Анализ в крови горит огонь желанья пушкин
Два пушкинских образа в музыке: «В крови горит огонь желанья…»
Содержание:
- Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья…».
- Сравнение двух пушкинских образов, воплощённых в произведениях Глинки и Чайковского.
Музыкальный материал:
- М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья…» (слушание);
- Н. Леви, стихи А. Олицкого. «В пушкинском парке» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учётом критериев, представленных в учебнике)
«Великолепное воплощение единства двух величайших гениев русской культуры
представляют собой романсы Глинки на слова пушкинских стихов…»
М. Поляновский
Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворённость. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.
Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров.
Многие крупные композиторы, вдохновлённые бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почётное место принадлежит Глинке.
Поэт и композитор были знакомы и встречались лично, но близость их творчества была рождена не биографическими моментами, а внутренним родством художественных натур. Дети сложного, насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме повседневной суеты расслышать гармонию и передать её в своём творчестве.
К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.
Один из его романсов, «В крови горит огонь желанья», родился буквально на ходу. Глинка проводил вечер у своих друзей — семьи Панаевых. Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая друга. Окружающие даже не заметили, как он уселся за рояль и стал что-то напевать. Неожиданно композитор крикнул: «Панаев, замолчи!» — и зазвучала музыка.
Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос, и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения — бельканто.
«Глинка обожал распевать свои романсы (среди которых немало подлинных шедевров), садясь за фортепиано где-то после двух ночи на сборищах в доме Кукольника, где композитор проводил дни и ночи в компании художника Брюллова и прочей богемной братии. Это все были люди талантливые, иногда в высшей степени, но до глинкинского гения им было далеко. Они это понимали и окружали композитора искренним обожанием. Здесь Глинка спасался от невыносимых проблем своего распадавшегося брака с женщиной, которая попрекала композитора тем, что он тратит слишком много денег на нотную бумагу». Цитата из С. Волкова.
В произведениях искусства любовь далеко не всегда является в своём страдающем обличье, знает она и минуты воодушевления, страстного порыва.
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двинется ночная тень.
Мы далеко ушли вперёд за два века, и многое потеряли. Сейчас слово «лобзай» — устаревшее слово. Пушкин употребляет его, как возвышенное.
Лобзать — то же, что целовать. Толковый словарь Ожегова.
Мирра – ароматическая смола деревьев. Применяется при религиозных обрядах.
Почить – здесь: успокоиться, уснуть.
И это — тоже Пушкин, но Пушкин совсем другой, предстающий как певец страстной влюблённости, романтического восторга. Стихотворение «В крови горит огонь желанья…», положенное на музыку М. Глинкой, обнаружило в музыкальной трактовке именно эту, приподнято-романтическую свою грань. В музыке особенно подчеркнут момент воодушевления, радостного волнения, каким охвачен влюблённый на заре своего расцветающего чувства.
Два образа любви, данных Пушкиным и так по-разному воплощённых в музыкальных звуках. Оба эти образа по-своему прекрасны, и, наверное, не случайно, что к стихотворению «В крови горит огонь желанья…» обратился именно Глинка, чья музыка, особенно вокальная, так часто отмечена светлым обаянием и теплотой, а к «Евгению Онегину» — Чайковский с его непревзойдённым талантом музыкально-психологических портретов, порой глубоких и остродраматических.
И ещё один момент обращает на себя внимание при сравнении этих двух превосходных музыкальных произведений. Образ, воплощённый в романсе Глинки, как будто раскрыт целиком, прояснён, не нуждается в дальнейшем «достраивании».
Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны, сложен и многогранен; в нём сталкиваются и светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся радость и боль истинной любви.
Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно, и в высшие свои минуты оно даёт ощущение чистой и полной радости, так редко освещающей нашу жизнь. Но это именно «минуты», мгновения, которые обычно и бывают запечатлены в небольших музыкальных высказываниях, которые как будто торопятся завершиться, пока им не пришлось сообщить нам о чем-то другом. Ибо это «другое» неизбежно: ведь даже счастливая любовь знает испытания, горести, сомнения и тяжёлые потери.
Не потому ли нам и сейчас так близка судьба Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до конца, не осмыслена во всём своём значении? Великий женский образ, перевернувший традиционные представления о женском предназначении и одновременно утверждающий святость традиций, святость верности этим традициям. Деревенская барышня первой половины XIX века, предопределившая судьбу великой поэтессы века двадцатого, Марины Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и почтительно …
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох …
И как сердце мне испепелил
Этот даром растраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале …
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки…
…Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня…)
Вопросы и задания:
- Сравните содержание двух рассмотренных произведений – романса М. Глинки и фрагмента оперы П. Чайковского. Объясните, что их объединяет. Какие особенности образа делают их непохожими друг на друга?
- Созвучен ли образ стихотворения М. Цветаевой, приведённого выше, характеру пушкинской Татьяны? А Татьяны Чайковского? Поясните свой ответ.
- В «Дневнике музыкальных размышлений» составьте афишу концерта «Произведения Пушкина в русской музыке».
В презентации романс «В крови горит огонь желанья…» исп. Николай Копылов.
Источник
Интегрированный урок по теме: «Романсы М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина»
Цель: ознакомление учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина и
романсамиМ.И.Глинки
Задачи: — обогащение активного словаря учащихся;
— коррекция слухового восприятия музыки и вербальной памяти учеников;
— коррекция эмоциональной сферы школьников;
— мотивация познавательного интереса учащихся.
Оборудование: выставка книг, портреты Пушкина и Глинки, аудиозаписи,иллюстрации
Предварительная работа: — заучивание стихов, прослушивание романсов,изучение творчества Пушкина и Глинки,экскурсии по городу и в музей Новоспасское,посещение филармонии.
Ход урока
I.Оргмомент.
Звучит «Вальс-фантазия»
- Актуализация знаний учащихся.
Стих. Н. Рыленкова «Среди имен, что дороги нам с детства…»
III.Рассмотреть сравнительную таблицу с данными о жизни и творчестве Пушкина
и Глинки: воспитание, обучение, общие знакомые.
IV.Рассказы о романсах и их прослушивание:
— чтение стихов А.С.Пушкина,
— история их создания, кому они посвящены;
— история создания М.Глинкой романсов («Не пой, красавица, при мне…» на основе
Грузинской народной песни, которую наиграл Глинке в 1828 году Грибоедов;
«К… — Я помню чудное мгновенье…», в 1840г., «Признание»,
«В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Адели», «Роза», «Заздравный кубок», «Мери»,
V.Итог урока:
— назвать в городе памятные места, связанные с именами Пушкина и Глинки;
— какой романс понравился?
— рассказ об опере «Руслан и Людмила», прослушивание марша Черномора.
— зачитать стихотворение А. Мишина «Два гения»
Литература:
— А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах.- М.-Л.:АН СССР,1950
— Сборник «Смоляне Пушкину»- См.:Смядынь,1999
— Сальников Г.Глинка в Смоленске.- М. Московский рабочий,1983
— Розанов А. Альбом. М.И.Глинка – М.:Музыка,1987
— Канн-Новикова Е., Новиков Н. «М.И.Глинка»- Смоленск,1954
Пушкин Глинка
Александр Сергеевич Михаил Иванович
Родился 6.06.1799 г. В Москве 1.06.1804 г.вс.Новоспасское
Ельнинского уезда Смоленской
губернии
Учился в Царскосельском лицее в Благородном пансионе при
(Кюхельбекер, Дельвиг) С.-П.университете с братом
Пушкина – Львом, воспитатель
В.К.Кюхельбекер
Знакомства: Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, К. Ф. Рылеев, З .Волконская,
Керн А.П. – у Олениных в 1819 г. В 1826 г.
Литературоведческое исследование
- Осипова Прасковья Александровна.
Помещица, соседка Пушкина,знакомы были еще до 1819 года, старше его на 18 лет
Опочка – уездный город Псковской губернии. В Опочецком уезде находились ихимения: Михайловское и Тригорское. Осипова похоронила двух мужей, Вульфа и Осипова. Дети от Вульфа – две дочери и сын Алексей, от Осипова – две дочери ипадчерица А.И.Осипова (Алина).
- Керн Анна Петровна
Познакомилась с Пушкиным в 1819 году на балу в доме Олениных. Хозяин Алексей Николаевич, петербургский чиновник. Его дочь – Анна Алексеевна,Аннет. Оленин отказал Пушкину в руке своей дочери за «Гаврилиаду» (до сих пор
не уточнен автор, приписывали и Горчакову). Они жили в имении Пригожино за Охтой в С.- Петербурге.
Керн выдали замуж за стареющего офицера Керна. Летом 1825 г. она приехала вТригорское к своей тете Осиповой,где вновь встретилась с Пушкиным. Из Тригорского уехала в Ригу вместе с сыном Осиповой – Алексеем Вульфом.
Умерла в 1879 г. Ее похоронная процессия в Москве встретилась с подводой, на которой везли постамент для памятника Пушкину.
Информационная карта урока.
Класс 10
Учитель Черкасова Л.В.
Тема урока Романсы М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина.
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя | |
Понимать художественно-выразительное значение романсов М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина. | Смысловое чтение поэтического текста и определение эмоционального характера текста. | |
Соотносить музыку с художественным текстом, сравнивать их. | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Обобщать полученную информацию о творчестве М.И. Глинки и А.С. Пушкина | Создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
Этапы урока | Методический инструмент | Обратная связь |
Организационный момент. | Тексты романсов, фото. | |
Актуализация оперных знаний. | М. Глинка «Марш Черномора» (кассета). | Называют поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», автор музыки оперы. |
Тема урока. | Романсы. | Школьная пушкиниана. |
Романс. | Статья из литературной энциклопедии. | Вспоминают ранее известные романсы («Белеет парус одинокий»). |
Новый материал. | 1.А. Мишин «Два гения» — О ком это стихотворение? 2. Сравнительная таблица 3.«Признание» (прослушивание на кассете) 4. «К…» («Я помню чудное мгновенье») кассета. 5. «Я здесь, Инезилья» 6. «Не пой, красавица, при мне» | Пушкин и Глинка. Глинка – наш земляк, Новоспасское. Познакомились 1817 г. совместные знакомые. Александра Ивановна Осипова и её падчерица Алина История создания. Почему «К…»? Посвящено А.П. Керн и её дочери Е.Е. Керн. Природа Испании. Грибоедов наиграл песню Глинке. |
Физкультминутка. | Садимся, как в гостиной во времена Пушкина: дамы в кресле, мужчины стоят. | |
Самостоятельная работа. | 1.Прослушиваем романс «Я здесь, Инезилья» 2. «Ночной зефир…», «В крови горит огонь желанья», «Адели» 3. Стих Н. Рыленкова «Среди имён, что дороги нам с детства» | Под балконом, романс, весело. Зажжены свечи. Почувствовать дух романтического вечера.. |
Итог работы. | 1.О, чём вы узнали? 2. Назвать прослушанные романсы. 3. Какой романс понравился? 4. Где можно послушать романсы? | Романс. ТВ, кассеты, концерты в филармонии. |
Оценка работы класса и отдельных учащихся. | ||
Д/з. | 1.Какая тема осталась нами незаконченной в Школьной пушкиниане? 2. Экскурсия для 10-11 классов. 3. Фотоотчёт. | Улицы А.С. Пушкина и М.И. Глинки |
Романс– (исп. romance, от поздне – латинсккогоromanice, букв. – по-романски, т.е. на испанском, а не на латинском языке).
Это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение;
Обычно – небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией, без отчётливых жанровых признаков.
Восходит этот музыкальный жанр к средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце 18 века, когда он оттесняет и более народную песню и более салонный мадригал.
В Западно-Европейской поэзии были популярны романсы Ш. Мильвуа, Э. Парни. Сборник П. Верлена «Романсы без слов».
Подзаголовок «Романс» имеют стихи В.А. Жуковского «Желание», А.С. Пушкина «Под вечер, осенью ненастной»; однако Е.А, Баратынский своё «Разуверение»
(муз.М.И. Глинки) назвал элегией.
Испанские романсы – этолиро-эпический жанр: любовный «чудесное», воинское стихотворение. Сложился с 14 века в фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм («Песнь о моём Сиде»). Основные темы – героическая борьба с маврами за захваченные ими территории (Реконкиста), рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карча Великого или короля Артура.
В 16 веке появились первые печатные издания романсов. В 1600-1605 г.г. – первый общий свод романсов испанских «Всеобщей романсеро» в 2 томах (Л. де Гонгара-и-Арготе, Л.Ф. де Вега Карпью, Ф. Кеведо-и-Вильегас и др).
Развивается рыцарский «мавританский», лирический, шуточный испанский романс. (А. де Сааведра, в 20 веке:А. Мачадо-и-Руис, Р. Альберти, Ф. Гарсия Лорка).
Близость к английским и шотландским балладам.
— А.С. Пушкин Канон в честь М.И. глинки «Пой в восторге, русский хор…»
— В 1826г. Глинка познакомился с Анной Петровной Керн; в 1829г. август он провёл вместе с А.П. Керн, четой Дельвисов в Финляндии.
— В 1828г. Глинка весь день провёл с А.С. Грибоедовым, который сообщил ему тогда мелодию грузинской народной песни. На её основе Глинка написал романс на слова А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне».
— 28 марта 1839г. у своей сестры М.И. Ступеевой Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью А.П. Керн. Ей он посвятил «Вальс-фантазию» и в 1840г. романс «Я помню чудное мгновенье» (на сл. А.С. Пушкина)
— 1.06.1885г. в газете Гатцука. О решении открыть в Смоленске музыкальную школу им. М.И. Глинки
— 18-20.05.1908г. О первой мужской школе им. М.И. Глинки в той же газете.
Первое представление «Ивана Сусанина» в Москве состоялось 7.09.1842г., незадолго до премьеры второй оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в Петербурге.
На премьере «Ивана Сусанина» присутствовал А.С. Пушкин.через несколько дней на дружеском обеде у Александра Всеволодовича Всеволжского (1739-1864, знакомый М. Глинки) он принял участие в коллективном сочинении куплетов для шуточного канона, который тут же был исполнен на музыку В.Ф. Одоевского:
М.Ю. Виельгорский:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка
Уж не Глинка, а фарфор.
П.Я. Вяземский:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку
От – Неглинной до Невы
В.А. Жуковский
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвейну стакан.
А.С. Пушкин
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Вотоптать не может в грязь.
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас не грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склоняясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая,
Тише…чу…гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон
Ночной зефир…..
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир….
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! Напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь – и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь – и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Адели (1822) В крови горит огонь желанья(1825)
Играй, Адель, В крови горит огонь желанья,
Не знай печали; Душа тобой уязвлена,
Хариты, Лель Лобзай меня: твои лобзанья
Тебя венчали Мне слаще мирра и вина.
И колыбель Склонись ко мне главою нежной,
Твою качали; И да почию безмятежный,
Твоя весна Пока дохнёт весёлый день
Тиха, ясна; И двигнется ночная тень.
Для наслажденья
Ты рождена;
Час упоенья
Лови, лови!
Младые лета
Отдай любви,
И в шуме света
Люби, Адель,
Мою свирель.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
И музыканта и поэта
Роднит святая чистота.
Два гения в начале века
Явились миру неспроста.
Они росли в счастливых муках
И эти муки знает Бог…
Один в земных купался звуках,
Другой – ловил изящный слог.
Не нарушая честных правил,
Отчизне будучи слугой, —
Один Михайловское славил,
И Новоспасское – другой.
И от того светлеют взгляды,
Как Сороть и Десна – река…
И мы, потомки, с ними рядом
Через века. И на века!
О них кукуют нам кукушки,
И полон звуков небосвод…
Прислушайтесь – то молвит Пушкин!
И нам аккорды Глинка шлет!
Н. Рыленков
Среди имен, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца –
То Пушкина и Глинки имена.
Их кровное родство, а не соседство
На вечные связало времена.
В том, что от них осталось нам в наследство,
Душа родной страны воплощена.
Душа страны, в которой так чудесно
Слились народа русского черты:
Спокойное величье простоты,
Открытость в дружбе, стойкость в битве честной
И вера в правду высшую мечты,
Что нам звучит, как музыка, как песня!
А. Мишин
И музыканта и поэта
Роднит святая чистота.
Два гения в начале века
Явились миру неспроста.
Они росли в счастливых муках.
И эти муки знает Бог …
Один в земных купался звуках,
Другой – ловил изящный слог.
Не нарушая честных правил,
Отчизне будучи слугой, —
Один Михайловское славил,
И Новоспасское другой.
И от того светлеют взгляды,
Как Сороть и Десна – река …
И мы, потомки, с ними рядом
Через века. И на века!
О них кукуют нам кукушки,
И полон звуков небосвод …
Прислушайтесь – то молвит Пушкин!
И нам аккорды Глинка шлёт!
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном,
Объята Севилья
И мраком и сном.
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.
Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу.
Проснётся ли старый,
Мечом уложу.
Шелковые петли
К окошку привесь…
Что медлишь?… уж нет ли
Соперника здесь?…
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном,
Объята Севилья
И мраком и сном.
(1830)
Пью за здоровье Мери,
Милой Мери моей!
Тихо запер я двери
И один без гостей
Пью за здравие Мери.
Можно краше быть Мери,
Краше Мери моей,
Этой маленькой пери;
Но нельзя быть милей
Резвой, ласковой Мери.
Будь же счастлива, Мери,
Солнце жизни моей!
Ни тоски, ни потери,
Ни ненастливых дней
Пусть не ведает Мери.
Источник: nsportal.ru
Источник