Анемия у детей таблица анализ крови
Содержание:
Очень часто при посещении медицинского учреждения педиатр для оценки состояния здоровья ребенка назначает взятие материала из пальца на клинический анализ. Его также называют общим, ведь он включает в себя обзорное определение картины крови и дает информацию о состоянии организма в целом.
Как проходит забор материала?
Процедура взятия крови для проведения клинического анализа крови у ребенка не слишком отличается от таковой у взрослого. Но при работе с детьми, особенно младшего возраста, как никогда важно взаимодействие родителей и медицинского персонала. При планировании проведения процедуры и непосредственно во время ее выполнения необходимо действовать в следующем порядке:
- Подготовку к анализу желательно начинать за несколько дней до самого забора материала. Следует ограничить употребление чрезмерно жирной и острой пищи. По поводу приема лекарственных препаратов перед сдачей крови следует проконсультироваться с педиатром.
- Не стоит проводить накануне сдачи анализа рентгенологические исследования и физиотерапевтические процедуры, а также давать организму сильные эмоциональные и физические нагрузки.
- Прием пищи перед анализом следует осуществлять не позднее, чем за 8 часов до забора материала.
- Кровь, как правило, берут в утренние часы. Здесь важно максимально успокоить и занять ребенка, чтобы процедура прошла быстро и без лишнего беспокойства.
- Малыша садят напротив лаборанта – как правило, для места прокола используется безымянный (IV) палец. Его дезинфицируют и обезжиривают, для чего используют спирт и эфир соответственно.
- Прокол делается в области подушечки специальным инструментом – скарификатором. Режущая его часть в длину находятся на уровне 2-3 миллиметров. Именно такой должен быть прокол для забора крови из пальца.
- Каплю, которая сразу же выступает на подушечке, убирают сухой стерильной ватой, после чего, используя специальный стеклянный переходник, набирают последующие капельки и переносят их в пробирки. Любую емкость с биологической жидкостью подписывают в обязательном порядке.
- Палец по окончанию забора материала вновь протирают тампоном со спиртом и прижимают стерильную ватку до момента, когда кровотечение полностью остановится.
Выбор безымянного пальца в качестве мишени для прокола связывают с тем, что он несет на себе минимальную нагрузку при работе руками. Но этому есть и топографо-анатомическое обоснование. Дело в том, что второй, третий и четвертый пальцы (указательный, средний и безымянный) имеют относительно изолированные соединительнотканные оболочки для сухожилий, поэтому в случае попадания инфекции в ткани воспалительный процесс будет распространяться медленнее. Таким образом, останется больше времени для успешного лечения и благополучного исхода столь неприятной ситуации. Также считается, что в области подушечки безымянного пальца находится меньшее количество нервных окончаний.
Нормальные значения общего анализа у детей: расшифровка
Клинический анализ крови может быть как развернутым, так и кратким, сокращенным. Какие именно значения необходимо определить у ребенка в первую очередь решает лечащий врач. Во время проведения общего анализа могут исследоваться следующие показатели:
- абсолютное количество форменных элементов;
- СОЭ – показывает сравнительное содержание различных фракций белков плазмы и может являться неспецифическим маркером воспалительного процесса;
- гематокритное число, отражающее соотношение суммарного объема форменных элементов (преимущественно, эритроцитов) и плазмы крови;
- концентрация гемоглобина – вещества, входящего в состав эритроцитов и отвечающего за перенос кислорода;
- цветовой показатель – отражает относительную концентрацию гемоглобина, железосодержащего белка, в эритроците;
- лейкоцитарная формула – дает представление о соотношении между собой разных фракций белых клеток крови;
- эритроцитарные индексы: средний объем (величина) красных кровяных телец, среднее количество белка гемоглобина, содержащегося в эритроците, средняя его концентрация в эритроцитах, распределение красных кровяных телец по величине.
Эти показатели могут характеризовать состояние различных систем организма, и наиболее информативным является наблюдение за ними в динамике. По специальным показаниям также может определяться количество молодых форм эритроцитов – ретикулоцитов.
У детей нормальные значения компонентов анализа могут отличаться от таковых у взрослых. Более того малыш и ребенок старшего возраста также в норме могут иметь разные их величины.
В таблице ниже представлены диапазоны нормальных значений для компонентов клинического анализа крови у детей, согласно возрасту.
Показатель | Единицы измерения | 1 неделя | 1 мес. | 6 мес. | 12 мес. | 6 лет | 12 лет | С 13 лет до взрослого возраста | |
Форменные элементы | Эритроциты | х1012/л | 4,0-6,6 | 4-5 | 3,5-4,5 | 4-4,9 | 4-5,3 | 4-4,7 | 3,6-5,1 (в зависимости от пола) |
Тромбоциты | х109/л | 180-400 | 160-390 | 160-380 | 160-360 | ||||
Лейкоциты | х109/л | 10-30 | 8-12 | 5,5-12,5 | 7-11 | 5-12 | 5-10 | 4,3-9,5 | |
Ретикулоциты | % | 3-15 | 3-10 | 4-9 | |||||
Гематокрит | % | 42-65 | 31-54 | 29-41 | 33-39 | 34-40 | 35-45 | 35-48 (для девочек – 34-44) | |
СОЭ | мм/ч | 4-5 | 4-8 | 4-10 | 4-12 | ||||
Цветовой показатель | – | 0,85-1,15 | |||||||
Гемоглобин | г/л | 134-198 | 115-175 | 103-141 | 110-135 | 110-140 | 110-150 | 115-150 |
Всегда следует помнить, что в различных лабораториях значения могут разниться, это связано с особенностями реактивов и самого исследовательского оборудования. Важна оценка не только каждого показателя по отдельности, но общая картина анализа – их соотношение между собой.
Лейкоцитарная формула
Отдельно следует сказать о таком важнейшем диагностическом приеме как подсчет лейкоцитарной формулы. Она, как уже отмечалось, отражает соотношение различных фракций лейкоцитов. К примеру, грамотная оценка лейкограммы позволяет определить, что послужило причиной развития инфекционного воспалительного процесса – микроорганизм бактериального или вирусного происхождения.
Лейкоцитарную формулу принято записывать в виде таблицы, взглянув на которую можно говорить о ее сдвиге влево или вправо, что соответствует левой и правой группе столбцов, отражающих количество нейтрофилов.
Так, сдвиг лейкограммы влево – это чрезмерное количество палочкоядерных и, возможно, юных форм данной фракции. Сдвиг вправо характеризуется увеличением свыше нормальных значений концентрации зрелых сегментоядерных нейтрофилов. В первом случае это может свидетельствовать как о таких грозных патологиях как лейкемия или гнойные инфекции, так и о наличии банального психоэмоционального переутомления. Второй, как правило, наблюдается при мегалобластной анемии, а также при заболеваниях печени и почек.
Причины отклонения от нормы различных значений клинического анализа крови
Взятие крови из пальца для лабораторного исследования является обязательной процедурой при поступлении в стационар. Это связано с тем, что, включая в себя целый ряд важнейших показателей общего состояния организма, данный анализ может послужить помощником в выявлении большого количества самых различных заболеваний у детей:
- Повышение или понижение содержания эритроцитов может свидетельствовать о патологиях органов кроветворения, мочеобразования, а также печени и селезенки.
- Лейкоцитоз наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах, травмах, аллергических реакциях и чаще появляется в детском возрасте. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, бывает обусловлена генетически, также возникает как следствие истощения защитных сил организма.
- Изменение концентрации тромбоцитов в большую или меньшую сторону может указывать на дефекты в области костного мозга, в том числе злокачественные новообразования. Снижение их количества наблюдается при железодефицитной анемии, приеме некоторых фармакологических средств (глюкокортикостероидов, цитостатиков, антидепрессантов, противоязвенных препаратов и антибиотиков), повышение – при тяжелых инфекциях, а также удалении селезенки.
- Увеличение СОЭ свидетельствует о наличии в организме воспалительного процесса. Также у ребенка подобная картина может наблюдаться при некоторых физиологических состояниях: во время периода, когда режутся зубы, при дефиците витаминов, а также при приеме некоторых препаратов, к примеру, парацетамола.
- Гемоглобин является жизненно важным компонентом системы крови. Его сниженная концентрация характеризуется различного рода анемиями, повышение показателя может наблюдаться у детей, выросших в высокогорной местности, а также активно занимающихся спортом.
- Количество ретикулоцитов увеличивается при патологиях костного мозга, обширном разрушении эритроцитов и массивных кровотечениях.
Трактовка результатов любого анализа крови является прерогативой специалистов. Лишь выяснив все жалобы, собрав подробный анамнез, сопоставив его с данными диагностики, которая включает в себя не только лабораторные анализы, но и клинические, а также инструментальные обследования, врач может поставить верный диагноз.
Клинический анализ крови используется не только при наличии различного рода недомоганий, но и в составе скрининговых или профилактических обследований.
Источник
В статье освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы дифференциальной диагностики и лечения указанных дефицитных анемий у детей.
В настоящей публикации на основании данных литературы и анализа собственных наблюдений представлены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий, а также принципы их лечения у детей. Установлено, что основной формой дефицитных анемий (ДА) в педиатрической популяции является анемия, обусловленная недостаточным содержанием в организме железа. При этом особо подчеркивается, что железодефицитная анемия (ЖДА) не только наиболее распространенная ДА, но и самое частое гематологическое заболевание у детей [1–3]. С учетом того, что другие типы анемий (в т. ч. развивающиеся при дефиците таких витаминов, как фолиевая кислота и В12) хуже известны врачам-педиатрам, их верификация, как правило, запаздывает, т. к. они ошибочно принимаются за ЖДА. Поздняя диагностика и отсутствие адекватной терапии при этом приводят к прогрессированию патологических процессов. Это негативно сказывается на росте и развитии детского организма и ухудшает качество жизни ребенка. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, авторы пришли к выводу о необходимости представить для практикующих врачей-педиатров ключевые положения дифференциальной диагностики и лечения анемий, обусловленных дефицитом железа, фолиевой кислоты и витамина В12 у детей.
Дифференциальная диагностика ДА у детей
Критерием анемии, независимо от этиологии, является снижение уровня гемоглобина (Hb) ниже возрастной нормы. Так, синдром анемии констатируют, если концентрация Hb в капиллярной крови ниже: 110 г/л — у детей в возрасте от 1 мес. до 5 лет, 115 г/л — у детей 6–12 лет, 120 г/л — у детей старше 12 лет и подростков. Кроме этого, зная уровень Hb, можно определить тяжесть анемического синдрома. Так, для детей, достигших месячного возраста и старше, снижение Нb до 90 г/л является признаком анемии легкой степени, уровень Нb в пределах 70–90 г/л характерен для анемии средней тяжести, а падение Нb ниже 70 г/л определяет тяжелую степень анемии [1–4].
Нозологическая верификация характера анемии проводится на основе анализа клинико-анамнестических данных, результатов лабораторного и, если необходимо, инструментального обследования пациента. Общими клиническими проявлениями анемии, независимо от этиологии, являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, склонность к инфекциям. Среди дополнительных симптомов, которые могут отмечаться при ЖДА, — извращение аппетита и пристрастие к необычным запахам, изменение ногтевых пластин, расслоение ногтей, выпадение волос, атрофия сосочков языка, дисфагия. В свою очередь, при витамин В12-дефицитной анемии имеют место неврологические нарушения (атаксия, парестезии, гипорефлексия и другие проявления фуникулярного миелоза), «лакированный» язык и желтуха. Непрямая гипербилирубинемия может также отмечаться и при фолиеводефицитной анемии (табл. 1).
Наличие желтухи и анемии при этом нередко становится причиной ошибочного заключения о гемолитическом характере анемии, если врач не обращает внимания на отсутствие ретикулоцитоза. Следует отметить, что иктеричность при анемиях, обусловленных дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты, связана с неэффективным эритропоэзом и повышенным разрушением предшественников эритроцитов в костном мозге [1–3, 5–7].
Несмотря на описанные выше симптомы, типичные для конкретных ДА, их клинические проявления могут быть слабо выражены при легкой степени анемии, особенно у детей раннего возраста. В связи с этим этиологическая верификация генеза анемического синдрома проводится на основании не только клинических проявлений и анамнестических данных. Обязательным условием установления диагноза является корректная трактовка результатов лабораторного обследования. При этом минимально достаточным уровнем лабораторного обследования является проведение клинического и биохимического анализов крови.
Хорошо известно, что показаниями к исследованию клинического анализа крови для исключения анемии у детей являются анамнестические (недоношенность, задержка внутриутробного развития, исключительно грудное вскармливание ребенка, если мать имеет хронические заболевания кишечника или является вегетарианкой и др.) и/или клинические факторы риска (геморрагический синдром, синдром мальабсорбции, инфекционно-воспалительные заболевания, желтуха, лимфаденопатия, гепато- или спленомегалия и другие патологические состояния). При оценке результатов клинического анализа крови нельзя ограничиваться только поиском лабораторных признаков анемии. Обязательно должны быть проанализированы все параметры гемограммы (эритроциты и их индексы, ретикулоциты, тромбоциты и их индексы, общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, а также абсолютное количество нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, СОЭ). Это позволяет уже при первичном обращении пациента очертить круг основных причин выявленной анемии и наметить основные диагностические мероприятия для расшифровки генеза заболевания [1–4].
Так, для ЖДА типичными признаками являются: гипохромия и микроцитоз эритроцитов при нормальном уровне ретикулоцитов, если недостаточное содержание железа в организме обусловлено алиментарными факторами или синдромом мальабсорбции. В тех же случаях, когда ЖДА имеет постгеморрагический генез, гипохромия и микроцитоз эритроцитов будут сопровождаться ретикулоцитозом [1–4]. В свою очередь для анемий, обусловленных недостатком в организме как фолиевой кислоты, так и витамина В12, характерны гиперхромия и макроцитоз эритроцитов, а также ретикулоцитопения (табл. 2).
Кроме этого, при фолиево- и витамин В12-дефицитной анемиях могут встречаться лейко- и тромбоцитопения, гиперсегментация нейтрофилов. С учетом того, что в ряде случаев ДА имеет комбинированный генез, при котором дефицит железа сочетается с дефицитом фолиевой кислоты или витамина В12, типичные гематологические признаки могут не выявляться или быть разнонаправленными. Это определяет необходимость обязательного проведения биохимического анализа крови с определением, кроме общепринятых показателей, таких параметров, как железо, железосвязывающая способность, процент насыщения трансферрина, ферритин, фолиевая кислота и витамин В12 [6, 7]. Особо следует подчеркнуть, что ферритин должен определяться вместе с С-реактивным белком (СРБ). При этом оценивать уровень ферритина можно только в тех случаях, когда значения СРБ находятся в пределах нормативных. Это объясняется тем, что ферритин относится к протеинам воспаления и его уровень повышается при воспалительных процессах в организме. В связи с этим нормальный или высокий уровень ферритина при повышенных значениях СРБ может стать причиной ошибочного заключения об отсутствии железодефицитного состояния [2–4]. Особенности биохимического анализа крови при различных вариантах ДА представлены в таблице 2.
Лечение ДА у детей
Корректная трактовка клинико-анамнестических данных и результатов лабораторного обследования позволяет верифицировать причину ДА и своевременно назначить адекватную терапию. Принципиально важным при этом является положение о том, что компенсировать дефицитные состояния невозможно только за счет нормализации рациона питания. Основная роль в купировании дефицита железа, фолиевой кислоты и витамина В12 принадлежит заместительной фармакотерапии [1–7]. При этом для лечения ЖДА используются солевые препараты железа или препараты на основе железа гидроксид полимальтозата. Суточная доза препаратов зависит от массы тела и возраста ребенка, расчет при этом проводится по элементарному железу. Так, для солевых препаратов железа, назначаемых внутрь, используются следующие дозы (расчет по элементарному железу!): для детей до 3 лет — 3 мг/кг/сут, для детей старше 3 лет — 45–60 мг/сут, для подростков —
до 120 мг/сут. При использовании пероральных форм железа гидроксид полимальтозата рекомендованные дозы составляют 5 мг/кг/сут (расчет по элементарному железу!). Продолжительность терапии препаратами железа зависит от степени тяжести ЖДА. При легкой ЖДА курс лечения составляет 3 мес., при среднетяжелой форме — 4,5 мес., при тяжелой — до 6 мес. [3].
В случае диагностики фолиеводефицитной анемии заместительная терапия проводится препаратами фолиевой кислоты. Рекомендовано использовать следующие суточные дозы фолиевой кислоты: для детей до 1 года — 0,25–0,5 мг/сут, для детей старше 1 года — 1,0 мг/сут. При синдроме мальабсорбции доза может быть повышена до 5–15 мг фолиевой кислоты в сутки. Терапия проводится в указанных дозах ежедневно на протяжении 4–6 нед. Через 7 дней от начала лечения необходимо выполнить клинический анализ крови с обязательным подсчетом ретикулоцитов (рис. 1). Повышение уровня ретикулоцитов на фоне приема фолиевой кислоты указывает на правильно установленный диагноз и является обоснованием для продолжения терапии. Купирование анемии достигается через 4–6 нед. от начала лечения [6].
Для лечения витамин В12-дефицитной анемии используют препараты цианокобаламина для парентерального введения. При этом рекомендовано придерживаться следующего режима дозирования: для детей до 1 года — 5 мкг/кг/сут, для детей старше 1 года — 100 мкг/сут, для подростков — 200 мкг/сут. Препарат вводится внутримышечно 1 р./сут ежедневно. На 7–10-й день терапии проводят клинический анализ. Выявление ретикулоцитоза позволяет сделать вывод об эффективности проводимого лечения. Терапию следует продолжить в том же режиме дозирования еще в течение 3–4 нед. В дальнейшем, при достижении нормализации уровня гемоглобина, переходят на поддерживающее лечение: цианокобаламин вводят в терапевтической дозе 1 раз в 7 дней в течение 2 мес., а затем 1 раз в 14 дней в течение 6 мес. (рис. 2). Учитывая, что дефицит витамина В12, как правило, редко обусловлен алиментарными факторами, одновременно проводят поиск причин данного патологического состояния (болезнь Крона, целиакия, инвазия широким лентецом, наследственные нарушения всасывания и/или транспортировки витамина В12 и др.) [7]. В тех случаях, когда имеют место полидефицитные состояния с развитием анемического синдрома, оправданно комбинированное заместительное лечение. Чаще всего у детей встречается сочетанный дефицит железа и фолиевой кислоты, что требует одновременного назначения препаратов железа и фолиевой кислоты.
Заключение
Таким образом, выявление анемии у ребенка определяет необходимость обязательного уточнения причин указанного патологического состояния. Своевременная верификация этиологии анемии позволяет без промедления начать адекватную терапию, что определяет ее эффективность и улучшает качество жизни ребенка. Авторы выражают надежду, что информация, представленная в настоящей публикации, будет полезна практикующим врачам-педиатрам.
Источник