Нурпеисов кровь и пот анализ

Нурпеисов кровь и пот анализ thumbnail

Библиографическое описание:

Бейсекулова Л. М. Категория художественного пространства в романе А. Нурпеисова «Кровь и пот» [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1791/ (дата обращения: 01.04.2020).

Теория
художественного времени и пространства в настоящее время пользуется
большой популярностью среди исследователей и находится в состоянии
интенсивного развития. Возникают новые концепции, гипотезы;
значительно возрастает количество работ, так или иначе связанных с
разработкой проблем функционирования категорий времени и пространства
в художественном тексте.

Для определения времени и
пространства художественного произведения широко используется термин
«хронотоп» («времяпространство»), который был
предложен известным русским ученым М.М. Бахтиным в 70-е годы ХХ
столетия. По мнению М. Бахтина, хронотоп не что иное, как неразрывная
связь пространства и времени.

У М.М.
Бахтина было много последователей, которые тоже занимались изучением
хронотопов, и, следуя его традициям, рассматривали хронотоп как
единство пространственно-временных характеристик. Однако, в последние
годы, отчасти в противовес взглядам М.М. Бахтина и его
последователей, отчасти под влиянием трудов Ю.М. Лотмана, считавшего
художественное время величиной, производной от художественного
пространства, стала намечаться тенденция раздельного изучения этих
двух эстетических феноменов.

Несомненно, что
теоретическое исследование художественного времени и пространства не
может быть плодотворным, если оно не базируется на анализе
конкретного художественного текста. Поэтому (следуя современным
тенденциям) мы попытаемся рассмотреть категорию художественного
пространства, отдельно от категории художественного времени на
материале творчества известного казахского прозаика Абдижамила
Нурпеисова.

Творчество
А. Нурпеисова занимает особое место в истории казахской и мировой
культуры. Его произведения до сих пор вызывают огромный интерес
читателей и исследователей. Однако, несмотря на пристальное внимание
ученых к его наследию, некоторые проблемы по сей день остаются
недостаточно изученными. Среди них – вопрос о категории
художественного пространства в творчестве А. Нурпеисова.

Между тем,
исследование данной проблемы позволит глубже постичь своеобразие
художественного мира А. Нурпеисова, понять особенности его
мировоззрения и мировосприятия, концепции бытия, поскольку, как
отмечает Н.О. Джуанышбеков, «художественное пространство –
это отраженное и преобразованное пространство действительности,
имеющее эстетический смысл и содержание, важнейший компонент
построения художественного мира, в пределах которого размещаются
персонажи, совершается действие, развиваются изображаемые писателем
события» [1, c.
56]. Оно выражает идейно-эмоциональные стороны художественного образа
и служит композиционным стержнем произведения.

Историко-революционная
трилогия А. Нурпеисова «Кровь и пот» охватывает события,
происходившие в Казахстане во время первой мировой войны и
гражданской войны 1918-1920 гг. В своем романе автор рассказывает о
нелегкой жизни рыбаков-казахов, живущих на берегу Аральского моря, о
беспощадной эксплуатации их труда, о роли, которую они сыграли в
первой мировой и гражданской войнах.

Все произведения А.
Нурпеисова, в том числе и роман «Кровь и пот» пронизаны
многочисленными образами с пространственным содержанием, которые дают
нам полную картину о жизни героев, об их переживаниях, чувствах и
мыслях.

Пространство в литературном
произведении – это континуум, в пределах которого размещаются
герои и развиваются описываемые события. Однако, художественное
пространство не всегда соотносится с реальным. Согласно Н.О.
Джуанышбекову, оно может быть фантастическим, воображаемым,
онейрическим. Таким образом, автор и его персонажи могут существовать
как бы в двух пространственных измерениях – бытийном (внешнем)
и психологическом (внутреннем) [1, с. 53].

Рассмотрим пространство
«землянка», часто упомянутое в романе. В качестве примера
приведем отрывок из первой части романа:

«Сухопарая,
возбужденная Каракатын, задыхаясь, вбежала в землянку.
Бросив у
печурки

охапку кривых сучьев, она подобрала подол бязевого платья и
опустилась на колено возле
свекрови
,
монотонно баюкавшей внука» [2, с. 6].

На
бытийном уровне землянка – это пространство, представляющее из
себя одну небольшую «комнату», где возле «печурки»
собирается вся семья. На психологическом уровне землянка была для
рыбаков домом, местом, куда они возвращались после тяжелого рабочего
дня, где прятались от холода, грелись, сидя возле «печурки».
В этом однокомнатном жилище все члены семьи имели постоянную
возможность видеть друг друга, наблюдать за изменениями на лицах друг
друга, обсуждать проблемы, которые волновали их день ото дня. И,
когда рыбаки были далеко от дома, все их воспоминания так или иначе
были связаны с их землянками. Главный герой романа Еламан, находясь
вдали от родных мест, с большой теплотой вспоминал свою прежнюю
жизнь, свою жену, свою землянку. В романе есть такие слова:

«А
Еламан спал и не спал. Он вспоминал, как пришли с ним прощаться
Мунке, Кален, Дос… Акбала где-то лежала в
землянке
.
Он ее не видал еще после родов, но теперь он видел, как она лежала
в
холодной землянке
»
[2, c.
63]

Используя
категорию пространства, А. Нурпеисов сумел продемонстрировать всю
бедность, в которой жили рыбаки, весь их быт. Например:

«На
потолке

светилось единственное окно. Оно было затянуто тугой, прозрачной
бараньей брюшиной. На дворе был вечер, солнце садилось, и этот
матовый пузырь слабо, розово светился. Он почти не давал света, и в
комнате

стояла такая темнота, что лица старухи не было видно, только едва
белел жаулык над ее головой» [2, с. 6].

Читайте также:  Узнать группу крови ребенка анализ

Или:

«Как
орлы на
голых скалах
,
поселились рыбаки на
самом ветру, на открытом месте
.
Землянки
их стояли в
ряд по обрыву
,
одна возле другой, и
с моря

все было видно, кто вышел и куда пошел и где топят печь» [2,
c.
11].

Значительная
роль в романе отводится пространству «море». Из романа
видно, что рыбацкий аул находился очень близко к морю. Примером тому
служат следующие строки:

«Не
один раз еще с вечера выходил
он (Еламан) из
дому к морю
…»
[2, c.
8].

Сравнивая
эти два пространственные понятия землянка
и море
с точки зрения границ, мы можем разделить пространство на замкнутое и
незамкнутое. В отличие от землянки, море – пространство
незамкнутое. Это – немаловажный факт, способствующий
правильному пониманию мироощущения рыбаков. Благодаря простору моря,
Еламан имел возможность остаться наедине с собой, подумать, в то
время как в тесной землянке не было такой возможности, о чем
свидетельствуют следующие строки:

«Он
был одинок здесь,
на льду, в море
.
Других рыбаков он как бы не замечал – с ним была только его
привычная работа, небо
над головой
,
и еще с ним были его мысли. И, он думал, что он одинок не только в
море, но и в жизни» [2, c.
8].

Отсюда
видно, что Еламана привлекали просторы, такие как море,
небо
. На
протяжении всего романа Еламан мыслит масштабно. Его интересуют
вопросы жизни и смерти, вопросы бытия, взаимопонимания и мира.
Возможно, именно поэтому он выделяется из толпы простых рыбаков, и
именно поэтому ему тесно в своей землянке. Или, другой пример:

«Когда
он уходил в
море
, ему
дышалось свободнее…» [2,
c. 9].

Мы видим,
что Еламан сравнивал море с жизнью, что там ему дышится свободнее.
Однако для рыбаков оно было еще и работой: именно море кормило их:

«Зима
наступила давно, <…>, но <…> море
не замерзало».

И, когда
море,
наконец, было затянуто сплошным льдом, «очень все радовались,
что сегодня вечером не будут пустовать их котлы» [2, c.
8].

Художественное
пространство включает в себя два уровня: поверхностный и глубинный.
Поверхностный – эта реальность, в которой разворачивается
изображаемое писателем действие. На глубинном уровне происходит
переосмысление обычных «предметов» (со значением
пространственности) окружающей действительности в связи с «ценностями
картины мира», то есть реализуются пространственные
образы-символы. Первый уровень связан с объективной стороной
художественного пространства, второй – с субъективной. Как
указывает Н.О. Джуанышбеков, объективность пространства состоит в
том, что оно является естественной формой существования реального
мира, в то время как субъективность обусловлена чувственным
подсознанием человека [1, c.
52]. То есть в зависимости от мировоззрения, мироощущения море может
восприниматься по-разному. Для рыбаков, с объективной точки зрения,
это работа. Но, с субъективной точки зрения, это нечто большее,
ассоциируемое с самой жизнью.

Художественное отображение
реального географического пространства представляют собой некоторую
систему пространственно-смысловых констант, которая в свою очередь
является результатом сочленения пространственно-смысловой антитезы,
характерной для рыбаков Приаралья, а именно рыбацкий
аул

котором находятся землянки) – море.

В романе рассказывается не
только о жизни рыбаков, но и кочевников. Если землянки находились на
обрыве, то богатые кочевники жили в степи. В романе автор показывает
богатство степных кочевников через думы своего главного героя
Еламана:

«Он
воображал, как она (жена Еламана, Акбала) жила раньше, дома.
Он думал о ее
юрте
, о
медленно передвигающихся вдали,
волнующихся, переливающихся в
степи

серых и бурых пятнах. Это были стада, они паслись вдалеке,
и только один- два всадника маячили над ними и над степью. Это были
верблюды и овцы, и вечером они возвращались к
юрте
, и
в юрте
зажигался огонь в очаге, и овцы перхали, а верблюды сопели в
темноте и ложились спать, и от них хорошо пахло шерстью и
молоком….Конечно, ей трудно было здесь,
на ветреном бугре, над морем
,
в этой скудной жизни» [2, c. 8].

В другом
отрывке из романа автор так выражает мысли героя:

«…
все эти баи, мурзы, все эти красавцы джигиты, скачущие по
степи
,
загоняющие лисиц и волков, пьющие кумыс вволю и любящие женщин
вволю, – все они не оставляли его, не отступали, и это было
самое плохое» [2, c. 8].

Возникает
другое сочленение пространственно-смысловой антитезы: обрыв-степь,
или землянка-юрта.
Если в первом сочленении рыбацкий
аул – море

речь идет о соотносимых понятиях как дом
– работа
,
то в этих антитезах мы видим противопоставление социальных статусов.
По своему социальному статусу Еламан чувствовал себя ниже своей жены.
Он был сиротой, а она нет. Он был всего лишь рыбаком, а она была
дочерью кочевника, что означало, что у ее отца есть какой-никакой
скот, а значит статус у нее выше, чем у него.

Читайте также:  Анализ крови на гормоны щитовидной железы сдавать натощак

Символично,
что пространство степи возникает в конце романа как выражение
вечности и смерти одновременно. Танирберген, богатый мурза из аула
кочевников, любовный соперник и враг Еламана, умирая от истощения и
жажды в пустынной степи, признает вечную жизнь на земле:

«<…>
беспокойная жизнь на
земле

будет повторяться вечно» [2, c.
650].

Но степь,
на которой он прожил всю свою беззаботную жизнь, на которой так же
беззаботно жили его предки, стала для него наказанием, смертью.
Танирберген ищет утешения в небе:

«И
по-прежнему в недосягаемой
высоте
,
до которой стервятникам было так же далеко,
как и людям, сияло небо.
Нет, что ни говори, а небо,
куполом раскинувшееся над
земной

твердью,
не столь жестоко, не столь жестоко как эта старая
скряга земля
,
жаждущая все новых человеческих слез и крови. Нет, небо
добрее и справедливее» [2, c.
651].

Но и небо
далеко.… И оно не поможет, не спасет.…Ведь сколько
пролито крови и пота бедных и униженных такими же мурзами, как и он
сам на этой вечной ненасытной земле…

Именно эта идея была
привнесена в идеологическую суть романа, а значит, пространство степи
в каком-то смысле вошло и в название романа.

Таким образом,
отличительными особенностями пространственной организации романа А.
Нурпеисова «Кровь и пот» являются многомерность,
сложность. Огромную роль играют образы землянки, юрты, моря, степи и
неба.

Литература:

  1. Джуанышбеков Н.О.,
    Темирболат А.Б. Теория литературы. – Алматы, 2009

  2. Нурпеисов А. Кровь и пот.-
    Алматы, 1980

Основные термины (генерируются автоматически): художественное пространство, мор, художественное время, землянка, роман, пространство, небо, рыбацкий аул, гражданская война, пространственно-смысловая антитеза.

Источник

Историко-революционная трилогия видного казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот» охватывает события, происходившие в Казахстане во время первой мировой войны и гражданской войны 1918–1920 гг.

Автор рассказывает о нелегкой жизни рыбаков-казахов на берегу Аральского моря, о беспощадной эксплуатации их труда. Назревающие социальные конфликты вылились в открытую борьбу русского пролетариата и казахских бедняков за установление Советской власти. Терпит крушение мир социальной несправедливости и угнетения.

Прозу Нурпеисова отличает широта обобщений, яркость самобытных национальных характеров, тонкость психологического анализа.

Трилогия «Кровь и пот» удостоена Государственной премии СССР за 1974 год.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Друзья мои! Чтобы живо чувствовать всю дерзость человеческого духа, надобно быть в открытом море, где одна маленькая дощечка, как говорит Виланд, отделяет нас от блаженной смерти.

Н.М.Карамзин «Остров Борнгольм»

I

Сухопарая, возбужденная Каракатын, задыхаясь, вбежала в землянку. Бросив у печурки охапку кривых сучьев, она подобрала подол бязевого платья и опустилась на колено возле свекрови, монотонно баюкавшей внука. На потолке светилось единственное окно. Оно было затянуто тугой, прозрачной бараньей брюшиной. На дворе был вечер, солнце садилось, и этот матовый пузырь слабо, розово светился. Он почти не давал света, и в комнате стояла такая темнота, что лица старухи не было видно, только едва белел жаулык над ее головой.

— Ай-яй, какой срам! — радостно сказала Каракатын. — Ты знаешь младшего брата Каратаза? Танирбергеном его вовут… — Она передохнула, облизываясь. — Так вот гляжу, этот Танирберген останавливается у Еламана. Конь весь в мыле, загнал совсем… К седлу заяц и лиса приторочены. А заяц — с козленка, ей-богу, не вру! Теперь слушай… И кто же к нему выскакивает? Акбала! Он ей что-то говорит, а она, сука, к ноге его жмется, а сама за штаны из седла его тянет. Ну начал он ее тут щупать! Потаскуха она! У, гадина!

В эту минуту в землянку неловко вобрался муж. Был он крупен, силен и каждый раз не входил, а протискивался в землянку. Каракатын кинулась к печурке разводить огонь. Она суетилась в темноте, искала огниво, опрокинула стоявший под ногами чугунный чайник с водой, потом споткнулась о пустое ведро. В доме поднялся грохот.

— Да чтоб пусто вам было! Чтоб вы сгорели! Да чтоб вы пропали все! — вопила Каракатын, сваливая все на ребятишек. Но она не могла долго кричать, потому что мысли ее теперь были заняты другим.

А хозяин молчал. Он давно привык ко всему этому. Привык к нечистоте, к лени Каракатын, к ее крикливости и к тому, что в доме нет уюта.

Несколько мерзлых рыбешек в сетке бросил он прямо у дверей, и рыбешки глухо брякнули. Потом, стоя у порога, стащил с себя мокрую одежду с обледенелыми рукавами и тоже бросил. Потом прямо в сапогах сел на кошму.

Каракатын, забыв про все, улыбалась. Она стояла на коленях перед печкой, опираясь на руки, заглядывала в топку — там еле тлел огонек. Подув раза два на огонь и отодвинувшись, она опять ухмыльнулась.

Читайте также:  Норма моноциты в анализе крови ребенка

— А Еламан-то… Вот дурак-то! Какую женушку отыскал…

Аккемпир тяжело повела глазами на сноху: «Лучше бы на себя посмотрела! Обрадовалась!»

— Измучился бедняга! — вдруг вспомнила Каракатын о муже. — Целый день не ел… Давай сапоги сниму.

— Сам сниму, — буркнул Дос. — Поторопись с обедом.

Некоторое время все молчали. Огонь в печке разгорался.

— Ты, случаем, не глянул на дом Еламана? — спросила Каракатын у мужа, и опять на лице ее появилось удовольствие.

В ауле она больше всех не любила молодую жену Еламана. Не любила за ее молодость, за красоту, но больше всего за то, что Дос в раздражении всякий раз упрекал ее Акбалой. И вот теперь Каракатын торжествовала: в доме Еламана, у Акбалы, сидел молодой джигит.

— Ай да Акбала! — все повторяла Каракатын, и глаза ее весело и яростно блестели. — Прямо днем, а? И хоть бы могла чего-нибудь с мужиком, а то ведь не может — лежит, как пузатая верблюдица.

— А ну хватит! — сказал Дос, стягивая сапог.

Свет померк в глазах Каракатын. Ей вдруг стало холодно, нехорошо, душно. Вот же, вот — и Акбала оказалась шлюхой, а что с того? Мужу все равно, и Каракатын в его глазах все такая же…

— Да что же это! — трахнула она кочергой о землю. — Молчи да молчи! Все время молчи! Она беспутная тварь, а ты молчи! Весь аул ненавидит эту суку, а я молчи! Да она и забрюхатела от Танирбер…

— Э! — Дос с размаху хватил жену сапогом по голове. Удар был так силен, что Каракатын чуть язык не прикусила. Слезы мгновенно брызнули у нее из глаз, в носу защипало, она задохнулась.

Дос был человек тихий, серьезный, но иногда внезапное бешенство охватывало его, и тогда трудно было с ним справиться. Перехватив сапог поудобнее, со срашным лицом, он было привстал, но Аккемпир вдруг вскочила, вырвала сапог и бросила к двери.

— Перестань! — сказала она властно. — Плохую жену побоями не исправишь!

И Каракатын, зная, что муж ее теперь больше не тронет, повалилась на пол и заголосила. Она знала, что муж не пожалеет ее, она не искала заступника в этом доме. Знала она свою беспомощную, жалкую долю, знала, что никуда не годится, что муж и свекровь всегда правы.

Ребятишки, до этого молчавшие, тоже заревели во весь голоо, в темной комнате, освещенной только багровым неверным светом из печки, начался такой крик, что Дос, нашарив и натянув кое-как снятый было сапог, выскочил на улицу. Ему даже жарко стало от бешенства. Он схватил на ходу лом и побежал было уже к дому Еламана. «Я им покажу! Они сейчас у меня…»— яростно думал он, глядя на гнедого скакуна в серебряной сбруе, привязанного у дома. Но тут он заметил человека, бредущего со стороны залива. Он остановился, пригляделся и узнал Еламана. Тогда он повертел лом, отвернулся, будто вышел посмотреть на запад, узнать, какая завтра будет погода. Потом еще больше разозлился, плюнул и пошел домой, с печалью думая о друге.

II

Зима наступила давно, вернее, должна была наступить давно, но все еще не по времени стояли теплые дни, и море не замерзало. Да и сильный постоянный ветер дул из степей, уносил тонкий ледок и шугу в открытое море.

Только со вчерашней ночи зима наконец установилась, хватил крепкий мороз, и утром весь широкий залив Тущыбас, насколько хватало глаз, был затянут сплошным льдом.

Лед был тонок еще, но рыбакам так не терпелось, что Еламан, Мунке, Дос и Рай вышли на лед. Лед мягко колыхался у них под ногами, потрескивал, и рыбаки, чтобы не быть всем в одном месте, далеко разбрелись. Они держались близко к берегу и тянули свои сети по мелководью. Кое-кто из них, привыкнув к треску и проседанию льда, принимался уже мурлыкать себе что-нибудь под нос — очень все радовались, что сегодня вечером не будут пустовать их котлы.

Особенно радовался Еламан. Часто поднимал он голову, глядел на освещенный солнцем ледяной залив. Слабый ветер с берега гнал по льду снежную крупку, и бесконечно и серебристо вилась по гладкому льду поземка. Глядел Еламан на сияющую поземку и видел, как кормит он вечером ухой свою брюхатую жену. Не один раз еще с вечера выходил он из дому к морю, смотрел, как теряет свой блеск вода, покрываясь льдом, будто затуманиваясь, как одна за другой гаснут в ней звезды. Выходил он и ночью, пробовал лед у берега пяткой, и ему казалось, что крепко. Тогда он совсем выходил на лед и, боясь поскользнуться, провалиться, делал несколько шагов от берега. И опять оказывалось крепко.

Источник