Анализ стихотворения фета светил нам день будя огонь в крови
Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла, то есть цикла стихов, которые посвящены Марии Лазич – первой и, вероятно, единственной подлинной любви поэта. Стихотворение представляет собой своеобразный вздох по утрете, нечто наподобие эпитафии или воспоминании о былом. Лазич трагически погибла в молодости и Фет на протяжении всего своего оставшегося существования тосковал об этом.
Стихотворение состоит из трех строф и фактически описывает три цикла этих отношений, которые также возможно соотнести и в тремя составляющими, к примеру, человеческой жизни или дня. Как день имеет утро, полдень, вечер или как человек имеет детство, взрослость и старость, так Фет описывает три части цикла.
Сначала речь идет про начало дня, собственно с этого и начинается стихотворение. Далее упоминается о младенчестве, то есть раннем периоде человека. И именно этот период характеризует собой отношения между Фетом и Лазич, когда оба были живы, когда оба были друг у друга.
Следующей строфой идет зрелость и уже сгущаются тени. Умчавшаяся звезда, которая загорается перед поэтом, вероятно, намекает на народное поверье об умерших, которые становятся звездочками на небе. Так Фет описывает гибель Лазич.
В заключительной строфе приходит старость, завершение дня, разочарование. Разлучившись навеки они понимают как упустили собственное счастье и теперь остается только вздыхать. Они врознь окажутся у дверей гроба, но таков итог – завершение дня.
Если вспомнить немного из биографии Фета, то его отношения с Лазич были трудными по причине отсутствия приданого у нее из-за чего замужество с довольно бедным Фетом, который тогда служил чтобы только потом вернуть себе родовые титулы и имение, было крайне затруднительным. Тем не менее, отношения продолжались, но они расстались по причине трагической гибели Лазич. После этого Фет остался в положении существенной печали, но он довольно длительный период не писал ничего про Лазич.
Этот цикл, куда вошло рассматриваемое стихотворение, является в каком-то смысле частью подведения жизненных итогов. Поэт, хотя и имел другую семью, хранил верность Лазич на протяжении всей жизни. Об этом свидетельствуют данные от исследователей и современников.
В этих стихах Фет резюмирует собственное отношение к ситуации, он рассматривает положение отстраненно, но при этом довольно чувственно. В его стихах есть нотки стоицизма, которые сочетаются с невероятной поэтической выразительностью и сентиментальностью, искренней чуткостью, любовью.
Анализ 2
Любовная лирика Фета стала известна в девятнадцатом веке благодаря лазическому циклу. Все, написанные в нем стихотворения, он посвятил одному единственному человеку, Марии Лазич, которая по стечению обстоятельств рано ушла из жизни и оставила Фета одного. Автор познакомился с девушкой, когда она служила в кавалерийском полку, а все их отношения были частично окрашены в трагические тона.
Финансовое положение Фета в то время было затруднительным, он сразу говорит девушке о том, что не сможет сыграть с ней свадьбу, потому что она лишена приданного. Но молодые люди не разрывают отношения, они продолжают общаться. Их прочную связь обрывает смерть, некоторые источники говорят, что девушка любила раскурить сигарету в постели, от упавшей на пол спички загорелось ее платье, а сама молодая особа сгорела фактически заживо, так как не смогла справиться с воспламенением в собственном доме. Четыре дня врачи боролись за ее жизнь, но площадь ожога была смертельной, поэтому девушка умерла. Данное стихотворение также посвящено памяти молодой особы.
Автор делит его на несколько временных планов, один рассказывает о прошлом, другое рассказывает о том прозрении, которое приходит и приносит осознание трагичности существующих чувств. Именно смерть девушки не дает паре узнать о том, каким может быть счастье взаимных чувств. Они могут только вздыхать о возможности, которая была им предоставлена, но они не смогли ей воспользоваться.
Поверья говорят о том, что человеческая душа после смерти становится звездами в небе, об этом упоминается и в стихотворении Фета. Он расскажет об этом мировоззрении и в других своих произведениях. Он не хочет верить, что лирический герой навсегда расстался со своей возлюбленной и больше никогда ее не увидит.
Почти все литературоведы сходятся во мнении, что Мария была единственной настоящей любовью Фета, которую он не смог забыть до конца жизни. Несмотря на то, что он постарался обрести семейное счастье, и женился на Марии Боткиной, он не смог влюбиться в нее, так как любил Лазич. Некоторые сравнивают его стихотворения, как подтверждение существующего союза, заключенного между душами, несмотря на то, что девушка умерла. Автор тоскует по ней, посвящает ей произведения, а перед смертью просит прощения у своей жены, которая верно ухаживала за ним, и была кроткой и смиренной женщиной.
Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови по плану
Светил нам день, будя огонь в крови
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Памяти матери Твардовского
Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.
- Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад Фета
Изучив стихотворение «Сияла ночь…» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить
- Анализ стихотворения Снегирь Барто
Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.
- Анализ стихотворения Некрасова Элегия
Данное стихотворение Элегия также посвящено теме простого народу. Поэт пишет, что тема страданий народа до сих пор актуальна. Ведь после отмены крепостного права крестьяне не стали лучше жить, они дальше бедствовали,
- Анализ стихотворения Родной язык Брюсова
Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.
Источник
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¤ÐµÑа «Ð¡Ð²ÐµÑил нам денÑ, бÑÐ´Ñ Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ñ Ð² кÑови…»
Так назÑваемÑй лазиÑевÑкий Ñикл ФеÑа — наÑÑоÑÑий ÑÐµÐ´ÐµÐ²Ñ ÑÑÑÑкой лÑбовной лиÑики девÑÑнадÑаÑого ÑÑолеÑиÑ. ÐоÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑил его Ñвоей Ñано ÑÑедÑей из жизни возлÑбленной ÐаÑии ÐазиÑ. ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑений окÑаÑена в ÑÑагиÑеÑкие Ñона. ÐÑанаÑий ÐÑанаÑÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ð»ÑÑ Ñ ÐазиÑ, когда Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð½Ð° ÑлÑжбе в кавалеÑийÑком полкÑ. ФинанÑовое положение его в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ñло кÑайне заÑÑÑдниÑелÑнÑм.
Ðн ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑизналÑÑ ÐаÑии, ÑÑо не ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ Ð½Ð° ней, Ð²ÐµÐ´Ñ Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑки не бÑло пÑиданого. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑо, Ñоман молодÑÑ Ð»Ñдей не пÑекÑаÑилÑÑ. ÐÑ Ð¾ÑноÑениÑ
ÑазоÑвала ÑмеÑÑÑ: ÐÐ°Ð·Ð¸Ñ ÑгоÑела заживо.
Ðо инÑоÑмаÑии иÑÑледоваÑелей, девÑÑка кÑÑила в поÑÑели, неоÑÑоÑожно кинÑла гоÑÑÑÑÑ ÐµÑе ÑпиÑÐºÑ Ð½Ð° пол. ÐÑ Ð½ÐµÐµ загоÑелоÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑе. СпаÑÑи ÐаÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ пÑедÑÑавлÑлоÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñм. ЧеÑез ÑеÑÑÑе Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле пожаÑа она ÑмеÑла Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¾Ð³Ð¾Ð². ÐолÑÑÑÑ ÑаÑÑÑ Ð»Ð°Ð·Ð¸ÑевÑкого Ñикла Ð¤ÐµÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñал, бÑдÑÑи Ñже в пÑеклонном возÑаÑÑе, — в 1870-1880-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ .
СÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑениÑ, в него Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑие, можно ÑÑавниÑÑ Ñо ÑвоеобÑазнÑм венком, положеннÑм на Ð¼Ð¾Ð³Ð¸Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ñбленной. Ðдно из пÑоизведений, поÑвÑÑеннÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑи ÐаÑии, — «Ð¡Ð²ÐµÑил нам денÑ, бÑÐ´Ñ Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ñ Ð² кÑови…» .
Ð ÑÑом ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении ÑеÑко Ð²Ð¸Ð´Ð½Ñ Ð´Ð²Ð° вÑеменнÑÑ
плана. СнаÑала ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑоÑлом, аÑÑоÑииÑÑÑÑемÑÑ Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½ÑеÑÑвом и ÑооÑнеÑенном Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¼. Ðно ÑменÑеÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð·Ð´Ð°Ð»Ñм пÑозÑением, оÑознанием ÑÑагедии лÑбви.
ÐовÑе ÑÑвÑÑва — дÑÑгое вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑок. РнеÑÑаÑÑÑе лиÑиÑеÑкого геÑÐ¾Ñ ÑопÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ ÑгÑÑаÑÑийÑÑ ÑÑмÑак ноÑи. СмеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑÐ¸Ð½Ñ Ð½Ðµ Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð»ÑбленнÑм познаÑÑ ÑÑаÑÑÑе на земле.
Ðм оÑÑаеÑÑÑ ÑолÑко вздÑÑ Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑпÑÑеннÑм возможноÑÑÑм, вÑÐ¾Ð·Ð½Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ñ Ð´Ð²ÐµÑи гÑоба.
СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½Ð°Ñодное повеÑÑе, ÑÑо поÑле ÑмеÑÑи ÑеловеÑеÑÐºÐ°Ñ Ð´ÑÑа поÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð° небе в виде звездÑ. ÐÑо наÑло оÑÑажение в ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении ФеÑа: Ð¢Ð²Ð¾Ñ Ð´ÑÑа, кÑаÑÑ Ñвоей звезда, ÐеÑедо мной, ÑмÑавÑиÑÑ, загоÑиÑÑÑ. ÐодобнÑе воззÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸ в дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ ÐÑанаÑÐ¸Ñ ÐÑанаÑÑевиÑа.
Ð ÑаÑÑноÑÑи, ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ «Ð долгие ноÑи, как Ð²ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð° Ñон не ÑомкнÑÑÑ…», где еÑÑÑ ÑледÑÑÑие ÑÑÑоки: ÐÑÑ Ð¾ÐºÑÑлен, Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð½Ðµ мÑÑÐ¸Ñ ÑÑÑаÑа, РдалÑней звезде оÑгадал Ð±Ñ Ð¾ÑбÑвÑего бÑаÑа!
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑоведов, ÐаÑÐ¸Ñ ÐÐ°Ð·Ð¸Ñ — единÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑÐ¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¤ÐµÑа. ÐÑи ÑÑом поÑÑ Ð±Ñл женаÑ. Ð 1857 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ ÑоÑеÑалÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ñм бÑаком Ñ ÐаÑией ÐеÑÑовной ÐоÑкиной. Тем не менее, до конÑа ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¹ ÐÑанаÑий ÐÑанаÑÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ð²Ñпоминал ÐазиÑ, ÑоÑковал о ней.
Ðе зÑÑ Ð»Ð¸ÑиÑеÑкий геÑой лазиÑевÑкого Ñикла пÑедÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÐµÑед ÑиÑаÑелÑми как Ñеловек, обÑеÑеннÑй на веÑнÑй ÑоÑз Ñ Ð´ÑÑой ÑмеÑÑей лÑбимой женÑинÑ.
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¤ÐµÑа «Ð¡Ð²ÐµÑил нам денÑ, бÑÐ´Ñ Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ñ Ð² кÑови…»
ÐавигаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ запиÑÑм
Источник
“Смерти” анализ стихотворения Фета
Отношение человека к смерти – один из важнейших вопросов философии. “Что будет после смерти?” – таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке Испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: “Жизнь есть сон”. Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация,
т. е. переселение душ.
В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.
Афанасий Фет в своем стихотворении “Смерти” обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию (Шеншин), стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти.
Анализ стихотворения “Смерти”, написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение
к вечным вопросам бытия.
Само название стихотворения – “Смерти” – указывает на адресата – того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог “к” ( “К Чаадаеву”, “К ***”). В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой.
И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с “ночью безрассветною” и “вечною постелью”. И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в “постели”, то надвигающаяся вечная (потому что без рассвета!) ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он “обмирал не раз”, и считает, что это “мукам всем конец”.
Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:
Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия…
Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.
Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в “тень у ног моих, безличный призрак”. А в довершение автор называет ее “игрушка шаткая тоскующей мечты”.
Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни.
Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений. Отсюда и “тоскующая мечта”, “мысль моя”.
Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского “Кончина А. А. Фета” со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта.
Может быть, стихотворение “Смерти” даст окончательный ответ?
Loading…
“Смерти” анализ стихотворения Фета
Источник
Анализ стихотворения Фета “Майская ночь”
Стихотворение “Майская ночь”, созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”, в котором проработал без малого 6 лет, и покинул Москву. Поэт поселился в небольшом имении, которое располагалось в Орловской губернии, намереваясь посвятить остаток своей жизни литературным переводам.
Эту работу он успешно совмещал с должностью мирового судью, на которую был выбран в 1867 году.
Казалось
бы, жизнь Фета, окруженного заботой любящей супруги Марии ( в девичестве – Боткиной) должна была протекать тихо и беззаботно. Тем более, что к этому времени он успел вернуть себе дворянский титул и стал вполне состоятельным человеком. Однако давняя история любви к дальней родственнице Марии Лазич, которая нелепо погибла в 25 лет во время пожара, до конца жизни не давала ему покоя.
Все дело в том, что влюбленный поэт отказался от союза с этой девушкой из небогатой семьи, так как понимал, что из-за материальных трудностей этот брак обречен на провал. Последний разговор с Марией Лазич был достаточно тяжелым для
обоих влюбленных, и через несколько месяцев после расставания Фет узнал, что девушка погибла.
Спустя годы он очень удачно женился на богатой купеческой дочери Марии Боткиной, однако признавался, что заключил брак не по любви, а по расчету. Образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив, преследовал поэта до конца дней. И именно ей он посвятил свое стихотворение “Майская ночь”.
В поздней лирике Фета нет уже той восторженности и романтичности, которая была присуща ранним произведениям. Автор до дна выпил чашу разочарования, что не могло не отразиться на его творчестве. Тем не менее, в этом стихотворении все еще присутствует легкость слога и удивительная образность, которая позволяет воссоздать изысканную картину теплой майской ночи, когда “царит весны таинственная сила с звездами на челе”. Однако идиллическую картину нарушает одна незначительная фраза, которая раскрывает внутренний мир поэта и показывает, насколько в эту безмятежную майскую ночь он чувствует себя одиноким.
Обращаясь к своей погибшей возлюбленной, автор восклицает: “Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле”. Но по трагическому стечению обстоятельств влюбленным не дано было прожить вместе счастливую и долгую жизнь.
И лишь с возрастом Фет осознал, что чувства и духовная близость двух людей являются гораздо более ценным даром, чем все сокровища мира.
Это открытие стало для поэта началом личной трагедии. Нелюбимая, но преданная и заботливая супруга, которая согласилась разделить с Фетом все тяготы сельской жизни, раздражала поэта, хотя в глубине души он был ей благодарен за подобное самопожертвование. Но сердце Фета навечно принадлежало другой, с которой соединить поэта могла лишь смерть. Поэтому в стихотворении “Майская ночь” и появляются столь загадочные строчки о том, что счастье напоминает дым, и “За ним!
За ни! Воздушною дорогой – мы в вечность улетим”.
По воспоминаниям очевидцев, в последние годы жизни Фет, уже будучи смертельно больным человеком, неоднократно помышлял о самоубийстве. Он хотел прекратить бессмысленную с его точки зрения жизнь, лишенную любви и счастья. Известно, что в день своей смерти поэт предпринял попытку заколоть себя стилетом для разрезания бумаг, предварительно надиктовав своей секретарше предсмертную записку.
Однако испуганная женщина вырвала из его рук стилет, и тогда поэт выбежал в гостиную, чтобы найти там столовый нож, потерял сознание и скончался от очередного сердечного приступа.
Loading…
Анализ стихотворения Фета “Майская ночь”
Источник