Анализ рассказа чужая кровь наводящие вопросы
«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.
Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы — один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».
Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть». После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!…»
Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.
Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло». Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника». Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.
Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.
Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.
Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.
Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой». Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь». Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.
И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания — старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:
— Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…
Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам». Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.
Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» — всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.
Михаил Александрович Шолохов, краткая биография
«Родинка», анализ рассказа Михаила Шолохова
«Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова
По писателю: Шолохов Михаил Александрович
Источник
Государственное общеобразовательное учреждение
«ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель Самарской области»
Алпатова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема урока:
«Проблема незлобивости, «очеловечивания» и всепрощения в рассказе
М.Шолохова «Чужая кровь».
Решаемые учебные проблемы:
-привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателем;
—формировать систему общечеловеческих ценностей, подвести обучающихся к мысли о необходимости уметь прощать;
— способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассников;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению;
Задачи для учеников:
— познакомиться с произведением М.Шолохова;
-определить нравственные проблемы рассказа, авторскую позицию в их раскрытии;
-определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа.
Результаты изучения рассказа «Чужая кровь»
Личностные:
— совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
— умение определять нравственные ценности произведения и обоснованно выбирать собственные жизненные ценности, понимать чувства других людей и сопереживать им;
— уважительное отношение к литературе;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы);
— понимание литературы как вида искусства и одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, самообразования и социализации;
— формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога людей друг с другом и общения с культурой;
Метапредметные:
-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, не только эмоционально, но и рационально;
Предметные результаты:
-понимание связи литературного произведения с исторической эпохой, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей,
-понимание авторской позиции в раскрытии нравственных проблем рассказа, определение собственной интерпретации и своего отношения к ним,
-осмысленное чтение, ответы на вопросы по прочитанному или услышанному тексту,
-создание устных монологических высказываний разного типа,
-умение вести диалог, понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов произведения.
Межпредметная связь: русский язык, обществознание, история
Тип урока по форме: диалогический.
Тип урока по содержанию: практикум, исследовательский.
Оборудование: выставка книг писателей о гражданской войне и годах коллективизации;
портрет писателя, текст рассказа «Чужая кровь», интерактивная доска, толковые словари, таблица для заполнения ее в процессе работы с текстом, отрывок из кинофильма «Непрошенная любовь» (1964г)
Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах изучения рассказа «Чужая кровь»
Предварительные индивидуальные задания:
Составить синквейн на тему «Гражданская война».
Используя текст рассказа «Чужая кровь», рассказать о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казачества.
Выразительное чтение наизусть финала рассказа «Чужая кровь»
Выбрать и проанализировать отрывки:
А) жизнь Гаврилы до появления Николая-Петра
Б) жизнь Гаврилы после появления Николая
4.Выписать детали, передающие душевное состояние Гаврилы:
А) весть о смерти сына
Б) сцена продразверстки
В) Гаврила находит раненого
Г) Старики выхаживают Николая
Д) Получение письма – отъезд
Ход урока
Враг ты мой родной!
М.Цветаева
Предтекстовой структурный элемент урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока.
Учитель: Сегодня мы обратимся к рассказу, который поднимает глубокие нравственные проблемы, выясним, какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение, какие эмоции вы испытали, когда читали рассказ, определим личную позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа, поработаем со словом, обратимся к выразительному чтению фрагментов рассказа, поговорим об общечеловеческих ценностях: сострадании, милосердии, всепрощении, незлобивости, поработаем в группах, составляя сопоставительную таблицу, которая поможет нам понять психологическое состояние главного героя, поучаствуем в беседе, чтобы понять отношение автора к происходящему, в конце урока воспользуемся рефлексией «Незаконченное предложение», подведем итоги.
Этап 2. Подготовка для вхождения в текст произведения, актуализация ранее полученных знаний, проверка (частичная) домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем работать с произведением, давайте обратимся к истории, вспомним о том, что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения. Обращаю Ваше внимание на высказывание Демокрита (высказывание проецируется на интерактивной доске): «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна». Назовем понятия, ассоциации, которые возникают у вас при слове «гражданская война»
Ученики: Гражданская война — это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Ассоциации: горе, неотвратимость, безысходность, жестокость, разбитые судьбы, кровопролитные сражения, смутное время.
Учитель: Что представляла собой гражданская война в России в начале 20 века? Свое отношение к войне вы выразили в синквейнах, представьте их.
Ученики: Гражданская война в начале 20 века в России – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляла идти сына против отца, брата стрелять в брата, истреблять друг друга, ненасытно требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.
Синквейн:
Война,
Бессмысленная, кровопролитная,
Ломает, забирает, опустошает.
Всякий, стоящий за войну — уже лежащий.
Страдание.
Учитель: Вы пришли к страшному выводу: война-это в первую очередь человеческие страдания, которые ломают личность, заставляет многих терять лицо.
Учитель: Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний, коснувшихся и Дона, казачества, людям, душа которых осталась живой и чистой. Итак, тема нашего урока – «Проблема незлобивости, «очеловечивания» и всепрощения в рассказе М.Шолохова «Чужая кровь».
Рассказ М. Шолохова «Чужая кровь» входит в цикл «Донских рассказов» (1926). Подчиняясь законам цикла и практически используя все основные циклообразующие факторы, «Чужая кровь» вписывается и в общую идейно-тематическую концепцию сборника и отражает его основные конфликты. Вместе с тем, мы вправе рассмотреть рассказ как относительно самостоятельное произведение. Обратимся к названию произведения. Как вы понимаете значение слова «чужой»?
Ученики:
Слово «чужой» в русском языке имеет три основных значения: «не свой, враждебный»; «не родной, посторонний», и, наконец, «далекий по взгляду, по духу».
Учитель: Работа со словом, внимание к смысловым оттенкам чрезвычайно важны для писателя. В каком значении употребляется слово «чужой» в названии рассказа?
Ученики: В условиях гражданской войны понятия «родной», «чужой» теряют свою родовую, кровную мотивацию, и на первый план выходят политические, социальные принципы. Собственно ужас гражданской войны и заключается в том, что люди борются не с внешним врагом, а буквально «брат идет на брата». С развитием сюжета на первый план последовательно выдвигаются эти различные смысловые оттенки, углубляя и уточняя идею рассказа.
Сын деда Гаврилы Петро служит у белых, и отношение старика к красным, к «москалям» совершенно однозначно: глухая ненависть и злоба. Еще больше озлобился дед Гаврила, узнав, что сын его убит красными. Вот почему, когда во двор к старику приходят продотрядники забирать хлеб, он видит в них только врагов, «чужих», пользующихся правом сильного.
В «Чужой крови» многозначно уже само заглавие.
Учитель: Да, ребята, рассказ повествует о драматических событиях на Дону, о жизни казачества в начале 20-х годов, во время коллективизации.
Текстовый структурный элемент урока: вхождение в текст основного учебного материала: рассказ М.Шолохова «Чужая кровь».
Используя материал рассказа «Чужая кровь», расскажите о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казаков.
Ученики: В начале рассказа – раздумья Гаврилы о пропавшем сыне, а дальше воспоминания «развёртывают свиток» проводов сына на фронт против «красных»:
а) конь – «буря степная, летучая»;
б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;
в) напутствие сыну служить. «Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не
страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должен и ты) «…должон и ты!…» (как деды и прадеды);
д) по казацкой традиции и звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу-командиру: «Мы туда идём – рубим, колем, бьём!..»
е) как положено, сын берёт горсть родной земли.
Демонстрация эпизода из фильма «Непрошенная любовь» — «Проводы Петра на службу»
Учитель: Что подчеркивают в системе ценностей эти детали?
Ученики: Подчёркивает нерушимость традиций казачества, чувство долга и преданность Отечеству, вековой уклад жизни, который, как они думали, никогда не изменится.
Учитель: Почему нарушается привычный уклад жизни Гаврилы?
Ученики: Чужие «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман», даже лишили его права носить награды , которыми он удостоился за честную службу своему царю и Отечеству. В тексте читаем: «Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:
-Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается. Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась ,со злобой родниться начала».
Практикум
Работа с тестом.
На интерактивной доске появляется таблица «Этапы изменения душевного состояния Гаврилы: до и после встречи с Николаем-Петром»
Учитель: Предлагаю вам, ребята, заполнить данную таблицу предварительно найденными в тексте деталями, передающими изменение внутреннего состояния героя.
В станицу приходят красные, старики ждут сына
Жизнь вывернули наизнанку
Кохал, нянчил ненависть
Назло носил шаровары
Порохом пыхнул дед
Обида горькая росла
Родниться со злобой стала
Кадры фильма «Непрошенная любовь»
Известие о гибели сына
Сказал почему-то шепотом
С виду равнодушный и твердый
Криво улыбнулся
Спросил низким шепотом
Глядя в упор, ну, кончай
Багровея, захрипел
Налились кровью и слезами, стонал
Не верю!
Лег плашмя, тяжело закрыл глаза
Сцена продразверстки
Прохрипел, набухая злобой
Засипел, кашляя и судорожно кривляясь
В дрогнувшем от ужаса сердце не ощутил злобы
Дрогнул от жалости
Кадры из фильма «Непрошенная любовь»
Старики выхаживают белокурого
Днем и ночью дежурили
Слезы закипали
Жалость приходила непрошеная
На цыпочках отошел
С ужасом чувствовал
Образ родного тускнел
Силился вернуть прежнюю тоску и боль
Ощущал стыд и неловкость
Испытывал ревнивое чувство
Густо побагровел, скрывая смущенную радость
Потеплело в груди
Жизнь Николая-Петра со стариками
Одеваясь одним тулупом, незримой путой привязал его сын
Заслонил собою образ покойного Петра
Вспоминал все реже
Письмо, отъезд
Томимый неясной тревогой
Чувствовал нарастающую злобу к письму, изломавшему привычный покой
Глухо спросил
Ненавистный завод
Бодрясь ответил
Цепляясь за последнюю надежду
Шепотом, дыша порывисто и хрипло
Говорил без умолку, пытался улыбаться
С усилием задушил рыданье
Протянул трясущиеся руки
Кривя изуродованное болью, мокрое от слез
До крика повысил голос
Рыдало в груди невыплаканное слово
Посттекстовый структурный элемент урока.
Учитель: Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?
Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.
Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?
Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.
Учитель: Какими словами можно определить все, что смог человек изменить в себе, перешагнуть через кровную обиду?
Ученик: СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ВСЕПРОЩЕНИЕ.
Учитель: В чем черпал старый казак силы, что было той поддержкой, которая помогла Гавриле остаться человеком в высоком смысле слова?
Ученики: В начале урока мы говорили об укладе жизни казаков, непреходящих ценностях, нерушимости традиций казачества. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.
Учитель: Обратимся к финалу текста, прослушаем его (выразительное чтение заранее подготовленного ученика)
Учитель. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?
Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки…
Учитель. Найдите деталь, которая наиболее остро проявляет душевное состояние старика. Ученик.«Ворочайся !-.. цепляясь за арбу ,кричал Гаврила» . Он словно желает остановить повозку, хватается как утопающий за соломинку. Это его последняя надежда
Учитель: Чему нас учит рассказ?
Ученики. Рассказ учит не терять человечность даже в вихре самых суровых испытаний, учит помнить, что нет ничего сильнее и важнее общечеловеческих ценностей.Образ старика Гаврилы возносится автором на недосягаемую высоту, ибо сострадание, милосердие, любовь к врагу, отрицание мщений являются высшей степенью сравнения человека перед Богом. Дед Гаврила победил в себе духа зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну.
Гражданская война – это трагедия, путь «расчеловечивания», катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Слайд
Только тот знает истинную любовь,
Кто любит людей враждебных.
Проверка истинной любви – любовь к врагам.
Л.Н.Толстой.
Враг, ты мой родной!
Цветаева.
Любите врагов ваших.
Евангелие
Рефлексия.
Чьи ответы понравились вам больше всего? Какие новые вопросы возникли в конце урока?
Домашнее задание.
Письменно закончите предложение: путь очеловечивания и всепрощения – это…
или
Напишите, как вы понимаете выражение: Война – это «распря, разрушающая творение Любви»
или
Письменно ответьте на вопрос: Как я понимаю слова тонкого знатока человеческой души Николая Васильевича Гоголя: «Мир как водоворот; движутся в нем вечно мнения и толки, но всё перемалывает время: как шелуха, слетают ложные и, как твёрдые зерна, остаются неподвижные истины»? ( Не более 15 предложений)
Источник