Анализ та кровь что пролита недаром
Действительно, если поэт, не дожидаясь, когда бы “серьезные причины для речи вызрели в груди”, спешит во что бы то ни стало “откликнуться” на последнее событие, то его слова, “повторяемые всуе, теряют вес, как мухи, мрут”, превращаются в “словеса”, и с вечевых башен вместо призывного набата разносится лишь “дурной трезвон”. Еще хуже, когда автором, особенно уже признанным и прославленным, овладевает “расчет порочный”: он не в состоянии побороть “страсти мелочной успеха”, стремится “славу подкрепить”,
Чтоб не стоять у ней на страже,
Как за жену, спокойным быть.
Написаны эти строки в 1967 году, когда Твардовский с высоты своих неполных 60 лет мог окинуть критическим взглядом все созданное им ранее и с горечью признать, что и сам порой поддавался подобному искушению.
Да, при всем своем мужестве, энергии и воле Твардовский все-таки не был лишен некоторых человеческих слабостей и знал, что “в слабости, в унынье” может порой не устоять против пагубного для поэзии соблазна. Но великое его достоинство в том, что он не страшился признавать свои слабости и беспощадно осуждать себя за них. Именно поэтому он чувствовал свое моральное право указывать другим на их огрехи. В 1959 году он напечатал довольно крупное стихотворение “Московское утро”. Поэт, называя главным редактором всей литературы “великое время”, восклицает:
Ах время, родное,
великое время,
Солгу по расчету —
лупи меня в темя!
А если подчас
отступлюсь ненароком —
Учи меня мудрым
уроком-упреком.
Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу”, как выразился поэт еще в 1946 году (“Я убит подо Ржевом”). “А иначе даже мертвому — как?”
Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошлое, но боль от ощущения потерь не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Знаменательные даты и события нередко служили Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Среди многих произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского “Та кровь, что пролита недаром” стоит особняком. Кровь миллионов, пролитая в “сорокалетний этот срок”, встает перед его взором пламенной зарей,
Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.
“Святая” память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвал у Твардовского особые и довольно неожиданные ассоциации. В февральской книжке “Нового мира” за 1962 год было опубликовано его стихотворение “Космонавту”, суть которого такова: каким бы ты, Гагарин , ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что погибли в своих “фанерных драндулетах” в 1941 году “под Ельней, Вязьмой и самой Москвой” и знай:
Они горды, они своей причастны
Особой славе, добытой в бою,
И той одной, суровой и безгласной,
Не променяли б на твою.
Разумеется у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами подвиг “разведчика мирозданья” — наоборот, ставя его рядом с теми, кто ценой своей жизни спас родную страну от фашизма, автор оказывает ему величайшую честь:
…кровь одна, и вы — родные братья,
И не в долгу у старших младший брат.
Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество; имена большинства из них известны лишь узкому кругу однополчан и родных.
Празднуя день победы, нельзя забывать, “во что нам стала та страда”, забывать, “каких и скольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей”. Твардовский именно в тот самый вечер думал и писал о погибших:
Сколько их на свете нету,
Что прочли тебя, поэт…
За годы, прошедшие с окончания войны, ушли в небытие многие люди. В их числе и те, кто так или иначе был близок поэту и уносил с собой частичку его жизни, а среди всех этих потерь не самая ли горькая — смерть собственной матери?
“Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.
Так ещё при жизни матери писал о неё Александр Трифонович в “Автобиографии”.
В 1965 году он проводил её в последний путь. В этом же создан цикл “Памяти матери”. Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Первое и третье могли бы быть посвящены великому множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Прощание начинается,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Это строки из первого стихотворения.
В третьем — описание похорон. Первые восемь строк — о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем — сразу резкий контраст:
Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — ещё короче.
Это нетерпеливое чувство хорошо знакомо каждому, кому приходилось хоронить близких людей, — даже и без всяких ассоциаций с садовниками.
Трудно сказать, кто из родителей повлиял на поэта в большей, кто в меньшей степени, но, очевидно, мать он любил сильнее. Посвящённые её памяти стихи писались, видимо, в очень угнетённом состоянии духа. Тяжело было ему писать этот рэквием, но ещё тяжелее — держать боль в себе. Вылившись в слова, эта боль обрела форму не просто стихотворных строк — высокой поэзии. Эти стихи стали литературным фактом.
До последних дней ненавидел он “всяческую мертвечину”, которую с убийственным сарказмом выставил на всеобщий позор ещё в “Тёркине на том свете” (1963).
В Москве, на проспекте Мира, недалеко от ВДНХ, — школа №279 имени А. Т. Твардовского. О ней в своё время рассказал читателям журнал “Юность”. На стенде, посвящённом поэту, среди других цитат из его произведений помещена и такая:
За свои слова в ответе
Я недаром на посту —
Мёртвый дух на этом свете
Различаю за версту.
Слова эти взяты из сказки “Тёркин на том свете”. И совершенно прав был К. Симонов, утверждавший, что “возвращение Тёркина к жизни в “Тёркине на том свете” означало неизменность взгляда Твардовского и непобедимость народа, на его способность справиться не только с таким величайшим испытанием, как война, но и с такой труднопоправимой бедой, как бюрократизм”. Читатели уловили это безошибочно. Для них Тёркин, попавший на “тот свет”, вовсе не был антиподом фронтовому Тёркину, и автор вскоре почувствовал это по многочисленным читательским письмам. Завершая эту поэму, он сказал:
Я в свою ходил атаку,
Мысль одна владела мной:
Слажу с этой, так со всякой
Сказкой слажу я иной.
Значит, именно эта “сказка” потребовала от него предельного напряжения сил — ей было отдано девять лет жизни (1954 — 1963). Именно здесь он испытал себя как сатирик, и стало ясно, что сатирик он сильнейший, беспощадный и совершенно своеобразный, умеющий даже сатиру сочетать с лирикой ( строки о военном и особом отделах, о награде и о Москве, о гибели друга, об обратной дороге Тёркина).
Опубликование и завершение “Тёркина на том свете” придало Твардовскому новые силы. Свидетельство тому — вся его последующая лирика, о которой К. Симонов, ведший совместно с М. Ульяновым документальный фильм о Твардовском, сказал: “Казалось, в своей поэме “За далью — даль” Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться уже невозможно. А он — сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина — его лирика последних лет”.
Самое последнее стихотворение Твардовского из опубликованных при жизни — “К обидам горьким собственной персоны” — датировано 1968 годом. Это не значит, что больше он уже вообще не написал ни строки, хотя, по свидетельству А. Кондратовича, “писал с каждым годом все мучительнее и труднее”. В одном из самых последних, написанном уже на шестидесятом году жизни и опубликованном посмертно, Твардовский спокойно прощался с жизнью:
Источник
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…»
Многообразие, глубина и конкретность поэтического отклика не действительность сделали творческое наследие Твардовского своеобразной энциклопедией народной жизни и времени в котором он творил. Вобрав в себя опыт всей предшествующей русской литературы, поэт сумел создать высочайшую культуру стиха. Главными критериями эстетического кодекса Твардовского, я считаю, были народность, бескомпромиссная правдивость и искренность содержания, реализм, современность и своевременность произведения, высокая поэтическая культура и, что весьма важно, неразрывная диалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской классической литературы. Мне кажется, что именно колоссальный жизненный опыт, приобретенный поэтом за годы суровых испытаний (а ведь немало ему пришлось прошагать по дорогам войны), позволил писать Твардовскому столь достойные стихи. Некоторые его произведения и сейчас остаются для меня загадкой, например – «Вся суть в одном – единственном завете…»:
Вся суть в одном – единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, — знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Тонкий художественный вкус, творческое отношение к родному слову позволили поэту выбрать из большого языкового арсенала слова самые простые и прозрачные. У Твардовского поэтическая лексика (устойчивые традиционно- поэтические метафоры, слова- символы), участвуя в отражении внутреннего мира автора, как мне кажется, приобретает новую жизнь, самобытность, обогащается новыми смысловыми и эмоционально — экспрессивными оттенками. Выделяясь особым стилистическим характером в данном стихотворении, она придает ему мягкость, лирическую глубину и задушевность: суть, завет, свет, бог. Я считаю, что эти слова не оторваны от реальной действительности, а, напротив, приближены к ней, как бы ни высокопарно они звучали. Нужно заметить, что, используемая для поэтического выражения авторского «я» в произведении «Вся суть в одном-единственном завете…», лексика вбирает в себя новые оттенки смысла и эмоции. Недаром после повторного прочтения слов: суть, завет, свет, бог — у меня возникла ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки. В данном стихотворении, как и во всем творчестве Твардовского, традиционно высокая экспрессия поэтической лексики резко снижается, происходит своеобразное «снятие» литературного ореола. Отсюда и простота изложения, и доступность произведений поэта любому человека, то есть народность его лирики. Выразительность поэтической речи автора придает не только особая лексика, но и характерная для Твардовского звукопись — аллитерация и ассонанс. Так во второй строфе произведения мы действительно убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе, сохранить до конца его в своем сердце: жестокость и уверенность в этом тяжелом и могущественном слоге, что подчеркивает аллитерация:
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог…
Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Символ — это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составе произведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того преобразования, которому подвергается символ, занимая определенное место в композиционной иерархии. То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, — знаю точно я.
Автор как бы дает понять, насколько велика и ценна его тайна, если ее не знают ни живые, ни мертвые. Таким образом, «живые и мертвые», как мне кажется, символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.
К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский. Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления ощущения значимости и важности «единственного завета». Какую же все-таки тайну хранит автор? Стоит заметить, что скрываться суть завета будет только до определенного времени (То, что скажу, до времени тая…), но когда оно наступит? И насколько важно эта суть, если знать ее может лишь смертный человек (Сказать то слово никому другому… // А я лишь смертный. За свое в ответе…)? Я считаю, что автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. У меня сложилось впечатление, что лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всего не решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так, как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, и которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: «Что нужно, чтобы жить с умом!», «Допустим, ты свое оттопал…», «К обидам горьким собственной персоны…».
Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта. Именно в объединении поэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалого героизма, лежит одна из причин его творческих достижений.
Источник: bobych.ru
Источник
ук
наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я
убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому — как?»
Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошлое, но
боль от ощущения потерь не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все
острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это
своей кровью. Знаменательные даты и события нередко служили
Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя
вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа. В 1957 году
страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Среди многих
произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского «Та
кровь, что пролита недаром» стоит особняком. Кровь миллионов,
пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взором пламенной
зарей,
Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.
«Святая» память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт
Гагарина в космос вызвал у Твардовского особые и довольно неожиданные
ассоциации. В февральской книжке «Нового мира» за 1962 год было
опубликовано его стихотворение «Космонавту», суть которого такова: каким бы
ты, Гагарин , ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что
погибли в своих «фанерных драндулетах» в 1941 году «под Ельней, Вязьмой и
самой Москвой» и знай:
Они горды, они своей причастны
Особой славе, добытой в бою,
И той одной, суровой и безгласной,
Не променяли б на твою.
Разумеется у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами
подвиг «разведчика мирозданья» — наоборот, ставя его рядом с теми, кто
ценой своей жизни спас родную страну от фашизма, автор оказывает ему
величайшую честь:
…кровь одна, и вы — родные братья,
И не в долгу у старших младший брат.
Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество;
имена большинства из них известны лишь узкому кругу однополчан и родных.
Празднуя день победы, нельзя забывать, «во что нам стала та страда»,
забывать, «каких и скольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром
победных батарей». Твардовский именно в тот самый вечер думал и писал о
погибших:
Сколько их на свете нету,
Что прочли тебя, поэт…
За годы, прошедшие с окончания войны, ушли в небытие многие люди. В
их числе и те, кто так или иначе был близок поэту и уносил с собой частичку
его жизни, а среди всех этих потерь не самая ли горькая — смерть
собственной матери?
«Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и
чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне
практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот
хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы
где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок
песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого
сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.
Так ещё при жизни матери писал о неё Александр Трифонович в
«Автобиографии».
В 1965 году он проводил её в последний путь. В этом же создан цикл
«Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по
объёму, и по ритму. Первое и третье могли бы быть посвящены великому
множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя
устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет
поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери,
его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Прощание
начинается,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Это строки из первого стихотворения.
В третьем — описание похорон. Первые восемь строк — о неспешной
работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем — сразу резкий
контраст:
Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые
руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека
некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими
повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей
семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — ещё короче.
Это нетерпеливое чувство хорошо знакомо каждому, кому приходилось
хоронить близких людей, — даже и без всяких ассоциаций с садовниками.
Трудно сказать, кто из родителей повлиял на поэта в большей, кто в
меньшей степени, но, очевидно, мать он любил сильнее. Посвящённые её памяти
стихи писались, видимо, в очень угнетённом состоянии духа. Тяжело было ему
писать этот рэквием, но ещё тяжелее — держать боль в себе. Вылившись в
слова, эта боль обрела форму не просто стихотворных строк — высокой поэзии.
Эти стихи стали литературным фактом.
До последних дней ненавидел он «всяческую мертвечину», которую с
убийственным сарказмом выставил на всеобщий позор ещё в «Тёркине на том
свете» (1963).
В Москве, на проспекте Мира, недалеко от ВДНХ, — школа №279 имени А.
Т. Твардовского. О ней в своё время рассказал читателям журнал «Юность».
На стенде, посвящённом поэту, среди других цитат из его произведений
помещена и такая:
За свои слова в ответе
Я недаром на посту —
Мёртвый дух на этом свете
Различаю за версту.
Слова эти взяты из сказки «Тёркин на том свете». И совершенно прав
был К. Симонов, утверждавший, что «возвращение Тёркина к жизни в «Тёркине
на том свете» означало неизменность взгляда Твардовского и непобедимость
народа, на его способность справиться не только с таким величайшим
испытанием, как война, но и с такой труднопоправимой бедой, как
бюрократизм». Читатели уловили это безошибочно. Для них Тёркин, попавший на
«тот свет», вовсе не был антиподом фронтовому Тёркину, и автор вскоре
почувствовал это по многочисленным читательским письмам. Завершая эту
поэму, он сказал:
Я в свою ходил атаку,
Мысль одна владела мной:
Слажу с этой, так со всякой
Сказкой слажу я иной.
Значит, именно эта «сказка» потребовала от него предельного
напряжения сил — ей было отдано девять лет жизни (1954 — 1963). Именно
здесь он испытал себя как сатирик, и стало ясно, что сатирик он сильнейший,
беспощадный и совершенно своеобразный, умеющий даже сатиру сочетать с
лирикой ( строки о военном и особом отделах, о награде и о Москве, о гибели
друга, об обратной дороге Тёркина).
Опубликование и завершение «Тёркина на том свете» придало
Твардовскому новые силы. Свидетельство тому — вся его последующая лирика, о
которой К. Симонов, ведший совместно с М. Ульяновым документальный фильм о
Твардовском, сказал: «Казалось, в своей поэме «За далью — даль» Твардовский
поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться уже невозможно. А он —
сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина — его лирика последних лет».
Самое последнее стихотворение Твардовского из опубликованных при
жизни — «К обидам горьким собственной персоны» — датировано 1968 годом. Это
не значит, что больше он уже вообще не написал ни строки, хотя, по
свидетельству А. Кондратовича, «писал с каждым годом все мучительнее и
труднее». В одном из самых последних, написанном уже на шестидесятом году
жизни и опубликованном посмертно, Твардовский спокойно прощался с жизнью:
Что нужно, чтобы жить с умом ?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя, —
Он всех основ основа, —
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час
Готовым быть к отлёту.
И не терзаться — ах да ох —
Что, близкий или дальний, —
Он всё равно тебя врасплох
Застигнет, час летальный.
Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль, —
Так, значит, всё в порядке.
Наверное, не одни только поэты, но все, кто стремиться быть
настоящими людьми, будут правы, сделав это завещание великого советского
поэта своим жизненным девизом.
Заключение
скачать работу |
Творчество А.Т. Твардовского
Источник