ABC анализ широко используется для аналитики и отчетов в разных сферах и направлениях бизнеса. Такой анализ нужен и для логистики и склада – он помогает выбрать поставщиков, определится с ресурсами, управлять запасами на складах. Как сделать такой анализ быстро?

ABC анализ в логистике. Что это такое

ABC анализ в логистике – это анализ, при котором все товары разделяются на 3 группы:

А – товары, на закупки которых было потрачено 75-80% от общей суммы закупки,
В – товары, на которые потрачено 10-15% от всей закупки за период,
С – товары, на которые приходится 5-10% общей суммы закупки за период.

Для чего это может быть нужно? Например, для разделения закупочных функций между головной компанией и филиалами: дорогостоящие товары (из группы А) могут закупать специалисты из головной компании, а закупку менее дорогих позиций (В и С) можно делегировать специалистам филиалов.

Кроме того, обычно ABC анализ в логистике делается совместно с XYZ анализом, при котором все товары делятся на группы:

  • X – непрогнозируемый спрос товаров,
  • Y – относительно прогнозируемый спрос,
  • Z – прогнозируемый спрос.

ABC анализ в логистике. Зачем такой анализ нужен

Приведем несколько примеров, в которых FDC анализ помогает принимать правильные управленческие решения:

  1. Есть компания – поставщик логистических услуг. После ABC анализа своих клиентов пришло понимание, что какие-то клиенты приносят до 80% прибыли компании, а остальные – оставшиеся 20%. При этом на всех клиентов тратилось одинаковое количество времени сотрудников. В результате анализа было принято решение: перевести максимум клиентов в сегмент А, вести с ним более плотную партнерскую работу.
  2. При принятии стратегически важных решений необходимо учитывать, что зачастую на группу С тратится больше временных и человеческих ресурсов, чем на группу А (хотя она вроде бы важнее для компании). Поэтому при ABC анализе товарных групп нужно учитывать эту разность и обращать на нее внимание при принятии управленческих решений касаемо групп.
  3. Применение ABC анализа при управлении складскими запасами: логично предположить, что товары группы А в итоге были расположены ближе к местам отгрузки товара (чтобы оптимизировать складскую логистику), а товары групп В и С – дальше от этих мест.

Пример отчета: доступность товара на складах (сделано в Tableau)

ABC анализ в логистике. Как делать – этапы

При таком анализе нужно учесть все данные, правильно сделать расчеты, получить корректные цифры по закупкам/количеству товара/тарифам и т.п.

  1. Определяемся с целью анализа – что будем анализировать?
  2. Собираем необходимые данные: если у вас нет доступа ко всей необходимой информации, то запланируйте врем яна ожидание этих данных (от другого менеджера, от IT-специалиста, который будет делать выгрузку из базы данных).
  3. Для любого анализа данные должны быть представлены в едином формате. Но оычно данные вносит человек (даже разные люди – менеджеры отделов) и в итоге файл с данными необходимо исправить, представить данные в едином формате (на корректировку знаков после запятой или на исправление сокращений также потребуется определенное время, в зависимости от объема данных).
  4. Переходя к собственно анализу обязательно проверьте, что все данные корректны, а формулы верны (от этого зависит будущее решение по складам, запасам и закупкам).
  5. В идеале результаты анализа представить в виде графиков или диаграмм – визуальная информация воспринимается быстрее, ее удобно «читать» и делать по ней выводы.

В результате, мы уделяем много времени рутинной работе – сбору данных, их обработке и расчетам. На сам анализ времени и терпения не хватает.

ABC анализ в логистик. Как делать – инструменты

Как можно облегчить работу по созданию отчета и XYZ анализа? Используйте специальные инструменты и сервисы:

  • Excel – самый популярный и доступный инструмент для отчетов. Но – многие данные приходится вносить и править вручную и на этих этапах теряется много времени.
  • Сложные учетные системы – отличный вариант: многофункциональны, есть хранение данных, присутствуют визуализации. Но – если в вашей компании таких систем нет, то нужно время на внедрение и бюджет на IT-специалистов, которые будут работать с системами и строить для вас отчеты.
  • В последнее время становятся популярны «легкие» отчетно-аналитические системы (типа Tableau).

Такие системы называют легкими, потому что:

  • Легко устанавливать на любое устройство – за 2 минуты.
  • Легко освоить – программа специально разработана для тех, кто не обладает специальными техническими знаниями, но хочет делать красивые и понятные отчеты.
  • Легко начать строить свои отчеты самостоятельно – без помощи программистов!

Вам нужны быстрые и понятные отчеты для логистики?

Источник: analytikaplus.ru

Читайте также

Вид:

grid

list