Практическая работа по биологии изучение результатов анализа крови
10-день, 1-занятие 1-раздаточный материал
Образец планирования урока
Раздел долгосрочного плана:
Школа: №20 город Астана
Дата: 10.10.18
ФИО учителя: Жақыпбек Әйгерім Булатқызы
Класс: 8
Участвовали:
Отсутствовали:
Тема урока
Лабораторная работа «Исследование форменных элементов крови различных организмов».
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)
8.1.3.2 все учащиеся могут исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам.
Цель урока
Учащиеся могут:
сделать вывод об особенностях строения форменных элементов крови человека и лягушки;
сравнить форменные элементы крови по форме, размеру, количеству клеток и наличию ядра.
Критерий оценки
1. Определены особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.
2. Сделано сравнение форменных элементов крови по форме, размеру, количеству клеток и наличию ядра.
Языковые цели
Учащиеся могут:
Сделать вывод об особенностях строения форменных элементов крови человека и лягушки.
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, формы и размер
Полезные выражения для диалогов и письма:
Эритроцит … … … безъядерные клетки.
Лейкоциты образуют … …. .
…участвуют в свертывании крови.
Кровь транспортирует питательные вещества и …….
Привитие ценностей
Данный урок направлен на развитие ценностей национальной безопасности и глобальное участие в решении общемировых региональных проблем, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства. Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся.
Межпредметная связь
Физика, химия
Предшествующие знания
состав и функцию крови, форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, характерные отличия форменных элементов крови.
Использование ИКТ
Видеоролик
Ход урока
Запланированные этапы урока
Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
Начало урока
10-15
1. Повторение домашнего материла
2. Вызов.
«Кровь,-надо знать, совсем особый сок»…
Клетки крови- эритроциты впервые обнаружил итальянский врач Марцелло Мальпиги, но он принял их за жировые шарики.
Учащимся предлагается рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты, не называя учащимся объекты.
Примеры объектов:
кровь человека;
кровь лягушки;
кожица лука;
мышечная ткань человека;
нервная ткань человека;
муха дрозофила и т.п.
Учащимся необходимо определить объекты исследования и объяснить их отличительные признаки.
Можно продемонстрировать видео о различных объектах мод микроскопом.
3. Цель урока: Исследовать особенности строение форменных элементов крови различных организмов.
Стикеры
Микроскоп, готовые микропрепараты крови человека и лягушки, тканей человека, мухи дрозофилы.
Видео «Клетки под микроскопом» https://www.youtube.com/watch?v=LFD0nbWS8dY
Середина урока
4. Оформление результатов лабораторной работы «Исследование форменных элементов крови различных организмов».
4.1 Создание моделей элементов крови.
1. Создайте из подручного материала(лизун, различные красители):
а) модели эритроцита человека и лягушки
б) модели лейкоцита человека и лягушки
2. Оформить сравнительную характеристику
3. Заполнение таблицы.
Таблица позволяет сравнить эритроциты крови человека и лягушки. В качестве подмостков учащиеся могут использовать материал учебника.
4.2 Формулирование выводов.
1)Эритроциты крови лягушки имеют размер 10-11 мкм, а у человека — 7-8 мкм.
2)У эритроцитов человека нет ядра, а у эритроцитов лягушки есть
3)У человека форма эритроцита округлая, а у лягушки — овальная
4)Количество эритроцитов человека — больше ( 5 млн. у лягушки — 2 млн)
Эритроциты имеют вогнутую форму, что обеспечивает лучшее прониковение в них кислорода. Отсуцтвие в них ядра увеличивает их ёмкость. Кровь человека по сравнению с кровью лягушки транспортирует больше кислорода за еденицу времени потому, что организм человека нуждается в большем его количесве, т. к. ведёт более активный образ жизни.
5. Оценивание лабораторной работы осуществляется учителем.
Конец урока
6. Рефлексия
— что узнал, чему научился;
— что осталось непонятным;
— над чем необходимо работать.
Вопросы могут обсуждаться устно или письменно.
Домашняя работа повторить
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
Источник
Урок биологии в 9 классе № 19.10.2015
Тема: Форменные элементы крови. Кроветворение
Цель: Обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови; проверить усвоение понятий и терминов по теме.
Задачи урока
Образовательные: Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.
Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: формирование правил личной и общественной гигиены.
Оборудование: Проектор, компьютер, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику Биология живой организм Сухорукова 8 класс.
Ход урока
Организационный момент. (2 минуты)
Проверка домашнего задания. (5 минут)
Изучение нового материала. Лабораторная практика. (30 минут)
Закрепление изученного материала. (5 минут)
Подведение итогов урока. (2 минуты)
Домашнее задание. (1 минута)
Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Подготовка класса к работе.
Наличие учащихся.
Проверка знаний учащихся (5 минут).
У доски:
Запишите компоненты внутренней среды организма и их объем.
Запишите все функции крови, объясните каждую.
Установите местонахождение компонентов внутренней среды в организме
Вопросы для проверки знаний учащихся класса
1 вариант
Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
Что означает гуморальная функция крови ?
2 вариант
Каковы функции крови.?
Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.
Изучение нового материала (30 минут)
Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Ничего более существенного о “реке жизни” медики не могли сообщить жаждущему знаний человечеству еще в течение долгих веков. Впрочем, это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови и без познаний в химии определить ее состав? Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма.
Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 5-6 л, это около 7% массы тела.
Сегодня мы продолжаем изучать внутреннюю среду организма человека и более подробно приступим к изучению форменных элементов крови.
Характеристика форменных элементов крови
.1. Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции (стр. 130-131 учебник Сонин Н.И.). В 1 мм3 — 4, 5 млн. эритроцитов. Форма в виде двояковогнутой линзы, снаружи покрыты мембраной. Живут приблизительно 120 дней. Разрушаются в селезёнке и печени. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма. Основная функция – транспортная, которая осуществляется белком гемоглобином.
Гемоглобин –особый белок, который содержит железо, благодаря нему осуществляется перенос кислорода эритроцитамии удаление углекислого газа из организма. Суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 кв.м.
Ско́рость оседа́ния эритроци́тов (СОЭ) — неспецифический лабораторный показатель крови, отражающий соотношение фракций белков плазмы; изменение СОЭ может служить косвенным признаком текущего воспалительного или иного патологического процесса.
(Электронное приложение к учебнику Сухорукова стр 37 — анимация «Гемоглобин»
Лабораторная работа № 2 «Строение крови лягушки и человека». Выполнение работы на лабораторных листках.
(Презентация лабораторная работа № 2)
2.Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов. (стр 37 учебника Сухорукова. Найти определение фагоцитоза.)
Фагоцитоз-процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных бактерий
Количество лейкоцитов в 1 мм 3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражаетсяповышением температуры тела больного.
Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амёбоидному движению. Обнаружив «врага», они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским учёным И.И. Мечниковым.
(Видеофрагмент – «Лейкоцит охотится за бактерией»)
3.Тромбоциты или кровяные пластинки, их значение
Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8-11 дней. Основная функция – участие в свёртывании крови, препятствующее кровопотерям организма. Механизм образования тромба показан на рисунке учебника и на слайде. Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом выделяют ферменты, которые вызывают цепочку химических реакций, ведущих к свёртыванию крови.
Свертывание крови – это защитная реакция крови, в ходе которой образуется кровяной сгусток, закрывающий поврежденной место сосуда и прекращающий кровотечение.
Схема образования тромба
Повреждение кровеносного сосуда
Разрушение тромбоцитов
Выделение в плазму особого фермента
под его влиянием
Фибриноген (растворимый белок плазмы) превращается
Фибрин (нерастворимый белок)
Тромб (образован из нитей фибрина)
(Анимация «Образование тромба», учебник Сухорукова стр38 )
Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается.
4.Кроветворение
Кроветворение – процесс образования и развития форменных элементов крови. Различают эритропоэз – образование эритроцитов, лейкопоэз – образование лейкоцитов и тромбоцитопоэз – образование кровяных пластинок.
Так как продолжительность существования форменных элементов крови невелика, в организме человека происходит постоянно процесс формирования новых клеток крови, в образовании которых участвуют органы кроветворения: красный костный мозг, селезёнка, печень, вилочковая железа, лимфатические узлы. Для подержания процессов кроветворения необходим витамин В12 (содержится в говяжьей печени, дрожжи, морская капуста, птица, рыба, яйца)
Практическая работа № 2 «Изучение результатов анализа крови». Выполнение работы на лабораторных листках.
Закрепление изученного материала. (5 минут)
Биологические задачи
Задача 1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему их так называют? (Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки).
Задача 2. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их (Тромбоциты).
Задача 3. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? ( У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода).
Задача 4. Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови. (Да, можно. Эритроциты – при малокровии. Лейкоциты для лечения лучевой болезни. Тромбоциты для повышения свёртываемости крови )
Задача 5. При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов (в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть? (Воспалительный процесс)
Задача 6. Чем строение лейкоцитов отличается от строения эритроцитов? (формой, цветом, наличием ядра)
Подведение итогов урока. (2 минуты)
Домашнее задание. (1 минута) Параграф №13. Сообщение на тему «Кровь»
Источник
Общий анализ крови включает анализ содержания форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), общего количества гемоглобина, цветного показателя, скорости оседания эритроцитов (СОЭ), соотношения форменных элементов и плазмы крови (гематокритный показатель), и процентного соотношения различных форм лейкоцитов (лейкоцитарная формула).
Нормальные показатели. При оценке результатов анализа крови больного сравнивают полученные показатели с нормой.
Эритроциты, кл/л | у мужчин 4,0—5,0-1012 у женщин 4,0—4,5 • 1012 |
Лейкоциты, кл/л | У мужчин 4,0—6,0-109 у женщин 6,0—8,0-109 |
Тромбоциты, кл/л | 200—400-109 |
Гемоглобин, г/л | у мужчин 130—160 у женщин 120—140 |
СОЭ, мм/ч . | у мужчин 1 — 10 у женщин 2—15 |
Гематокрит, % | 40—45 |
Лейкоцитарная формула, % базофилы эозинофилы нейтрофилы юные палочкоядерные сегментоядерные лимфоциты моноциты | 0,1 1—5 0—1 1—5 45—70 20—40 2- 10 |
Эталон заключения по общему анализу крови
Эритроцитоз (эритропения, анемия), гипо-, нормо- или гиперхромия (при сочетании с эритропенией— гипо- или гиперхромная анемия), увеличение (уменьшение или норма) СОЭ, ретикулоцитоз (ретикулопения), лейкоцитоз (лейкопения) со сдвигом лейкоцитарной формулы влево или вправо (при отсутствии сдвига не указывается), относительный базофилез (базофилопения), эозинофилез (эозинопения), нейтрофилез (нейтропения), лимфоцитоз (лимфопения), абсолютный (относительный) моноцитоз (моноцитопения), тромбоцитоз (тромбоцитопения).
Нормальные показатели системы крови, как правило, в заключении отражаются фразой: «показатели крови и норме».
Тестовые задания к занятию № 11 – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007, для своего факультета.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое лейкоцитоз?
- Какие лейкоциты относятся к гранулоцитам?
- Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в камере Горяева.
- Что понимают под микроцитозом?
- Что такое лейкоцитарная формула?
- Какие функции выполняют эозинофилы?
- Какова валентность железа в метгемоглобине?
- Какие соединения гемоглобина Вы знаете?
- Какие лейкоциты называют макрофагами?
- Что такое лейкопения?
- Что такое гиперхромия? В каких случаях она наблюдается?
- Какие виды гемоглобина вы знаете?
- Что называют внутренним фактором кроветворения?
- Какую основную функцию выполняют нейтрофилы?
- Сколько базофилов в норме содержится в периферической крови?
- Чему в норме равно количество эритроцитов у мужчин?
- Какие размеры в норме имеет эритроцит? Как называется такой эритроцит?
- Какие эритроциты называются макроцитами?
- На какие группы делят лимфоциты?
- В каких случаях развиваются истинные лейкоцитозы?
- Что такое цветной показатель?
- Каково в среднем нормальное содержание гемоглобина у женщиин?
- Какие лейкоциты называют микрофагами?
- Какие функции выполняют базофилы?
- Какие формы Т-лимфоцитов Вы знаете?
- Как влияют на эритропоэз продукты распада эритроцитов?
- Какие изменения наблюдаются со стороны крови во время воспалительных процессов?
- Какими методами определяется концентрация гемоглобина в периферической крови?
- Какими путями происходит разрушение эритроцитов?
- Основная функция эритроцитов.
- Сколько лимфоцитов содержится в крови?
- Какие эритроциты называются нормохромными?
- Что такое эритроцитоз?
- В какой желчный пигмент превращается Нв при разрушении эритроцитов?
- Какие виды физиологического лейкоцитоза вы знаете?
- Что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево?
- При каком воздействии на кровь образуется метгемоглобин?
- Какова функция лимфоцитов?
- Перечислите характерные признаки перераспределительного лейкоцитоза?
- В какой среде моноциты проявляют максимум фагоцитарной активности?
- Что такое эритропения?
- На какие группы делят лимфоциты?
- В каких случаях наблюдается абсолютная эритропения?
- Напишите допустимые колебания количества гемоглобина у мужчин.
- Что такое абсолютный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
- Почему молодые эритроциты называются ретикулоцитами?
- Основная функция моноцитов.
- Что такое относительный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
- Какие специфические стимуляторы эритропоэза Вы знаете?
- Сколько времени живет эритроцит?
- Где происходит эритропоэз и какие клетки относятся к незрелым формам?
- Сколько эозинофилов содержится в периферической крови (по лейкоцитарной формуле)?
- При каких состояниях организма увеличивается количество эозинофилов в крови?
ЗАНЯТИЕ № 14. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИИ “СИС
ТЕМА КРОВИ”
Цель занятия: контроль:
1) качества знаний по физиологии системы крови
2) усвоения практических навыков и умений по физиологии системы крови
3) возможности вербальной интерпретации анализов крови с учетом предложенных клинических ситуаций.
Объем самоподготовки к контрольному (итоговому) занятию включает в себя материал для подготовки к занятиям №№2-4.
Для успешной сдачи этапного контроля необходимо:
знать лекционный и учебный материал,
решить задания тестового контроля знаний (по тестам 1) учебного пособия “Практические навыки функциональных физиологических исследований” Ю. И. Савченкова, В. И. Киселева, 2) сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И., 3) настоящей методической разработки),
ознакомиться и выполнить набор компьютерных программ по разделу “Физиология системы крови”,
уметь: выполнить лабораторные работы, подобрать реактивы и оборудование для их проведения, рассказать последовательность манипуляций, предположить возможные результаты опыта и оценить полученные.
На итоговом занятии студент должен ответить на 100 тестов по теме (I этап), выполнить две практические работы из списка обязательных практических навыков (II этап), решить одну ситуационную задачу и ответить на один из контрольных вопросов по данной теме (III этап).
СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Этапы | Коли-чество | Min балл | Max балл | Количество баллов для оценки |
Отлично | Хорошо | Удовл. | ||
I — тесты | 91-100 | 81-90 | 70-80 | |
II -практические умения | 9-10 | 7-8 | 6-7 | |
III — задача и опрос | 9-10 | 7-8 | 6-7 |
Итоговая оценка за контрольную по теме «Физиология системы крови» рассчитывается по формуле:
Оценка = А*0,3 + В*0,3 + С*0,4
Где А – оценка за практический навык, В –оценка за тесты, С – оценка за устный ответ.
Критерии оценки практических умений и знаний при устном собеседовании на контрольной
ОЦЕНКА | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
ОТЛИЧНО | Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. Весь алгоритм действий при выполнении практического навыка воспроизводится без ошибок |
ХОРОШО | Ответ правильный, но не совсем полный. Допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно. Все действия при выполнении практического навыка верные, ошибки и неточности выявляются и исправляются самостоятельно |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный. Ошибки и неточности, как при выполнении работы, так и при устном ответе студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускается не более двух не исправленных ошибок. |
НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений о механизмах физиологических процессов, нормативах показателей гомеостаза. Самостоятельно выполнить практический навык не может. |
ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА
ЗАНЯТИЕ № 15. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
СЕРДЦА.
Цель занятия: На основе изучения лекционного материала и материала учебника научиться определять границы сердца методом перкуссии и уметь дать оценку морфофункциональным показателям работы сердца, полученным другими методами.
Контрольные вопросы
Система кровообращения и ее значение для организма.
Положение и размеры сердца у человека в различные возрастные периоды.
Сердце, его гемодинамическая функция. Фазы сердечного цикла.
Изменение давления в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.
Клапанный аппарат, его роль в движении крови.
Систолический выброс (СВ) и минутный объем кровообращения (МОК). Изменения при физической нагрузке. Методы определения СВ и МОК.
Факторы, обеспечивающие наполнение сердца кровью.
Внешние проявления деятельности сердца:
а) механические: верхушечный толчок (апекс-кардиография), колебания тела (баллистокардиография),
б) звуковые: тоны сердца — их происхождение, выслушивание, регистрация (аускультация, фонокардиография), клиническое значение.
8.Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998). №№ 5.1-5, 10, 13-14, 20-22, 25, 27-28, 31, 33-35, 42, 99-100.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Источник