Анализы крови биология 8 класс
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии (8 класс); КОЗ по теме «Характеристика крови (анализ крови)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Зачем все эти анализы, которые заставляют нас сдавать врачи? Чем отличается кровь из вены от крови из пальца? О чем говорят цифры в листке с результатами анализа? Кровь живо реагирует на малейшие изменения здоровья. Вот почему первое исследование, которое назначает врач, – общий анализ крови. Процедура проста: одноразовой иглой-скарификатором на подушечке пальца делают легкий 2-миллиметровый прокол; тут же появляется капелька крови. Если ее недостаточно, медсестра слегка сдавит палец и наберет кровь в пипетку. А дальше либо хитрый импортный аппарат, либо острый глаз опытного врача-лаборанта подсчитает, сколько у вас чего.
2 слайд
Описание слайда:
Тема: Характеристика крови (анализ крови)
3 слайд
Описание слайда:
Цель урока: овладение элементарными умениями, навыками, самостоятельно разбираться в основных показателях анализа крови Задачи урока: Повторить пройденный материал строение кровеносной системы и состав крови содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности сформировать коммуникативные компетенции
4 слайд
Описание слайда:
Повторим – ка!!!
5 слайд
Описание слайда:
Анализ крови — один из наиболее распространенных методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма. Все мы многократно сдавали кровь для анализа. В результате получали бланк, на котором «куча» медицинских терминов и цифр. Оказывается, основное в этой премудрости может понять даже обычный пациент, если будет знать, что означают различные термины и цифры. Вам необходимо научиться самостоятельно разбираться в основных показателях анализа крови. Для этого прочитайте внимательно тексты, в которых дана информация о функциях форменных элементов крови. Соотнесите ее с данными предлагаемой таблицы.
6 слайд
Описание слайда:
«Нормальное значение показателей общеклинического исследования крови».
7 слайд
Описание слайда:
Физминутка
8 слайд
Описание слайда:
Памятка … Озаглавить Правила сдачи анализа (как подготовится) Что показывает ОАК Доступность …
9 слайд
Описание слайда:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
10 слайд
Описание слайда:
На закуску 1. Почему при подозрении на аппендицит у больного берут кровь на анализ? 2. Если у человека недолеченная ангина, то какой показатель анализа крови «скажет» об этом? 3. У пациента слабость, бледность кожных покровов, одышка, головокружение, склонность к обморокам. Какие показатели будут отличаться от нормы? 4. Какой показатель анализа крови поможет врачу при постановке правильного диагноза пациента, который жалуется на боли в конечностях и частые возникновения гематом при незначительных ушибах? 5. Почему у новорожденных в первые дни жизни эритроцитов несколько больше чем у взрослых, но в течение первого года жизни уровень снижается?
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-012058
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема урока Кровь,ее состав и функции
Тип урока: открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель:
1.Ввести понятие о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.
2.Развивать логическое мышление учащихся.
3.Осуществлять экологическое воспитание, формировать научное мировоззрение.
Задачи:
— образовательные: знать внутреннюю среду организма, а так же состав крови и её значение.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать состав и значение внутренней среды организма;
— рассмотреть форменные элементы крови и их значение;
— уметь определять функции крови.
Метапредметные:
— регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с учебником;
— находить отличия;
— составлять схемы-опоры;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация, проектор, экран, дополнительный информационный материал, микроскопы и готовые микропрепараты крови
Основные термины и понятия: внутренняя среда.тканевая жидкость, лимфа, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз
«Старайся дать уму как можно больше пищи»
Л.Н.Толстой(сл.1)
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
2 Актуализация знаний учащихся . Создание проблемной ситуации
Слайд 1 История использования крови
— Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву. ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление
— Так о чем мы будем говорить сегодня? ( о крови)
3 Определение темы и задач урока
. Почему ее считают «Зеркалом здоровья», «Носительницей жизни»? (Вероятно она состоит из каких-то компонентов, обеспечивающих жизнь и здоровье)
-А как определить, что вы здоровы? (По анализу)
_Слайд 2 Общий анализ крови
— Ребята, а вы можете что-либо сказать о состоянии здоровья человека по этому анализу крови?
(Учащиеся, как правило, дают неточные ответ)
Слайд3 Тема урока
Записывают тему урока в тетрадь
Слайд4 Синквейн
Составьте «синквейн (пятистрочье) на тему «Кровь».
Памятка по составлению синквейна.
1. Само понятие
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Смысловая фраза
5. Слово синоним, которое отражает ключевое слово
Примерный ответ детей в начале урока:
1.Кровь
2.Красная, нужная
3.Бежит, переносит, течёт
4.Кровь переносит нужные вещества по организму
5.Жидкость
— Так что бы вы хотели узнать сегодня о крови?,( Что такое кровь, из чего она состоит, какие несет функции, что такое внутренняя среда организма, рассмотреть ее роль в организме, значение ее постоянства)
Изучение нового материала
1)Слайд5 Внутренняя среда организма. (Работа с учебником. Составление схемы №1«Внутренняя среда»
Клод Бернар сказал: «У человека 2 среды: одна внешняя, которая его окружает, и вторая-внутренняя».
— Что такое внутренняя среда?
— Что к ней относится?
— Мы относимся к классу млекопитающихся, поэтому сколько у человека кругов кровообращения?
Кровь
Кровьдвижется по системе замкнутых сосудов и с клетками крови непосредственно не контактирует. А роль посредника выполняет тканевая жидкость.
Тканевая жидкость.
— Из чего образуется тканевая жидкость? Ее значение?
В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела.
Лимфа
— Откуда беретсялимфа?Как она движется по организму?
Гомеостаз
— Что такое «гомеостаз»?
— За счет чего он осуществляется?
Заполняют схему №1
2) Слайд6 Кровь. Функции крови
. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса,
( Высчитывают, зная свой вес -это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков)
— Фильм Функции крови
1. Транспортная:
перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;
доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;
удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей
перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.
4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.
Функции крови в тетрадь!
3) Слайд7 Состав крови
а)Плазма крови
-Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. (Плазма крови – олупрозрачная жидкость .— 55% и форменных элементов — около 45%.
Плазма состоит из неорганических и органических веществ.
Неорганические: вода — до 90%, 7-8%- белки, минеральные вещества — 0,9%
Определение «Кровь» в тетрадь, дополняют схему№1
— Что же такое кровь? Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.
б) Форменные элементы крови
Задание 1. Работа в парах— самостоятельное изучение характеристики клеток крови по плану и создание кластера. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Основные характеристики клеток крови», придерживаясь инструкции:
Заполнить таблицу
1 пара характеризуют эритроциты, 2 пара — лейкоциты, 3 пара — тромбоциты. Затем каждая пара презентует свой постер.
1Слайд. Эритроциты:
Красные кровяные тельца.
Зрелые эритроциты не содержат ядра.
Форма двояковогнутых дисков.
Циркулируют 120 дней.
Разрушаются в печени и селезенке.
Содержат белок — гемоглобин.
Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах:
Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска, диаметром7-8 мкм Эритроциты — это красные безъядерные эластичные кровяные клетки.. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется белком гемоглобином (содержащим железо), поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода. В этом и состоит главная функция эритроцитов — переносить кислород от легких ко всем тканям и органам, а также доставлять углекислый газ от тканей и органов обратно к легким. Живут от 3–4 месяцев.В организме человека их около 25трлн. Они вырабатываются красным костным мозгом, а отмирают в селезенке и в печени, где превращаются в желчь.. За 1сек. гибнет до 3 млн В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясьв оксигемоглобин. Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие небольшое количество углекислого газа .. Кровь, насыщенная кислородом называется артериальной, а насыщенная углекислым газом- венозная
в один день костный мозг производит 320 млрд. эритроцитов. В 1мм 3 крови содержится 4- 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м 2
если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору;
если считать число эритроцитов со скоростью 100 шт. в минуту, то для того, чтобы
пересчитать их все потребуется почти 450 тысяч лет!
Нормы в анализе крови (Работа с карт Анализ крови здорового человека)
СОЭ
— Этот показатель крови крайне важен, на него врач обязательно обратит внимание, ведь он может охарактеризовать в определенной степени состояние иммунитета и наличие патологических процессов в организме.
При исследовании анализа крови — норма СОЭ для женщин является от 2 до 15 мм/ч, у мужчин он колеблется в пределах от 1 до 10 мм/ч.
Сообщение учащегося СОЭ
Для определения этого показателя в исследуемую кровь вводятся специальные вещества, которые не дают эритроцитам сворачиваться. Таким образом, они вынуждены под воздействием силы тяжести свободно оседать на дно пробирки. Через час после начала исследования замеряют толщину слоя осевших эритроцитов. Именно поэтому единица измерения СОЭ — мм/ч. Если в организме имеется воспалительный процесс, то СОЭ увеличивается.
Гемоглобина
Норма гемоглобина- 115-135 у подростков, у мужчин130-160 женщин-120-140г/л
Сообщение учащегося Анемия
— В чем причина анемии? (уменьшение эритроцитов, кол-ва гемоглобина, железа кровопотеря. Витамина В12)
— Как привести в норму? (Для профилактики анемии необходим: свежий воздух.,продукты, богатые железом: курага, изюм, чернослив, свекла, капуста.морские водоросли)
Слайд 2. Лейкоциты:
Белые клетки крови.
Главная функция лейкоцитов — защита.
Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом
Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;
В-клетки, вырабатывающие антитела,
макрофаги, которые уничтожают эти вещества
Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах
Лейкоциты — белые амебообразные клетки, имеющие ядро. В 1мм3 их 6-8 тыс Размер 8-20 мкм. Вырабатываются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Увеличение числа лейкоцитов — лейкоцитоз, уменьшение — лейкопения. Лейкоз – белокровие. Способны к делению.
Разрушаются в селезенке. Живут до 20 суток, клетки иммунологической памяти — десятки лет.
Гранулоциты(зернистые)
Нейтрофилов, выделяют бактерицидные вещества.
Эозинофилы защищают организм от паразитарных инфекций при заражении гельминтами. Секретируют вещества, уменьшающие аллергическую реакцию.
Базофилы выделяют вещества,расширяющие капилляры и обеспечивающие несвертываемость крови
К агранулоцитам Незернистым) относятся
Моноциты– самые активные фагоциты
Лимфоциты:.
Т-лимфоциты отвечают, совместно с фагоцитами, за клеточный иммунитет.
Другая часть лимфоцитов задерживается в периферических органах иммунной системы — в лимфатических узлах, миндалинах, в аппендиксе, где они превращаются в В-лимфоциты, обеспечивающие гуморальный иммунитет — образование антител.
Слайд И.И.Мечников
показ видеофрагмента «Действие фагоцитов при повреждении кожи
Выработка антител»
Слайд 3. Тромбоциты:
Кровяные пластинки
Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.
Продолжительность жизни 5-7 дней.
Образуются тромбоциты в красном костном мозге.
Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах
Тромбоциты — это кровяные безъядерные тельца, участвующие в свертывании крови.. Тромбоциты млекопитающих и человека называемые кровяными пластинками, т. к. они представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток диаметром 3–4 мкм, окруженные мембраной , Образуются тромбоциты в красном костном мозге. Функционируют они недолго — около шести –семи дней, а затем отмирают в селезенке. В 1 куб.мм. 200-400 тысяч. Основная функция – участие в свертывании крови,
. Составить кластер Образование тромба:
На первой стадии при повреждении сосудов выделяется тканевый тромбопластин, к поврежденным клеткам прилипают и разрушаются тромбоциты, происходит выделение тромбоцитарного тромбопластина
На второй стадии под их влиянием, при участи Са2+ и других факторов свертывания, протромбин кровяной плазмы превращается в тромбин.
На третьей стадии тромбин вызывает превращение фибриногена в нерастворимые волокна фибрина, образуется сгусток- тромб.
Сообщение уч-ся Гемофилия
Выступление пар с по своей теме. Учащиеся дополняют таблицу новыми данными
Проверяют схему!
.5 Выполнение лабораторной работы №5 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки и заполняют таблицу.
Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: Микроскопы, микропрепараты лягушки и человека;
результаты наблюдений занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
4.Какая кровь переносит больше кислорода и почему?
Выводы к работе :Эритроциты человека более мелкие, не имеют ядра, их больше в единице объема, поэтому они могут перенести больше кислорода, чем эритроциты лягушки
6.Осмысление полученных знаний. Решение проблемной ситуации. Практическая значимость данной темы.Работа по слайду и табл Нормы компонентов крови человека
— Давайте вернемся к медицинскому бланку «Общий анализ крови» и поставим диагноз состояния здоровья человека
-Как и где вы можете использовать эти знания?
7.Закрепление изученного материала
а)Решение задач
Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?
Ответ: Повышенное содержание лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме больного.
Задача 2.
Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”.Что это за клетки? Почему им дали такое название?
Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.
Задача 3.
Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения
Задача 4
5.Как изменится количество эритроцитов у людей, живущих в горах?
Б) Работа с тестом 3 минуты.
Прочитайте предложения Поставьте «+» или «-»
1.Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа, тканевая жидкость
2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.
3. Плазма занимает 55% от объёма крови.
4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Эритроциты выполняют защитную функцию.
6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.
7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.
8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.
9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов
10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.
— А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?
Выполнил(а):___________ ______
3.Закрепление изученного материала:
3. Задание на дом (2 мин):
1. Параграф 14учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;
2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;
3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?
4. Подведение итогов урока – Этап «Рефлексия»(сл.31)
Игра «5 пальцев»
Информация была интересна.
Я знаю состав внутренней среды организма и крови.
Мне понравилось, как я работал на уроке.
Я удовлетворен работой своей группы.
Я готов к выполнению домашней работы.
— Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
— Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
— Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.
5. Заключение (сл.32)
Бережное отношение к своему здоровью.
Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь-никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз.
Жамбыл Жабабаев
Источник