Донские рассказы шолохова анализ чужая кровь
«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.
Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы — один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».
Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть». После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!…»
Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.
Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло». Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника». Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.
Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.
Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.
Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.
Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой». Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь». Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.
И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания — старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:
— Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…
Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам». Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.
Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» — всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.
Михаил Александрович Шолохов, краткая биография
«Родинка», анализ рассказа Михаила Шолохова
«Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова
По писателю: Шолохов Михаил Александрович
Источник
“Донские рассказы” Михаила Шолохова стали предвестниками “Тихого Дона”. Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве.
Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.
Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе “Чужая кровь”,
который завершает “Донские рассказы”, не возвращаются два сына старика Гаврилы – один “белый”, другой “красный”, один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук.
Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как “деды и прадеды службу царям несли”.
Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, “вторглись в казачий исконный быт”, “вывернули наизнанку” обычную дедову
жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: “срубили Петра насмерть”.
После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: “Одного сына убить?! … Не верю!…”
Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших “очищенную, смугло-золотую пшеницу”, Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.
Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а “сквозь леденящий холодок” голой груди прощупал “потухающее тепло”. Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь.
И пусть пока была она для него “гадливо-холодной”, но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, “шафранно-бледного, похожего на покойника”. Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.
Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, “пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына”. Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.
Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал.
Вскоре между Гаврилой и Николаем “увязались простые и любовные” отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.
Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: “Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра”. Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.
Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, “ревниво хранивший чужую тайну”, отчего старый казак “невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой”. Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что “не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черноземь”.
Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.
И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания – старик, “с усилием задушив рыдание” и “кривя изуродованное болью, мокрое лицо” крикнул:
– Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…
Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: “Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам”. Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения.
Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.
Рассказ “Чужая кровь” помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, “прахом дымящееся хозяйство” – все, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.
Loading…
Источник
Сочинения > Анализ > Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Чужая кровь Шолохова — произведение, вошедшее в цикл Донские казаки. Изучая данную работу, мы можем увидеть суть и последствия Гражданской войны. Также автор поднимает проблемы и тему человеческого гуманизма, заботу о ближнем. Здесь мы видим, насколько неиссякаемым может быть источник родительской любви. И вот сегодня нам предстоит написать сочинение по теме Чужая кровь Шолохова, сделав анализ работы и рассмотрев ее краткое содержание.
Чужая кровь краткое содержание и анализ произведения
Изучая краткое содержание работы Шолохова, мы видим казака Гаврилу и историю о том, как он снарядил своего единственного сына Петьку на фронт. Ждет он с женой его возвращения, вот только не дождутся. Петька убит на поле боя. Не верят старики в данную весть, верят что Петя вернется. Берегут все его вещи. Время идет, а сына нет. Парень пропал без вести, а в Филипповку приходят красные. Вся жизнь перевернулась, появилось еще больше седины на висках, ведь в смерти сына старики винят именно их. Так и коротали бы они со старухой свои дни в полуразвалившемся хозяйстве, но случай перевернул всю их жизнь.
Во дворе Гаврилы между продотрядниками и казаками произошла стычка, во время которой казаки расправились с красноармейцами. Среди них казак нашел тело парня, чей возраст совпадал с их погибшим ребенком. Он был в тяжелом состоянии. Старики выходили его, а позже привязались к нему настолько, что стали считать своим сыном, несмотря на то, что в нем чужая кровь. Называли они его Петькой, предложив остаться навсегда. Николай обещал подумать над предложением и пожить пока до лета. С приобретением нового чужого ребенка, жизнь стала ярче, вот только приносят им письмо, где парня зовут на завод, обратно на Урал. И Николай принимает страшное для стариков решение, уезжать. Расставание было горестным и печальным, ведь старики вновь лишались человека, который заменил им родную кровинушку.
Анализируя работу Чужая кровь дальше, мы видим поднятую автором тему преемственности поколений, которая является основой человеческой жизни. Каждый человек стремиться оставить свой след, передав все созданное своим потомкам. Только осознавая, что после тебя остается наследник, человек может быть по-настоящему счастлив, его жизнь приобретает смысл. Вот поэтому, когда сын не вернулся с фронта, основы жизни стариков стали рушиться, ведь незачем было Гавриле поддерживать дома и постройки. По этим же причинам зародилась и любовь стариков к чужому ребенку. Доброта и милосердие побеждает классовую ненависть к людям, которые нарушили казачьи устои.
Жаль только, что Николай не остается у Гаврилы. Его классовое сознание оказалось сильнее человеческих чувств, вот он и уезжает на завод, что манит его, уезжает, чтобы и дальше служить революции.
Чужая кровь герои рассказа
Говоря о произведении Шолохова и его героях, мы видим насколько точно удалось автору передать их образы, отражая их характеры и качества.
Главным героем произведения является казак Гаврила, чей образ самобытен и вызывает симпатию. Знакомясь с персонажем, мы сочувствуем ему, когда он отправляет единственного сына воевать. Испытываем его боль, когда он узнает о его смерти. Радуемся, когда с новым сыном чужим по крови его жизнь приобретает смысл и вновь огорчаемся, когда герою приходится вновь терять новоприобретенного сына.
Знакомимся также с Николаем, красноармейцем — рабочим, который пришел отбирать у стариков хлеб. Когда он был ранен, старики выходили его, назвав его своим сыном. Но не смог он оставаться в станице, которая была ему чужой. Хоть и был он благодарен Гавриле и жене, уезжает от них, чтобы и дальше служить идеалам революции.
Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Чужая кровь»
А какую оценку поставите вы?
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Источник
Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано 23.04.2020
Произведение является финальным в череде «Донских рассказов», написанных Михаилом Шолоховым. Цикл рассказов повествует о военных событиях, страшные последствия которых люди переживали на протяжении многих лет. Война не пощадила никого: все были равны перед лицом кровавой смерти.
Смысл названия книги «Чужая кровь»
Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.
Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.
О чем книга «Чужая кровь»
Дело происходит во времена войны с большевиками. Старый казак Гаврила вынужден отправить воевать своего единственного сына Петра. Для того времени это было почетно, поэтому отправляя сына на войну Гаврила наказал тому не позорить его честное имя.
Без единственного сына хозяйство отца и матери пришло в скором времени в упадок. Оставалось лишь ждать с войны Петра, но этому не суждено было исполниться. Вскоре стало известно о безвременной кончине сына.
Это известие чуть не убило стариков, но они нашли в себе силы жить дальше. Однако, мать чуть не сошла с ума от горя, да и сам Гаврила озлобился на большевиков, поэтому когда те появились в их деревне, он пылал ненавистью к этим людям. После одной крупной стычки между большевиками и казаками, лишились жизни многие молодые солдаты. Одного из выживших Гаврила отнес к себе в дом и вместе с женой стал выхаживать.
Этот боец был молод и напоминал старикам покойного сына, поэтому они к нему сильно привязались. Настолько, что не хотели его отпускать и предложили остаться у них навсегда для ведения домашнего хозяйства. Но вскоре Николаю (так звали солдата) пришла телеграмма с просьбой вернуться на завод в родной город. Недолго думая, он согласился.
Старики были вынуждены вновь испытать боль от потери сына, ведь, несмотря на то, что в Николае текла не их, а чужая кровь, он стал для них родным. Все же они вновь нашли в себе силы, чтобы отпустить его.
Смысл произведения «Чужая кровь»
Главный смысл, который прослеживается на протяжении всего произведения, это преемственность поколений. Поднятый еще Тургеневым вопрос об отцах и их детях подхватывает Шолохов.
Как бы тяжело не было родителям расставаться с детьми, но казачье воспитание заставляло отпускать их по первому зову Родины. Сын главного героя умер в юном возрасте, но родители не только смогли пережить утрату, но даже нашли в себе силы простить его убийцу. Одного из большевиков они спасли и полюбили горячей любовью. Стали называть его именем покойного сына, но помнили о чужой крови, поэтому отпустили его туда, куда звала душа, как бы тяжело не было.
Смысл финала рассказа «Чужая кровь»
Финал пробирает до мурашек из-за точного описания автором эмоций, которые испытали мать с отцом. Своего Петра они уже потеряли, и им пришлось расстаться с только что приобретенным сыном Николаем. Но как бы ни было тяжело, они отпустили его, ведь выбора у них все равно не было.
Душераздирающая война забрала у них самое дорогое, а ее последствия продолжают заставлять испытывать лишения. Мы видим, что старики остались совсем одни, без поддержки и надежной опоры в виде детей Не кому вести хозяйство, которое и так уже пришло в упадок. Но эти сильные люди еще способны не показывать слез, которые разрывают их сердца в момент прощания с любимыми.
Источник
Государственное общеобразовательное учреждение
«ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель Самарской области»
Алпатова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема урока:
«Проблема незлобивости, «очеловечивания» и всепрощения в рассказе
М.Шолохова «Чужая кровь».
Решаемые учебные проблемы:
-привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателем;
—формировать систему общечеловеческих ценностей, подвести обучающихся к мысли о необходимости уметь прощать;
— способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассников;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению;
Задачи для учеников:
— познакомиться с произведением М.Шолохова;
-определить нравственные проблемы рассказа, авторскую позицию в их раскрытии;
-определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа.
Результаты изучения рассказа «Чужая кровь»
Личностные:
— совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
— умение определять нравственные ценности произведения и обоснованно выбирать собственные жизненные ценности, понимать чувства других людей и сопереживать им;
— уважительное отношение к литературе;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы);
— понимание литературы как вида искусства и одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, самообразования и социализации;
— формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога людей друг с другом и общения с культурой;
Метапредметные:
-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, не только эмоционально, но и рационально;
Предметные результаты:
-понимание связи литературного произведения с исторической эпохой, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей,
-понимание авторской позиции в раскрытии нравственных проблем рассказа, определение собственной интерпретации и своего отношения к ним,
-осмысленное чтение, ответы на вопросы по прочитанному или услышанному тексту,
-создание устных монологических высказываний разного типа,
-умение вести диалог, понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов произведения.
Межпредметная связь: русский язык, обществознание, история
Тип урока по форме: диалогический.
Тип урока по содержанию: практикум, исследовательский.
Оборудование: выставка книг писателей о гражданской войне и годах коллективизации;
портрет писателя, текст рассказа «Чужая кровь», интерактивная доска, толковые словари, таблица для заполнения ее в процессе работы с текстом, отрывок из кинофильма «Непрошенная любовь» (1964г)
Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах изучения рассказа «Чужая кровь»
Предварительные индивидуальные задания:
Составить синквейн на тему «Гражданская война».
Используя текст рассказа «Чужая кровь», рассказать о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казачества.
Выразительное чтение наизусть финала рассказа «Чужая кровь»
Выбрать и проанализировать отрывки:
А) жизнь Гаврилы до появления Николая-Петра
Б) жизнь Гаврилы после появления Николая
4.Выписать детали, передающие душевное состояние Гаврилы:
А) весть о смерти сына
Б) сцена продразверстки
В) Гаврила находит раненого
Г) Старики выхаживают Николая
Д) Получение письма – отъезд
Ход урока
Враг ты мой родной!
М.Цветаева
Предтекстовой структурный элемент урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока.
Учитель: Сегодня мы обратимся к рассказу, который поднимает глубокие нравственные проблемы, выясним, какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение, какие эмоции вы испытали, когда читали рассказ, определим личную позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа, поработаем со словом, обратимся к выразительному чтению фрагментов рассказа, поговорим об общечеловеческих ценностях: сострадании, милосердии, всепрощении, незлобивости, поработаем в группах, составляя сопоставительную таблицу, которая поможет нам понять психологическое состояние главного героя, поучаствуем в беседе, чтобы понять отношение автора к происходящему, в конце урока воспользуемся рефлексией «Незаконченное предложение», подведем итоги.
Этап 2. Подготовка для вхождения в текст произведения, актуализация ранее полученных знаний, проверка (частичная) домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем работать с произведением, давайте обратимся к истории, вспомним о том, что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения. Обращаю Ваше внимание на высказывание Демокрита (высказывание проецируется на интерактивной доске): «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна». Назовем понятия, ассоциации, которые возникают у вас при слове «гражданская война»
Ученики: Гражданская война — это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Ассоциации: горе, неотвратимость, безысходность, жестокость, разбитые судьбы, кровопролитные сражения, смутное время.
Учитель: Что представляла собой гражданская война в России в начале 20 века? Свое отношение к войне вы выразили в синквейнах, представьте их.
Ученики: Гражданская война в начале 20 века в России – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляла идти сына против отца, брата стрелять в брата, истреблять друг друга, ненасытно требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.
Синквейн:
Война,
Бессмысленная, кровопролитная,
Ломает, забирает, опустошает.
Всякий, стоящий за войну — уже лежащий.
Страдание.
Учитель: Вы пришли к страшному выводу: война-это в первую очередь человеческие страдания, которые ломают личность, заставляет многих терять лицо.
Учитель: Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний, коснувшихся и Дона, казачества, людям, душа которых осталась живой и чистой. Итак, тема нашего урока – «Проблема незлобивости, «очеловечивания» и всепрощения в рассказе М.Шолохова «Чужая кровь».
Рассказ М. Шолохова «Чужая кровь» входит в цикл «Донских рассказов» (1926). Подчиняясь законам цикла и практически используя все основные циклообразующие факторы, «Чужая кровь» вписывается и в общую идейно-тематическую концепцию сборника и отражает его основные конфликты. Вместе с тем, мы вправе рассмотреть рассказ как относительно самостоятельное произведение. Обратимся к названию произведения. Как вы понимаете значение слова «чужой»?
Ученики:
Слово «чужой» в русском языке имеет три основных значения: «не свой, враждебный»; «не родной, посторонний», и, наконец, «далекий по взгляду, по духу».
Учитель: Работа со словом, внимание к смысловым оттенкам чрезвычайно важны для писателя. В каком значении употребляется слово «чужой» в названии рассказа?
Ученики: В условиях гражданской войны понятия «родной», «чужой» теряют свою родовую, кровную мотивацию, и на первый план выходят политические, социальные принципы. Собственно ужас гражданской войны и заключается в том, что люди борются не с внешним врагом, а буквально «брат идет на брата». С развитием сюжета на первый план последовательно выдвигаются эти различные смысловые оттенки, углубляя и уточняя идею рассказа.
Сын деда Гаврилы Петро служит у белых, и отношение старика к красным, к «москалям» совершенно однозначно: глухая ненависть и злоба. Еще больше озлобился дед Гаврила, узнав, что сын его убит красными. Вот почему, когда во двор к старику приходят продотрядники забирать хлеб, он видит в них только врагов, «чужих», пользующихся правом сильного.
В «Чужой крови» многозначно уже само заглавие.
Учитель: Да, ребята, рассказ повествует о драматических событиях на Дону, о жизни казачества в начале 20-х годов, во время коллективизации.
Текстовый структурный элемент урока: вхождение в текст основного учебного материала: рассказ М.Шолохова «Чужая кровь».
Используя материал рассказа «Чужая кровь», расскажите о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казаков.
Ученики: В начале рассказа – раздумья Гаврилы о пропавшем сыне, а дальше воспоминания «развёртывают свиток» проводов сына на фронт против «красных»:
а) конь – «буря степная, летучая»;
б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;
в) напутствие сыну служить. «Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не
страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должен и ты) «…должон и ты!…» (как деды и прадеды);
д) по казацкой традиции и звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу-командиру: «Мы туда идём – рубим, колем, бьём!..»
е) как положено, сын берёт горсть родной земли.
Демонстрация эпизода из фильма «Непрошенная любовь» — «Проводы Петра на службу»
Учитель: Что подчеркивают в системе ценностей эти детали?
Ученики: Подчёркивает нерушимость традиций казачества, чувство долга и преданность Отечеству, вековой уклад жизни, который, как они думали, никогда не изменится.
Учитель: Почему нарушается привычный уклад жизни Гаврилы?
Ученики: Чужие «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман», даже лишили его права носить награды , которыми он удостоился за честную службу своему царю и Отечеству. В тексте читаем: «Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:
-Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается. Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась ,со злобой родниться начала».
Практикум
Работа с тестом.
На интерактивной доске появляется таблица «Этапы изменения душевного состояния Гаврилы: до и после встречи с Николаем-Петром»
Учитель: Предлагаю вам, ребята, заполнить данную таблицу предварительно найденными в тексте деталями, передающими изменение внутреннего состояния героя.
В станицу приходят красные, старики ждут сына
Жизнь вывернули наизнанку
Кохал, нянчил ненависть
Назло носил шаровары
Порохом пыхнул дед
Обида горькая росла
Родниться со злобой стала
Кадры фильма «Непрошенная любовь»
Известие о гибели сына
Сказал почему-то шепотом
С виду равнодушный и твердый
Криво улыбнулся
Спросил низким шепотом
Глядя в упор, ну, кончай
Багровея, захрипел
Налились кровью и слезами, стонал
Не верю!
Лег плашмя, тяжело закрыл глаза
Сцена продразверстки
Прохрипел, набухая злобой
Засипел, кашляя и судорожно кривляясь
В дрогнувшем от ужаса сердце не ощутил злобы
Дрогнул от жалости
Кадры из фильма «Непрошенная любовь»
Старики выхаживают белокурого
Днем и ночью дежурили
Слезы закипали
Жалость приходила непрошеная
На цыпочках отошел
С ужасом чувствовал
Образ родного тускнел
Силился вернуть прежнюю тоску и боль
Ощущал стыд и неловкость
Испытывал ревнивое чувство
Густо побагровел, скрывая смущенную радость
Потеплело в груди
Жизнь Николая-Петра со стариками
Одеваясь одним тулупом, незримой путой привязал его сын
Заслонил собою образ покойного Петра
Вспоминал все реже
Письмо, отъезд
Томимый неясной тревогой
Чувствовал нарастающую злобу к письму, изломавшему привычный покой
Глухо спросил
Ненавистный завод
Бодрясь ответил
Цепляясь за последнюю надежду
Шепотом, дыша порывисто и хрипло
Говорил без умолку, пытался улыбаться
С усилием задушил рыданье
Протянул трясущиеся руки
Кривя изуродованное болью, мокрое от слез
До крика повысил голос
Рыдало в груди невыплаканное слово
Посттекстовый структурный элемент урока.
Учитель: Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?
Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.
Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?
Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.
Учитель: Какими словами можно определить все, что смог человек изменить в себе, перешагнуть через кровную обиду?
Ученик: СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ВСЕПРОЩЕНИЕ.
Учитель: В чем черпал старый казак силы, что было той поддержкой, которая помогла Гавриле остаться человеком в высоком смысле слова?
Ученики: В начале урока мы говорили об укладе жизни казаков, непреходящих ценностях, нерушимости традиций казачества. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.
Учитель: Обратимся к финалу текста, прослушаем его (выразительное чтение заранее подготовленного ученика)
Учитель. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?
Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки…
Учитель. Найдите деталь, которая наиболее остро проявляет душевное состояние старика. Ученик.«Ворочайся !-.. цепляясь за арбу ,кричал Гаврила» . Он словно желает остановить повозку, хватается как утопающий за соломинку. Это его последняя надежда
Учитель: Чему нас учит рассказ?
Ученики. Рассказ учит не терять человечность даже в вихре самых суровых испытаний, учит помнить, что нет ничего сильнее и важнее общечеловеческих ценностей.Образ старика Гаврилы возносится автором на недосягаемую высоту, ибо сострадание, милосердие, любовь к врагу, отрицание мщений являются высшей степенью сравнения человека перед Богом. Дед Гаврила победил в себе духа зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну.
Гражданская война – это трагедия, путь «расчеловечивания», катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Слайд
Толь