Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
— Куда мне бежать?
— Бежать не нужно. Вас довезут на автомобиле. Тут недалеко. Километра полтора. — Он крикнул: — Рехт!
Появился длинный, худой Рехт. Получил распоряжение. Я пошла за ним, даже забыв поблагодарить господина Мейера. Мне казалось, что Рехт идет очень медленно, и все время хотелось потянуть его за рукав, но я боялась испортить дело.
Жаркая, слепящая радость обволокла меня. Я спасла сына!
Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо — мои ученики. Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
Машина остановилась. Я нетерпеливо спрыгнула на землю. Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. Он распрямился и крикнул:
— Сын госпожи учительницы может отойти от стены! Который из вас сын госпожи учительницы?
Мой сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей.
Его карие глаза смотрели на меня пристально и печально. В них светилась какая-то неистребимая детская доверчивость, обращенная ко мне. Я почувствовала, что ему хочется взять меня за руку — тогда ничего не будет страшно.
Кирюша сильно заикался, и я любила его больше остальных учеников, как мать любит больше хворого ребенка. Я любила его за беспомощность и всячески старалась облегчить его участь. Кирюша всегда держался около меня — так он чувствовал себя уверенней.
Однажды он взял меня за руку и повел в дальний угол школьного сада: он боялся, что его услышат. Кирюша долго не решался заговорить. Краснел, отворачивал голову.
Я сказала:
— Повернись!
Он через силу повернулся ко мне и сказал одними губами:
— Я должен умереть!
— Почему ты должен умереть?
— Потому что я люблю… ее.
— Любят не для того, чтоб умирать, — сказала я.
— Но я должен умереть. Я не могу ей даже сказать… слово.
Кирюша отвернулся.
— Хочешь, я ей скажу?
Он решительно замотал головой.
— Почему же, Кирюша?
— Зачем ей заика, если она такая прекрасная, — ответили мне Кирюшины губы.
Я не стала расспрашивать Кирюшу о предмете его любви. Я давно догадывалась.
— Если не умереть, то уехать, — примирительно сказал он.
— Куда ты уедешь?
— Все равно куда. Страна большая. Понимаете, она смеется надо мной. Я сказал ей: «Приходи к мосту. Мне надо с тобой поговорить».
«Поговорим здесь».
«Нет. Приходи к мосту».
Я ждал ее полчаса на мосту. Она пришла и говорит:
«Что ты мне хотел сказать?»
Я молчал. Я не то что заикаться, говорить не мог. Тогда она сказала:
«Говори, а то я уйду. Мне некогда».
Ей было некогда, а я совсем растерялся. Хотел сказать, что она самая прекрасная в мире, а получилось так: «Ты мне нравишься… Давай с тобой дружить».
«Мы и так с тобой дружим».
Мы, конечно, с ней дружили, но не так. Я сказал:
«Я прочитаю тебе стихи!»
Она очень удивилась, но сказала:
«Читай».
«Сейчас прочитаю».
И тут, как назло, я забыл все до последней строчки.
«Читай, читай!»
Я молчу. Тогда она вдруг обиделась:
«Ты решил подшутить надо мной?»
«Нет».
«Ну, я пошла. Ты решил тридцать четвертую задачу?»
И она убежала. Что мне делать? Она ничего не поняла.
— Не вешай голову, Кирюша, — сказала я. — Придет время, и она поймет тебя.
И когда у кирпичной стены наши глаза встретились, что-то дрогнуло во мне и смутная мысль обожгла меня:
Тяжелая кровь — Яковлев Юрий Яковлевич => читать онлайн электронную книгу дальше
Было бы отлично, чтобы книга Тяжелая кровь автора Яковлев Юрий Яковлевич дала бы вам то, что вы хотите!
Если так получится, тогда можно порекомендовать эту книгу Тяжелая кровь своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с книгой: Яковлев Юрий Яковлевич — Тяжелая кровь.
Ключевые слова страницы: Тяжелая кровь; Яковлев Юрий Яковлевич, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн
Источник: www.alibet.net
Читайте также
Вид:
Источник
Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе
по книге Ю.Я. Яковлева «Тежёлая кровь»
Слово учителя: Произведение Ю.Я. Яковлева было выбрано не случайно. Его нет в школьной программе, но я считаю, что оно достойно того, чтобы его внесли в тот самый список рекомендованных для прочтения книг. (Урок проведён был в дни празднования «Дня учителя»). Герои книги — учитель и ученики.
И если у вас после этого урока возникнет чувство гордости и уважения к героической профессии учителя и вам захочется пойти в библиотеку, найти и прочитать эту книгу, я буду считать, что урок не прошёл даром.
Маша Платонова подготовила презентацию о писателе.
(Просмотр презентации с комментариями учащейся).
Слово учителя: Как вы услышали, Юрий Яковлевич Яковлев – участник обороны Москвы, он потерял свою маму в блокадном Ленинграде, поэтому тема войны особенно ему близка.
— Как сейчас называется этот город?
— Когда началась война?
— Кто в ней участвовал?
— Кто одержал победу?
— Назовите имена героев Великой Отечественной войны.
(Ответы детей)
Слово учителя: (чтение отрывка из стихотворения З.Аллигер)
Припомни всё и оглянись назад.
И разум твой откажется поверить –
Как многих нет, и не сыскать могил,
И памятников славы не поставить.
— Миллионы погибших солдат, миллионы погибших стариков, женщин и детей. (Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики).
— Ребята, вашему вниманию предлагается спектакль, подготовленный вашими одноклассниками по книге Ю. Я. Яковлева «Тяжёлая кровь» (сценарий прилагается).
(После спектакля обсуждение книги).
Слово учителя: «Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек», — эти слова К. Паустовского являются неизменным эпиграфом на наших уроках литературы.
(Эвристическая беседа. Ученики формулируют ответы на поставленные вопросы, высказывают и аргументируют своё мнение:
— Что значит уметь читать? (Надо знать буквы, соблюдать знаки препинания, интонацию, надо читать вдумчиво, внимательно, можно попытаться представить себя на месте героев)
— Какую роль играет книга в жизни человека? ( Из книг черпаем знания, книга воспитывает).
Слово учителя: Но мне хотелось, чтобы вы поняли, что в книгах действительно можно найти ответы на многие вопросы, даже на самые трудные.
Рассказы Яковлева такие небольшие, а как берут за душу (ответы детей).
— А что такое душа? Это однозначное или многозначное слово? (Слово душа многозначное. Это то, что остаётся после смерти человека. Это 2 грамма. А сколько всего там вмещается?! Это внутренний мир человека. Это совесть).
— Какие нравственные ценности очень важны для всех людей? (слова детей «Добро, любовь, дружба, верность, правда, милосердие» размещаются на доске (прилагаются).
— Подбираем антонимы. Какие слова называются антонимами? (слова детей «Зло, любовь, вражда, предательство, ложь, равнодушие» размещаются на доске (прилагаются).
— Так о чём же книга «Тяжёлая кровь»? (О любви матери. О любви к Родине).
— Мама любила своего сына? Почему она его тогда не спасла? (Она понимала, что спасая сына, она одновременно предаёт его и своих учеников. Близость смерти уравняла их в её душе. Она сделала выбор. Может быть самый трудный в своей жизни).
— О чём ещё эта книга? (О настоящей верной дружбе. Сын учительницы не шелохнулся, когда ему предложили отойти от стены. Он понимал, что если его мама заберёт, он тем самым предаст своих друзей. И это его выбор).
— О какой правде идёт речь? (Дети боролись за правое дело. Хоть они и маленькие, но они хотели, чтобы фашисты ушли с их родной земли, престали убивать людей).
— Самый трудный вопрос – вопрос нравственного выбора, т.е. как правильно поступить, чтобы не погубить свою душу. (Маме было очень трудно сделать этот выбор, она всю жизнь мучается вопросом, правильно ли она поступила?
— В заключение давайте ответим на вопрос: чему научила нас с вами книга Яковлева «Тяжёлая кровь»? (Мужеству, любви к Родине, дружбе, нравственности).
— И чтобы быть уверенной, что вы усвоили тему, попробуем составить синквейны со словами: книга, мама, учитель (прилагаются самые интересные).
Сцена 1. Монолог матери:
У моего сына глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые- и крапинки пропадают совсем.
Они смотрят на меня, хотя сына давно уже нет рядом. И вот уже много лет я всматриваюсь в них, хочу узнать ответ на вопрос, мучащий меня всю жизнь, начиная с того самого страшного дня.
Этот день неизмеримо больше всех остальных, он стоит за моей спиной, прирос к моей спине, как тяжёлый уродливый горб. Я чувствую его, как свои руки, лицо, плечи, грудь. Он болит. И снова –в который!-я всматриваюсь в глаза сына и силюсь прочесть: что застыло в них: горькое недоумение или понимание, упрёк или прощение.
Когда я возвращаюсь в тот день, меня оглушает звенящий визг лесопилки. Лесопилка у нас работала и до прихода фашистов.Но мы её не замечали, привыкли. Но сейчас… Ночью, когда звуки города утихали, визг лесопилки обнажался.
Казалось, немцы только и делали, что пилили.
Сцена 2. Диалог с сыном:
Сын:
— Лесопилка не даёт мне спать, она не даёт мне жить. Неужели так будет всю жизнь?
Мама:
— Когда кончится война, всё будет по-прежнему.
Сын:
— Когда кончится война? Ведь бывали в истории столетние войны. Было татарское иго-300 лет!!! Так, мама, и жизни не хватит, пока она кончится. Так невозможно жить! Мы совсем не приспособлены к такой жизни…
Вчера меня толкнул солдат. Я сжал кулаки и так побледнел, что он испугался. Он подумал, что я брошусь на него,… и сорвал с плеча винтовку.
Мама:
-Будь осторожен, сынок. Там, где наготове оружие, надо быть осторожным.
Сын:
-Знаешь, мама, я боюсь, что в другой раз не смогу сдержаться. Наверное, кроме обычной воли, у человека есть высшая, которая не слушается ни страха, ни разума.
Мама:
-Надо сдерживаться, чтобы жить.
Сын:
-Так жить не хочется. Неужели ты не понимаешь этого? Мама, а ты могла бы убить человека?
Мама:
-Господь с тобой! А ты бы смог?
Сын:
-Нет! Человека нет, но фашиста…
Мама:
-Я прошу тебя, мой мальчик, освободись от этого! Ты ещё не знаешь, что такое опьянение кровью. Вокруг слишком много лёгкой крови.
Сын:
Что такое лёгкая кровь?
Мама:
-Безнаказанная… Сначала человек страшится её. Потом становится равнодушным. Потом входит в раж и начинает пьянеть от крови.
Сын:
— Как тигр?
Мама:
Может и пострашней тигра. В человеке просыпается существо, жаждущее крови, двуногий тигр- фашист.
Сын:
-Я понял тебя, мама. Я это чувствовал, но не мог объяснить. Теперь я понял- их надо убивать, как тигров –людоедов. В Индии на тигров, отведавших человеческую кровь, идут целыми селениями.
Мне пора. Я сегодня задержусь, ты не волнуйся.
Мама:
-Где ты задержишься?
Сын:
-На работе. (уходит)
Сцена 3. Диалог с комендантом.
Комендант:
-Пожалуйста, садитесь.
Мама:
-Я пришла умолять вас о сыне!
Комендант:
— Умолять? О сыне? Ему надо помочь?
Мама:
-Он приговорён к казни Он работал на лесопилке.
Комендант:
— Ах, да… лесопилка… И ваш сын… Понимаю, понимаю…
Мама:
— Ваша мать жива?
Комендант:
-Моя матушка? Моя матушка! Она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
Мама:
— Все матери похожи друг на друга.
Комендант:
— Совершенно верно. Интересно, если бы моей матери сказали, что её сын убил часового, сжёг лесопильный завод и приговорён к казни. Что бы она сделала? Она пришла бы к русскому коменданту просить за меня?
Мама:
-Я в этом глубоко убеждена.
Комендант:
-И какое бы решение принял русский комендант? Он помиловал бы меня?
Мама:
— Не знаю. У русских плохо развито чувство мести.
Комендант:
-Вы уклоняетесь от прямого ответа. Ну… допустим… Одного часового убили четверо юношей… Это вполне могли сделать и трое! Не правда ли?
Мама: (с надеждой)
-Правда.
Комендант:
-А один мог быть задержан случайно. Не правда ли?
Мама:
-Правда.
Комендант:
Вам придётся поторопиться, госпожа учительница. Казнь произойдёт через 15 минут.
Слова матери:
Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо- мои ученики.
Комендант:
Сын госпожи учительницы может отойти от стены. Кто из вас сын госпожи учительницы?
Слова матери:
Мой сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда его не касалась. Тогда я сделала несколько шагов и встретилась глазами с Кирюшей. Его карие глаза смотрели на меня пристально и печально. В них светилась какая-то неистребимая детская доверчивость. Я почувствовала, что ему хочется взять меня за руку, как тогда, в школьном саду.
Сцена 4. Диалог с Кирюшей:
Кирюша:
— Я должен умереть.
Учительница:
— Почему ты должен умереть?
Кирюша:
-Потому что я люблю …её.
Учительница:
— Любят не для того, чтобы умирать.
Кирюша:
-Но я должен. Я не могу ей даже слова сказать!!!
Учительница:
-Не вешай носа, Кирюша. Придёт время, и она поймёт.
Слова матери:
И тогда, у кирпичной стены наши глаза встретились, что-то дрогнуло во мне, и смутная мысль обожгла меня: не предаю ли я сейчас Кирюшу? Я опустила глаза, а когда подняла их снова, то встретилась взглядом с Дубком. Его все звали по фамилии. Этот Дубок жил в атмосфере подвигов, которую сам себе создавал.
А однажды в четвёртом классе он попытался прыгнуть с парашютной вышки.
Ночной прыжок не удался. Дубок повис между небом и землёй.
Сцена 5. Диалог с Дубком:
Учительница:
— Ну, зачем ты туда полез? Это же так опасно!
Дубок:
-А Валерий Чкалов пролетел под мостом в Ленинграде.
Учительница:
-Так это был Валерий Чкалов! Герой!
Дубок:
— Тогда он был молодым лётчиком и его никто не знал. Но Валерий Чкалов знал, что подвиги совершаются не по правилам… Нет такого правила, чтобы человек шёл на верную смерть!
Слова матери:
У кирпичной стены, перед лицом близкой смерти эта сила продолжала жить. Она не была сломлена и передавалась товарищам.
Я отвела глаза и встретилась глазами с Мишей. Я долго не могла понять его. Одно время мне казалось, что он недолюбливает меня. Но однажды поздним вечером в дом постучали.
Источник