Анемия у детей таблица анализ крови

Анемия у детей таблица анализ крови thumbnail

Содержание:

Очень часто при посещении медицинского учреждения педиатр для оценки состояния здоровья ребенка назначает взятие материала из пальца на клинический анализ. Его также называют общим, ведь он включает в себя обзорное определение картины крови и дает информацию о состоянии организма в целом.

Как проходит забор материала?

Процедура взятия крови для проведения клинического анализа крови у ребенка не слишком отличается от таковой у взрослого. Но при работе с детьми, особенно младшего возраста, как никогда важно взаимодействие родителей и медицинского персонала. При планировании проведения процедуры и непосредственно во время ее выполнения необходимо действовать в следующем порядке:

  1. Подготовку к анализу желательно начинать за несколько дней до самого забора материала. Следует ограничить употребление чрезмерно жирной и острой пищи. По поводу приема лекарственных препаратов перед сдачей крови следует проконсультироваться с педиатром.
  2. Не стоит проводить накануне сдачи анализа рентгенологические исследования и физиотерапевтические процедуры, а также давать организму сильные эмоциональные и физические нагрузки.
  3. Прием пищи перед анализом следует осуществлять не позднее, чем за 8 часов до забора материала.
  4. Кровь, как правило, берут в утренние часы. Здесь важно максимально успокоить и занять ребенка, чтобы процедура прошла быстро и без лишнего беспокойства.
  5. Малыша садят напротив лаборанта – как правило, для места прокола используется безымянный (IV) палец. Его дезинфицируют и обезжиривают, для чего используют спирт и эфир соответственно.
  6. Прокол делается в области подушечки специальным инструментом – скарификатором. Режущая его часть в длину находятся на уровне 2-3 миллиметров. Именно такой должен быть прокол для забора крови из пальца.
  7. Каплю, которая сразу же выступает на подушечке, убирают сухой стерильной ватой, после чего, используя специальный стеклянный переходник, набирают последующие капельки и переносят их в пробирки. Любую емкость с биологической жидкостью подписывают в обязательном порядке.
  8. Палец по окончанию забора материала вновь протирают тампоном со спиртом и прижимают стерильную ватку до момента, когда кровотечение полностью остановится.

Выбор безымянного пальца в качестве мишени для прокола связывают с тем, что он несет на себе минимальную нагрузку при работе руками. Но этому есть и топографо-анатомическое обоснование. Дело в том, что второй, третий и четвертый пальцы (указательный, средний и безымянный) имеют относительно изолированные соединительнотканные оболочки для сухожилий, поэтому в случае попадания инфекции в ткани воспалительный процесс будет распространяться медленнее. Таким образом, останется больше времени для успешного лечения и благополучного исхода столь неприятной ситуации. Также считается, что в области подушечки безымянного пальца находится меньшее количество нервных окончаний.

Нормальные значения общего анализа у детей: расшифровка

Клинический анализ крови может быть как развернутым, так и кратким, сокращенным. Какие именно значения необходимо определить у ребенка в первую очередь решает лечащий врач. Во время проведения общего анализа могут исследоваться следующие показатели:

  • абсолютное количество форменных элементов;
  • СОЭ – показывает сравнительное содержание различных фракций белков плазмы и может являться неспецифическим маркером воспалительного процесса;
  • гематокритное число, отражающее соотношение суммарного объема форменных элементов (преимущественно, эритроцитов) и плазмы крови;
  • концентрация гемоглобина – вещества, входящего в состав эритроцитов и отвечающего за перенос кислорода;
  • цветовой показатель – отражает относительную концентрацию гемоглобина, железосодержащего белка, в эритроците;
  • лейкоцитарная формула – дает представление о соотношении между собой разных фракций белых клеток крови;
  • эритроцитарные индексы: средний объем (величина) красных кровяных телец, среднее количество белка гемоглобина, содержащегося в эритроците, средняя его концентрация в эритроцитах, распределение красных кровяных телец по величине.

Эти показатели могут характеризовать состояние различных систем организма, и наиболее информативным является наблюдение за ними в динамике. По специальным показаниям также может определяться количество молодых форм эритроцитов – ретикулоцитов.

У детей нормальные значения компонентов анализа могут отличаться от таковых у взрослых. Более того малыш и ребенок старшего возраста также в норме могут иметь разные их величины.

В таблице ниже представлены диапазоны нормальных значений для компонентов клинического анализа крови у детей, согласно возрасту.

Показатель

Единицы измерения

1 неделя

1 мес.

6 мес.

12 мес.

6 лет

12 лет

С 13 лет до взрослого возраста

Форменные элементы

Эритроциты

х1012/л

4,0-6,6

4-5

3,5-4,5

4-4,9

4-5,3

4-4,7

3,6-5,1 (в зависимости от пола)

Тромбоциты

х109/л

180-400

160-390

160-380

160-360

Лейкоциты

х109/л

10-30

8-12

5,5-12,5

7-11

5-12

5-10

4,3-9,5

Ретикулоциты

%

3-15

3-10

4-9

Гематокрит

%

42-65

31-54

29-41

33-39

34-40

35-45

35-48 (для девочек – 34-44)

СОЭ

мм/ч

4-5

4-8

4-10

4-12

Цветовой показатель

0,85-1,15

Гемоглобин

г/л

134-198

115-175

103-141

110-135

110-140

110-150

115-150

Читайте также:  Анализ крови на гепатит b или с

Всегда следует помнить, что в различных лабораториях значения могут разниться, это связано с особенностями реактивов и самого исследовательского оборудования. Важна оценка не только каждого показателя по отдельности, но общая картина анализа – их соотношение между собой.

Лейкоцитарная формула

Отдельно следует сказать о таком важнейшем диагностическом приеме как подсчет лейкоцитарной формулы. Она, как уже отмечалось, отражает соотношение различных фракций лейкоцитов. К примеру, грамотная оценка лейкограммы позволяет определить, что послужило причиной развития инфекционного воспалительного процесса – микроорганизм бактериального или вирусного происхождения.

Лейкоцитарную формулу принято записывать в виде таблицы, взглянув на которую можно говорить о ее сдвиге влево или вправо, что соответствует левой и правой группе столбцов, отражающих количество нейтрофилов.

Так, сдвиг лейкограммы влево – это чрезмерное количество палочкоядерных и, возможно, юных форм данной фракции. Сдвиг вправо характеризуется увеличением свыше нормальных значений концентрации зрелых сегментоядерных нейтрофилов. В первом случае это может свидетельствовать как о таких грозных патологиях как лейкемия или гнойные инфекции, так и о наличии банального психоэмоционального переутомления. Второй, как правило, наблюдается при мегалобластной анемии, а также при заболеваниях печени и почек.

Причины отклонения от нормы различных значений клинического анализа крови

Взятие крови из пальца для лабораторного исследования является обязательной процедурой при поступлении в стационар. Это связано с тем, что, включая в себя целый ряд важнейших показателей общего состояния организма, данный анализ может послужить помощником в выявлении большого количества самых различных заболеваний у детей:

  1. Повышение или понижение содержания эритроцитов может свидетельствовать о патологиях органов кроветворения, мочеобразования, а также печени и селезенки.
  2. Лейкоцитоз наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах, травмах, аллергических реакциях и чаще появляется в детском возрасте. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, бывает обусловлена генетически, также возникает как следствие истощения защитных сил организма.
  3. Изменение концентрации тромбоцитов в большую или меньшую сторону может указывать на дефекты в области костного мозга, в том числе злокачественные новообразования. Снижение их количества наблюдается при железодефицитной анемии, приеме некоторых фармакологических средств (глюкокортикостероидов, цитостатиков, антидепрессантов, противоязвенных препаратов и антибиотиков), повышение – при тяжелых инфекциях, а также удалении селезенки.
  4. Увеличение СОЭ свидетельствует о наличии в организме воспалительного процесса. Также у ребенка подобная картина может наблюдаться при некоторых физиологических состояниях: во время периода, когда режутся зубы, при дефиците витаминов, а также при приеме некоторых препаратов, к примеру, парацетамола.
  5. Гемоглобин является жизненно важным компонентом системы крови. Его сниженная концентрация характеризуется различного рода анемиями, повышение показателя может наблюдаться у детей, выросших в высокогорной местности, а также активно занимающихся спортом.
  6. Количество ретикулоцитов увеличивается при патологиях костного мозга, обширном разрушении эритроцитов и массивных кровотечениях.

Трактовка результатов любого анализа крови является прерогативой специалистов. Лишь выяснив все жалобы, собрав подробный анамнез, сопоставив его с данными диагностики, которая включает в себя не только лабораторные анализы, но и клинические, а также инструментальные обследования, врач может поставить верный диагноз.

Клинический анализ крови используется не только при наличии различного рода недомоганий, но и в составе скрининговых или профилактических обследований.

Источник

В статье освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы дифференциальной диагностики и лечения указанных дефицитных анемий у детей.

   В настоящей публикации на основании данных литературы и анализа собственных наблюдений представлены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий, а также принципы их лечения у детей. Установлено, что основной формой дефицитных анемий (ДА) в педиатрической популяции является анемия, обусловленная недостаточным содержанием в организме железа. При этом особо подчеркивается, что железодефицитная анемия (ЖДА) не только наиболее распространенная ДА, но и самое частое гематологическое заболевание у детей [1–3]. С учетом того, что другие типы анемий (в т. ч. развивающиеся при дефиците таких витаминов, как фолиевая кислота и В12) хуже известны врачам-педиатрам, их верификация, как правило, запаздывает, т. к. они ошибочно принимаются за ЖДА. Поздняя диагностика и отсутствие адекватной терапии при этом приводят к прогрессированию патологических процессов. Это негативно сказывается на росте и развитии детского организма и ухудшает качество жизни ребенка. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, авторы пришли к выводу о необходимости представить для практикующих врачей-педиатров ключевые положения дифференциальной диагностики и лечения анемий, обусловленных дефицитом железа, фолиевой кислоты и витамина В12 у детей.

Читайте также:  Что такое са 242 в анализе крови

    Дифференциальная диагностика ДА у детей

    Критерием анемии, независимо от этиологии, является снижение уровня гемоглобина (Hb) ниже возрастной нормы. Так, синдром анемии констатируют, если концентрация Hb в капиллярной крови ниже: 110 г/л — у детей в возрасте от 1 мес. до 5 лет, 115 г/л — у детей 6–12 лет, 120 г/л — у детей старше 12 лет и подростков. Кроме этого, зная уровень Hb, можно определить тяжесть анемического синдрома. Так, для детей, достигших месячного возраста и старше, снижение Нb до 90 г/л является признаком анемии легкой степени, уровень Нb в пределах 70–90 г/л характерен для анемии средней тяжести, а падение Нb ниже 70 г/л определяет тяжелую степень анемии [1–4].
    Нозологическая верификация характера анемии проводится на основе анализа клинико-анамнестических данных, результатов лабораторного и, если необходимо, инструментального обследования пациента. Общими клиническими проявлениями анемии, независимо от этиологии, являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, склонность к инфекциям. Среди дополнительных симптомов, которые могут отмечаться при ЖДА, — извращение аппетита и пристрастие к необычным запахам, изменение ногтевых пластин, расслоение ногтей, выпадение волос, атрофия сосочков языка, дисфагия. В свою очередь, при витамин В12-дефицитной анемии имеют место неврологические нарушения (атаксия, парестезии, гипорефлексия и другие проявления фуникулярного миелоза), «лакированный» язык и желтуха. Непрямая гипербилирубинемия может также отмечаться и при фолиеводефицитной анемии (табл. 1).
Таблица 1. Клинические особенности различных вариан- тов дефицитных анемий*
   

Наличие желтухи и анемии при этом нередко становится причиной ошибочного заключения о гемолитическом характере анемии, если врач не обращает внимания на отсутствие ретикулоцитоза. Следует отметить, что иктеричность при анемиях, обусловленных дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты, связана с неэффективным эритропоэзом и повышенным разрушением предшественников эритроцитов в костном мозге [1–3, 5–7].
    Несмотря на описанные выше симптомы, типичные для конкретных ДА, их клинические проявления могут быть слабо выражены при легкой степени анемии, особенно у детей раннего возраста. В связи с этим этиологическая верификация генеза анемического синдрома проводится на основании не только клинических проявлений и анамнестических данных. Обязательным условием установления диагноза является корректная трактовка результатов лабораторного обследования. При этом минимально достаточным уровнем лабораторного обследования является проведение клинического и биохимического анализов крови.
     Хорошо известно, что показаниями к исследованию клинического анализа крови для исключения анемии у детей являются анамнестические (недоношенность, задержка внутриутробного развития, исключительно грудное вскармливание ребенка, если мать имеет хронические заболевания кишечника или является вегетарианкой и др.) и/или клинические факторы риска (геморрагический синдром, синдром мальабсорбции, инфекционно-воспалительные заболевания, желтуха, лимфаденопатия, гепато- или спленомегалия и другие патологические состояния). При оценке результатов клинического анализа крови нельзя ограничиваться только поиском лабораторных признаков анемии. Обязательно должны быть проанализированы все параметры гемограммы (эритроциты и их индексы, ретикулоциты, тромбоциты и их индексы, общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, а также абсолютное количество нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, СОЭ). Это позволяет уже при первичном обращении пациента очертить круг основных причин выявленной анемии и наметить основные диагностические мероприятия для расшифровки генеза заболевания [1–4].
    Так, для ЖДА типичными признаками являются: гипохромия и микроцитоз эритроцитов при нормальном уровне ретикулоцитов, если недостаточное содержание железа в организме обусловлено алиментарными факторами или синдромом мальабсорбции. В тех же случаях, когда ЖДА имеет постгеморрагический генез, гипохромия и микроцитоз эритроцитов будут сопровождаться ретикулоцитозом [1–4]. В свою очередь для анемий, обусловленных недостатком в организме как фолиевой кислоты, так и витамина В12, характерны гиперхромия и макроцитоз эритроцитов, а также ретикулоцитопения (табл. 2).
Таблица 2. Лабораторные особенности различных вариантов дефицитных анемий
    Кроме этого, при фолиево- и витамин В12-дефицитной анемиях могут встречаться лейко- и тромбоцитопения, гиперсегментация нейтрофилов. С учетом того, что в ряде случаев ДА имеет комбинированный генез, при котором дефицит железа сочетается с дефицитом фолиевой кислоты или витамина В12, типичные гематологические признаки могут не выявляться или быть разнонаправленными. Это определяет необходимость обязательного проведения биохимического анализа крови с определением, кроме общепринятых показателей, таких параметров, как железо, железосвязывающая способность, процент насыщения трансферрина, ферритин, фолиевая кислота и витамин В12 [6, 7]. Особо следует подчеркнуть, что ферритин должен определяться вместе с С-реактивным белком (СРБ). При этом оценивать уровень ферритина можно только в тех случаях, когда значения СРБ находятся в пределах нормативных. Это объясняется тем, что ферритин относится к протеинам воспаления и его уровень повышается при воспалительных процессах в организме. В связи с этим нормальный или высокий уровень ферритина при повышенных значениях СРБ может стать причиной ошибочного заключения об отсутствии железодефицитного состояния [2–4]. Особенности биохимического анализа крови при различных вариантах ДА представлены в таблице 2.

Читайте также:  Что за кровь во время месячных на анализы

    Лечение ДА у детей

    Корректная трактовка клинико-анамнестических данных и результатов лабораторного обследования позволяет верифицировать причину ДА и своевременно назначить адекватную терапию. Принципиально важным при этом является положение о том, что компенсировать дефицитные состояния невозможно только за счет нормализации рациона питания. Основная роль в купировании дефицита железа, фолиевой кислоты и витамина В12 принадлежит заместительной фармакотерапии [1–7]. При этом для лечения ЖДА используются солевые препараты железа или препараты на основе железа гидроксид полимальтозата. Суточная доза препаратов зависит от массы тела и возраста ребенка, расчет при этом проводится по элементарному железу. Так, для солевых препаратов железа, назначаемых внутрь, используются следующие дозы (расчет по элементарному железу!): для детей до 3 лет — 3 мг/кг/сут, для детей старше 3 лет — 45–60 мг/сут, для подростков — 
до 120 мг/сут. При использовании пероральных форм железа гидроксид полимальтозата рекомендованные дозы составляют 5 мг/кг/сут (расчет по элементарному железу!). Продолжительность терапии препаратами железа зависит от степени тяжести ЖДА. При легкой ЖДА курс лечения составляет 3 мес., при среднетяжелой форме — 4,5 мес., при тяжелой — до 6 мес. [3].
    В случае диагностики фолиеводефицитной анемии заместительная терапия проводится препаратами фолиевой кислоты. Рекомендовано использовать следующие суточные дозы фолиевой кислоты: для детей до 1 года — 0,25–0,5 мг/сут, для детей старше 1 года — 1,0 мг/сут. При синдроме мальабсорбции доза может быть повышена до 5–15 мг фолиевой кислоты в сутки. Терапия проводится в указанных дозах ежедневно на протяжении 4–6 нед. Через 7 дней от начала лечения необходимо выполнить клинический анализ крови с обязательным подсчетом ретикулоцитов (рис. 1). Повышение уровня ретикулоцитов на фоне приема фолиевой кислоты указывает на правильно установленный диагноз и является обоснованием для продолжения терапии. Купирование анемии достигается через 4–6 нед. от начала лечения [6].
Рис. 1. Фолиеводефицитная анемия: принципы лечения
    Для лечения витамин В12-дефицитной анемии используют препараты цианокобаламина для парентерального введения. При этом рекомендовано придерживаться следующего режима дозирования: для детей до 1 года — 5 мкг/кг/сут, для детей старше 1 года — 100 мкг/сут, для подростков — 200 мкг/сут. Препарат вводится внутримышечно 1 р./сут ежедневно. На 7–10-й день терапии проводят клинический анализ. Выявление ретикулоцитоза позволяет сделать вывод об эффективности проводимого лечения. Терапию следует продолжить в том же режиме дозирования еще в течение 3–4 нед. В дальнейшем, при достижении нормализации уровня гемоглобина, переходят на поддерживающее лечение: цианокобаламин вводят в терапевтической дозе 1 раз в 7 дней в течение 2 мес., а затем 1 раз в 14 дней в течение 6 мес. (рис. 2). Учитывая, что дефицит витамина В12, как правило, редко обусловлен алиментарными факторами, одновременно проводят поиск причин данного патологического состояния (болезнь Крона, целиакия, инвазия широким лентецом, наследственные нарушения всасывания и/или транспортировки витамина В12 и др.) [7]. В тех случаях, когда имеют место полидефицитные состояния с развитием анемического синдрома, оправданно комбинированное заместительное лечение. Чаще всего у детей встречается сочетанный дефицит железа и фолиевой кислоты, что требует одновременного назначения препаратов железа и фолиевой кислоты.
Рис. 2. Витамин В12-дефицитная анемия: принципы лечения

    Заключение

    Таким образом, выявление анемии у ребенка определяет необходимость обязательного уточнения причин указанного патологического состояния. Своевременная верификация этиологии анемии позволяет без промедления начать адекватную терапию, что определяет ее эффективность и улучшает качество жизни ребенка. Авторы выражают надежду, что информация, представленная в настоящей публикации, будет полезна практикующим врачам-педиатрам.

Источник