Анализ крови при анафилактическом шоке
Это должен знать каждый.
Анафилактический шок всегда развивается внезапно и молниеносно. Поэтому требует столь же молниеносных действий.
Перейти к правилам первой помощи →
Что такое анафилактический шок и почему он опасен
Анафилактический шок — это крайне тяжёлая форма аллергии.
Как и при любой аллергии, организм, столкнувшись с веществом, которое кажется ему ядом, начинает защищаться. И делает это настолько активно, что вредит самому себе.
Но в случае анафилаксии ситуация особая: иммунный ответ на раздражитель оказывается настолько силён, что под удар попадают не только кожа и слизистые, но и пищеварительный тракт, лёгкие, сердечно-сосудистая система. Последствия могут быть крайне неприятны:
- Резко снижается артериальное давление.
- Быстро развиваются отёки тканей, в том числе гортани — начинаются проблемы с дыханием.
- Мозг начинает испытывать острое кислородное голодание, что может привести к обморокам и дальнейшим нарушениям жизненно важных функций.
- Из-за отёчности и недостатка кислорода страдают и другие внутренние органы.
Эта комбинация симптомов чревата серьёзными осложнениями и может быть смертельно опасна. Поэтому важно быстро распознать анафилаксию и оказать первую помощь.
Как распознать анафилактический шок
Первый и один из наиболее важных моментов при постановке диагноза — контакт с аллергеном. Будьте особенно внимательны, если перечисленные ниже симптомы развиваются после укуса насекомого, приёма какого-либо лекарства или еды. Аллергеном может оказаться даже безобидное на первый взгляд печенье с арахисом.
Шок развивается в два этапа. Основные симптомы-предвестники анафилаксии выглядят так:
- Очевидная кожная реакция — покраснение или, напротив, бледность.
- Зуд.
- Жар.
- Покалывания в руках, ногах, около рта или по всей поверхности головы.
- Насморк, зуд в носу, желание чихнуть.
- Затруднённое и/или свистящее дыхание.
- Комок в горле, мешающий нормально сглотнуть.
- Боль в животе, тошнота, рвота, диарея.
- Опухшие губы и язык.
- Чёткое ощущение, что с телом что-то не то.
Уже на этом этапе необходимо принимать срочные меры (о них ниже). И тем более экстренная помощь необходима, если анафилаксия достигает второго, шокового этапа. Его симптомы:
- Головокружение.
- Резкая слабость.
- Бледность (человек буквально белеет).
- Появление холодного пота.
- Сильная одышка (хриплое, шумное дыхание).
- Иногда судороги.
- Потеря сознания.
3 главных правила первой помощи при анафилактическом шоке
1. Вызовите скорую
Это нужно сделать как можно скорее. С мобильного телефона звоните по номеру 103 или 112.
2. Срочно введите адреналин
Адреналин (эпинефрин) вводится внутримышечно, чтобы поднять упавшее кровяное давление. Этот препарат продаётся в аптеках в формате автоинъекторов — автоматических шприцев, уже содержащих необходимую дозу лекарства. Укол таким устройством может сделать даже ребёнок.
Как правило, инъекцию делают в бедро — здесь расположена самая большая мышца, промахнуться сложно.
Не бойтесь: адреналин не нанесёт вреда при ложной тревоге. Зато при неложной может спасти жизнь.
Люди, которые уже переживали анафилактические реакции, нередко носят автоинъекторы с адреналином с собой. Если пострадавший ещё в сознании, обязательно спросите, есть ли у него препарат. Есть? Действуйте по инструкции выше.
Принимать антигистаминные средства нет смысла: анафилактический шок развивается очень быстро и они просто не успеют подействовать.
Если адреналина у пострадавшего не оказалось, а аптек рядом нет, остаётся ждать приезда скорой.
3. Постарайтесь облегчить состояние человека
- Уложите пострадавшего на спину, приподняв ноги.
- По возможности изолируйте человека от аллергена. Если вы заметили, что аллергическая реакция начала развиваться после укуса насекомого или инъекции какого-либо препарата, наложите повязку выше места укуса или укола, чтобы замедлить распространение аллергена по организму.
- Не давайте пострадавшему пить.
- Если присутствует рвота, поверните голову набок, чтобы человек не захлебнулся.
- Если человек потерял сознание и перестал дышать, начинайте сердечно-лёгочную реанимацию (если у вас есть соответствующие навыки) и продолжайте до приезда медиков.
- Если состояние пострадавшего улучшилось, всё равно проследите, чтобы он дождался скорой. Анафилактический шок требует дополнительных обследований. Кроме того, возможно повторение приступа.
Всё, вы сделали что могли. Далее надежда только на организм пострадавшего и квалификацию врачей.
К счастью, в большинстве случаев при оказании своевременной врачебной помощи анафилаксия отступает. По американской статистике, летальный исход фиксируют лишь у 1% тех, кто был госпитализирован с диагнозом «анафилактический шок».
Что может стать причиной анафилактического шока
Особого смысла перечислять причины нет. Аллергия — индивидуальная реакция организма, она может развиваться на совершенно безобидные для других людей факторы.
Но для буквоедов всё же приведём список наиболее распространённых триггеров , в ответ на которые возникает анафилактический шок.
- Продукты питания. Чаще всего — орехи (особенно арахис и лесные), морепродукты, яйца, пшеница, молоко.
- Пыльца растений.
- Укусы насекомых — пчёл, ос, шершней, муравьёв, даже комаров.
- Пылевые клещи.
- Плесень.
- Латекс.
- Некоторые лекарства.
Кто подвержен анафилактическому шоку
Риск развития анафилактического шока высок у тех , кто:
- Уже переживал аналогичную аллергическую реакцию.
- Имеет какой-либо вид аллергии или астму.
- Имеет родственников, у которых была анафилаксия.
Если вы относитесь к одной из перечисленных групп риска, проконсультируйтесь с терапевтом. Возможно, вам надо купить автоинъектор адреналина и возить его с собой.
Читайте также
- Аллергия у ребёнка: всё, что должны знать родители о диагностике и лечении →
- Правда и мифы об аллергии на кошек →
- 4 мифа о пищевой аллергии, которые почему-то ещё живы →
Источник
ÀØ — ýòî ñèëüíåéøàÿ àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, óãðîæàþùàÿ æèçíè. Äîñëîâíî òåðìèí «àíàôèëàêñèÿ» ïåðåâîäèòñÿ «ïðîòèâ èììóíèòåòà».
×àñòîòà ñëó÷àåâ àíàôèëàêòè÷åñêèõ ðåàêöèé â ãîä â Åâðîïå 1-3 ñëó÷àÿ íà 10 000 íàñåëåíèÿ, ñìåðòíîñòü äî 2 % ñðåäè âñåõ áîëüíûõ ñ àíàôèëàêñèåé.
 Ðîññèè èç âñåõ àíàôèëàêòè÷åñêèõ ðåàêöèé 4,4% ïðîÿâëÿþòñÿ àíàôèëàêòè÷åñêèì øîêîì.
Äëÿ ïîíèìàíèÿ ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ ÀØ íåîáõîäèìî ïîíÿòü ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè.
Åãî ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî ýòàïîâ:
Ñåíñèáèëèçàöèÿ èëè àëëåðãèçàöèÿ îðãàíèçìà. Ïðîöåññ, ïðè êîòîðîì îðãàíèçì ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ÷óâñòâèòåëåí ê âîñïðèÿòèþ òîãî èëè èíîãî âåùåñòâà (àëëåðãåíà) è ïðè ïîâòîðíîì ïîïàäàíèè òàêîãî âåùåñòâà â îðãàíèçì âîçíèêàåò àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ. Êîãäà âïåðâûå àëëåðãåí ïîïàäàåò â îðãàíèçì èììóííîé ñèñòåìîé îí ðàñïîçíàåòñÿ êàê ÷óæåðîäíîå âåùåñòâî è ê íåìó âûðàáàòûâàþòñÿ ñïåöèôè÷åñêèå áåëêè (èììóíîãëîáóëèíû Å, G). Êîòîðûå âïîñëåäñòâèè ôèêñèðóþòñÿ íà èììóííûõ êëåòêàõ (òó÷íûå êëåòêè). Òàêèì îáðàçîì, ïîñëå âûðàáîòêè òàêèõ áåëêîâ îðãàíèçì ñòàíîâèòñÿ ñåíñèáèëèçèðîâàííûì. Òî åñòü ïðè ïîïàäàíèè àëëåðãåíà â îðãàíèçì ïîâòîðíî, âîçíèêíåò àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ. Ñåíñèáèëèçàöèÿ èëè àëëåðãèçàöèÿ îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ñáîÿ íîðìàëüíîé ðàáîòû èììóííîé ñèñòåìû âûçâàííîãî ðàçëè÷íûìè ôàêòîðàìè. Òàêèìè ôàêòîðàìè ìîãóò áûòü íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü, äëèòåëüíûé êîíòàêò ñ àëëåðãåíîì, ñòðåññîâûå ñèòóàöèè è äð.
Àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ. Êîãäà àëëåðãåí ïîïàäàåò â îðãàíèçì âî âòîðîé ðàç, åãî ñðàçó æå âñòðå÷àþò èììóííûå êëåòêè, íà êîòîðûõ óæå åñòü ðàííåå îáðàçîâàííûå ñïåöèôè÷åñêèå áåëêè (ðåöåïòîðû). Ïîñëå êîíòàêòà àëëåðãåíà ñ òàêèì ðåöåïòîðîì ïðîèñõîäèò âûáðîñ èç èììóííîé êëåòêè îñîáûõ âåùåñòâ çàïóñêàþùèõ àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ. Îäíî èç òàêèõ âåùåñòâ ýòî ãèñòàìèí îñíîâíîå âåùåñòâî àëëåðãèè è âîñïàëåíèÿ, êîòîðîå âûçûâàåò ðàñøèðåíèå ñîñóäîâ, çóä, îòåê âïîñëåäñòâèè íàðóøåíèå äûõàíèÿ, ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Ïðè àíàôèëàêòè÷åñêîì øîêå âûáðîñ òàêèõ âåùåñòâ èìååò ìàññèâíûé õàðàêòåð, ÷òî çíà÷èòåëüíî íàðóøàåò ðàáîòó æèçíåííî âàæíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Òàêîé ïðîöåññ ïðè àíàôèëàêòè÷åñêîì øîêå áåç ñâîåâðåìåííîãî ìåäèöèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà èìååò íåîáðàòèìûé õàðàêòåð è ïðèâîäèò ê ñìåðòè îðãàíèçìà.
Ïðè÷èíû àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà
1. Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà
×àùå âñåãî àíàôèëàêñèÿ âîçíèêàåò íà ââåäåíèå ïåíèöèëëèíà è äðóãèõ áåòà-ëàêòàìíûõ àíòèáèîòèêîâ (àìèíîãëèêîçèäû, ìåòðàíèäàçàîë, òðèìåòîïðèì, âàíêîìèöèí). Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ïåíèöèëëèí ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü êàê çàãðÿçíèòåëü â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ, ìîëîêå, çàìîðîæåííîì ìÿñå. Äàæå íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ïèíèöèëëèíà â ïðîäóêòàõ ìîæåò âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ.
Íà âòîðîì ìåñòå ïî ÷àñòîòå ðàçâèòèÿ àíàôèëàêñèè ñòîèò ïðèåì àñïèðèíà è äðóãèõ íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ (ÍÏÂÑ).
Òàê æå âûñîêàÿ ÷àñòîòà ðàçâèòèÿ àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà îñòàåòñÿ ïðè èñïîëüçîâàíèè ìèîðåëàêñàíòîâ (ïðåïàðàòû ðàññëàáëÿþùèå ìûøöû), îñîáåííî âî âðåìÿ îïåðàöèé è äðóãèõ õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ. Êðîìå òîãî ìèîðåëàêñàíòû îáíàðóæèâàþòñÿ â íåêîòîðûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòàõ, à òàê æå âõîäÿò â ñîñòàâ îïðåäåëåííûõ êîñìåòè÷åñêèõ ñðåäñòâ.
Âîçìîæíî ðàçâèòèå àíàôèëàêñèè ïðè èñïîëüçîâàíèè àíåñòåòèêîâ, ÷òî ÷àùå ïðîèñõîäèò ïðè îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâàõ èëè â ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ êàáèíåòàõ.
2. ßä ïåðåïîí÷àòîêðûëûõ íàñåêîìûõ
Ðàçâèòèå àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà ÷àñòî âîçíèêàåò ïðè óêóñå ï÷¸ë, îñ, îñîáåííî åñëè îäíîâðåìåííî ïðîèñõîäèò ìíîæåñòâî óêóñîâ. Êðîìå òîãî ñóùåñòâóþò ñëó÷àè ðàçâèòèÿ àíàôèëàêñèè ïðè ïðîâåäåíèè òàê íàçûâàåìîé àïèòåðàïèè, ãäå ïðîèçâîäÿò íàìåðåííîå îáêàëûâàíèå æàëàìè ï÷¸ë áîëüíûõ ó÷àñòêîâ òåëà.
3. Ïèùåâûå ïðîäóêòû
Íàèáîëåå ÷àñòî àíàôèëàêòè÷åñêèå ðåàêöèè âûçûâàþò ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: àðàõèñ, îðåõè, ðûáà, ìîëëþñêè. Ó äåòåé ÷àùå êîðîâüå ìîëîêî, ÿéöà, ñîÿ. Èíîãäà äëÿ ðàçâèòèÿ àíàôèëàêòè÷åñêîé ðåàêöèè äîñòàòî÷íî è ìèêðîãðàììîâ àëëåðãåíà.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ äàæå ïèùåâûå äîáàâêè ñïîñîáíû âûçâàòü àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê.
Èíîãäà àíàôèëàêòè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ ìîæåò áûòü âûçâàíà íå ñàìèì ïðîäóêòîì è íå ïèùåâûìè äîáàâêàìè, à ïàðàçèòàìè, íàõîäÿùèìèñÿ â ïðîäóêòå. Íàïðèìåð: ïàðàçèòû ðûáû (Anisakis simplex), ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé òÿæåëîé àíàôèëàêòè÷åñêîé ðåàêöèè.
4. Àýðîàëëåðãåíû
Ðàçâèòèå àíàôèëàêòè÷åñêîé ðåàêöèè ïðè ïîïàäàíèè àëëåðãåíà ÷åðåç äûõàòåëüíûå ïóòè âîçíèêàåò î÷åíü ðåäêî. Îäíàêî â ñåçîí ïûëåíèÿ ó ïàöèåíòîâ ñ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ê ïûëüöå âîçìîæíî ðàçâèòèå àíàôèëàêñèè.
5. Âàêöèíû
Îïèñàíû ñëó÷àè ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèè íà ââåäåíèå âàêöèí îò ãðèïïà, êîðè, êðàñíóõè, ñòîëáíÿêà, ïàðîòèòà, êîêëþøà. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ðàçâèòèå ðåàêöèé ñâÿçàíî ñ êîìïîíåíòàìè âàêöèí, òàêèõ êàê æåëàòèí, íåîìèöèí.
6. Ïåðåëèâàíèå êðîâè
Ïðè÷èíîé àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà ìîæåò ñòàòü ïåðåëèâàíèå êðîâè, îäíàêî òàêèå ðåàêöèè âñòðå÷àþòñÿ âåñüìà ðåäêî, ò ê êðîâü ïðè òðàíñôóçèè òùàòåëüíî ïðîâåðÿåòñÿ.
7. Ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà
Àíàôèëàêñèÿ, âûçâàííàÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêîé, ÿâëÿåòñÿ ðåäêîé ôîðìîé àíàôèëàêòè÷åñêèõ ðåàêöèé è áûâàåò 2-óõ âèäîâ. Ïåðâàÿ, ïðè êîòîðîé àíàôèëàêñèÿ âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è óïîòðåáëåíèÿ ïèùåâûå ïðîäóêòîâ èëè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Âòîðàÿ ôîðìà âîçíèêàåò âî âðåìÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, íåçàâèñèìî îò óïîòðåáëåíèÿ ïèùè.
8.Ñèñòåìíûé ìàñòîöèòîç
Àíàôèëàêñèÿ ìîæåò áûòü ïðîÿâëåíèåì îñîáîãî çàáîëåâàíèÿ ñèñòåìíîãî ìàñòîöèòîçà. Çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì â îðãàíèçìå îáðàçóåòñÿ èçáûòî÷íîå êîëè÷åñòâî ñïåöèôè÷åñêèõ èììóííûõ êëåòîê (òó÷íûå êëåòêè). Òàêèå êëåòêè ñîäåðæàò áîëüøîå êîëè÷åñòâî áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ, ñïîñîáíûõ âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ. Ðÿä ôàêòîðîâ êàê ïðèåì àëêîãîëÿ, ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, óêóñû ï÷¸ë ìîãóò ïðèâåñòè ê âûáðîñó ýòèõ âåùåñòâ èç êëåòîê è âûçâàòü òÿæåëóþ àíàôèëàêòè÷åñêóþ ðåàêöèþ.
Ïåðâûå ñèìïòîìû àíàôèëàêñèè îáû÷íî ïîÿâëÿþòñÿ ÷åðåç 5-30 ìèíóò ïîñëå âíóòðèâåííîãî èëè âíóòðèìûøå÷íîãî ïîñòóïëåíèÿ àëëåðãåíà èëè ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò äî 1 ÷àñà ïðè ïîïàäàíèè àëëåðãåíà ÷åðåç ðîò. Èíîãäà àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê ìîæåò ðàçâèòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñåêóíä èëè âîçíèêíóòü ñïóñòÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ (î÷åíü ðåäêî). Ñëåäóåò çíàòü, ÷òî ÷åì ðàíüøå íà÷àëî àíàôèëàêòè÷åñêîé ðåàêöèè ïîñëå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì, òåì òÿæåëåå áóäåò å¸ òå÷åíèå.
Ïåðâûå ïðèçíàêè àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà, îïèñûâàåìûå ïàöèåíòàìè ýòî: ñòðàõ ñìåðòè, êîæíûé çóä, êîæíûå âûñûïàíèÿ.
Æàð, çóä, âûñûïàíèÿ â âèäå êðàïèâíèöû ÷àñòî âîçíèêàþò íà êîæå âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð, ëàäîíåé, ïîäîøâ. Îäíàêî âûñûïàíèÿ ìîãóò âîçíèêíóòü â ëþáîé îáëàñòè òåëà.
Îòåê â îáëàñòè ëèöà, øåè (ãóáû, âåêè, ãîðòàíü), îòåê ãåíèòàëèé è/èëè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.
Ïðè áûñòðî ðàçâèâàþùåìñÿ àíàôèëàêòè÷åñêîì øîêå êîæíûå ïðîÿâëåíèÿ ìîãóò îòñóòñòâîâàòü èëè âîçíèêíóòü ïîçæå.
90% àíàôèëàêòè÷åñêèõ ðåàêöèé ñîïðîâîæäàþòñÿ êðàïèâíèöåé è îòåêîì.
Çàëîæåííîñòü íîñà, ñëèçèñòûå âûäåëåíèÿ èç íîñà, õðèïû, êàøåëü, ÷óâñòâî îòåêà ãîðëà, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, îñèïëîñòü ãîëîñà.
Äàííûå ñèìïòîìû âñòðå÷àþòñÿ ó 50% ïàöèåíòîâ ñ àíàôèëàêñèåé.
ÀØ ðàçâèâàåòñÿ â íåñêîëüêèõ ôîðìàõ: òèïè÷íàÿ (íàèáîëåå ÷àñòàÿ), Àñôèêòè÷åñêàÿ ôîðìà (ôîðìà ñ ïðåîáëàäàíèåì íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ), Æåëóäî÷íî-êèøå÷íàÿ ôîðìà, Ìîçãîâàÿ ôîðìà, Àíàôèëàêñèÿ, âûçâàííàÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêîé.
ÂÀØÈ ÄÅÉÑÒÂÈß ÄËß ÎÊÀÇÀÍÈß ÏÎÌÎÙÈ:
Ïåðâûì æå äåëîì ïðè ïåðâûõ ïðèçíàêàõ àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà ñëåäóåò âûçâàòü ñêîðóþ ïîìîùü. Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü òîò ôàêò, ÷òî ñóùåñòâóåò äôóõôàçíàÿ àíàôèëàêòè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ. Êîãäà ïîñëå ðàçðåøåíèÿ ïåðâîãî ýïèçîäà àíàôèëàêòè÷åñêîé ðåàêöèè, ÷åðåç 1-72 ÷àñà âîçíèêàåò âòîðîé. Âåðîÿòíîñòü òàêèõ ðåàêöèè ñîñòàâëÿåò 20% îò âñåõ ïàöèåíòîâ ñ àíàôèëàêòè÷åñêèì øîêîì.
Ïîêàçàíèÿ ê ãîñïèòàëèçàöèè: àáñîëþòíûå, ïðè àíàôèëàêòè÷åñêîì øîêå ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè.
 ïåðâóþ î÷åðåäü íåîáõîäèìî óáðàòü èñòî÷íèê àëëåðãåíà. Íàïðèìåð, óäàëèòü æàëî íàñåêîìîãî èëè ïðåêðàòèòü ââåäåíèå ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.
Áîëüíîãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà ñïèíó è ïðèïîäíÿòü íîãè.
Ñëåäóåò ïðîâåðèòü ñîçíàíèå áîëüíîãî, îòâå÷àåò ëè íà âîïðîñû, ðåàãèðóåò ëè íà ìåõàíè÷åñêîå ðàçäðàæåíèå.
Îñâîáîäèòü äûõàòåëüíûå ïóòè. Ïîâåðíóòü ãîëîâó íàáîê è óäàëèòü èç ïîëîñòè ðòà, ñëèçü, èíîðîäíûå òåëà, âûòàùèòü ÿçûê (åñëè ïàöèåíò áåç ñîçíàíèÿ). Äàëåå íåîáõîäèìî óáåäèòüñÿ, ÷òî áîëüíîé äûøèò.
Ïðè îòñóòñòâèè äûõàíèÿ è ïóëüñà, íà÷àòü ñåðäå÷íî-ëåãî÷íóþ ðåàíèìàöèþ. Îäíàêî â ñëó÷àå ñèëüíîãî îòåêà è ñïàçìà äûõàòåëüíûõ ïóòåé ëåãî÷íàÿ âåíòèëÿöèÿ äî ââåäåíèÿ àäðåíàëèíà ìîæåò îêàçàòüñÿ íå ýôôåêòèâíîé. Ïîýòîìó â òàêèõ ñëó÷àÿõ ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà.  ñëó÷àå íàëè÷èÿ ïóëüñà íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà íå ïðîâîäèòñÿ!
2 âäîõà 30 íàäàâëèâàíèé íà ãðóäíóþ êëåòêó, òàêîâî ÷åðåäîâàíèå, äëÿ òåõ, êòî íå ÷èòàë ìîé ïîñò ïðî ÑËÐ.
 ýêñòðåííûõ ñèòóàöèÿõ äëÿ îòêðûòèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ïðîâîäÿò ïðîêîë èëè ðàçðåç ïåðñòíåùèòîâèäíîé ñâÿçêè.
Êðîìå òîãî ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò èçìåðèòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå è ïóëüñ, ýòî äàñò èíôîðìàöèþ î òÿæåñòè òå÷åíèÿ àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ äàâëåíèå ïàäàåò äî 0-10 ìì.ðò.ñò, ïóëüñ ÷àñòûé, åëå ïðîùóïûâàåòñÿ, îäíàêî ïðè ñâîåâðåìåííîì ïðèìåíåíèè ìåäèêàìåíòîâ âñ¸ îáðàòèìî.
Òðè îñíîâíûõ ìåäèêàìåíòà, êîòîðûå ïîìîãóò âàì â ýòîì ñëó÷àå! Äåëàòü óêîëû ìû óæå íàó÷èëèñü, åñëè ïîä ðóêîé íàéäåòñÿ ìåäèêàìåíò (íàïðèìåð, àïòåêà â øàãîâîé äîñòóïíîñòè), òî íåçàìåäëèòåëüíî ïðîèçâîäèì èíúåêöèþ.
Àäðåíàëèí
Ãîðìîíû
Àíòèãèñòàìèííûå ñðåäñòâà
Ïðè ïåðâûõ æå ñèìïòîìàõ àíàôèëàêñèè íåîáõîäèìî ââåñòè âíóòðèìûøå÷íî 0,3 ìë 0,1% ýïèíåôðèíà (àäðåíàëèíà), 60 ìã ïðåäíèçîëîíà èëè 8 ìã äåêñàìåòàçîíà, àíòèãèñòàìèííûå ñðåäñòâà (ñóïðàñòèí è äð.).
 ñëó÷àå, êîãäà äûõàíèå íåâîçìîæíî ïî ïðè÷èíå îòåêà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, à ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ íå ïîìîãëà èëè å¸ ïðîñòî íåò, ñëåäóåò âûïîëíèòü ýêñòðåííóþ ïóíêöèþ (ïðîêîë) êðèêîòèðåîèäíîé (ïåðñòíåùèòîâèäíîé) ñâÿçêè. Äàííàÿ ìàíèïóëÿöèÿ ïîìîæåò âûèãðàòü âðåìÿ äî ïðèåçäà ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè è ñïàñòè æèçíü. Ïóíêöèÿ ÿâëÿåòñÿ âðåìåííîé ìåðîé, êîòîðàÿ ñïîñîáíà îáåñïå÷èòü àäåêâàòíîå ïîñòóïëåíèå âîçäóõà â ëåãêèå òîëüêî â òå÷åíèå 30-40 ìèíóò.
Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ:
Îïðåäåëåíèå ïåðñòíåùèòîâèäíîé ñâÿçêè èëè ìåìáðàíû. Äëÿ ýòîãî, äâèãàÿñü ïàëüöåì ïî ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè, îïðåäåëÿåòñÿ ùèòîâèäíûé õðÿù (ó ìóæ÷èí àäàìîâî ÿáëîêî), ñðàçó ïîä íèì ðàñïîëàãàåòñÿ èñêîìàÿ ñâÿçêà. Íèæå ñâÿçêè îïðåäåëÿåòñÿ åùå îäèí õðÿù (ïåðñòíåâèäíûé), îí ðàñïîëîæåí â âèäå ïëîòíîãî êîëüöà. Òàêèì îáðàçîì, ìåæäó äâóìÿ õðÿùàìè, ùèòîâèäíûì è ïåðñòíåâèäíûì, íàõîäèòñÿ òî ïðîñòðàíñòâî, ÷åðåç êîòîðîå âîçìîæíî îáåñïå÷èòü ýêñòðåííûé äîñòóï âîçäóõà ê ëåãêèì. Ó æåíùèí äàííîå ïðîñòðàíñòâî óäîáíåé îïðåäåëèòü, ïðîäâèãàÿñü ñíèçó ââåðõ, âíà÷àëå îòûñêàâ ïåðñòíåâèäíûé õðÿù.
Ïóíêöèþ èëè ïðîêîë ïðîâîäÿò òåì, ÷òî åñòü ïîä ðóêîé â èäåàëå ýòî øèðîêàÿ ïóíêöèîííàÿ èãëà ñ òðîàêàðîì, îäíàêî â ýêñòðåííîé ñèòóàöèè ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ïðîêîëîì 5-6 èãëàìè ñ áîëüøèì ïðîñâåòîì èëè æå äåëàþò ïîïåðå÷íûé ðàçðåç ñâÿçêè. Ïðîêîë, ðàçðåç âûïîëíÿåòñÿ ñâåðõó âíèç ïîä óãëîì 45 ãðàäóñîâ. Èãëà ââîäèòñÿ òî òîãî ìîìåíòà êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü âòÿíóòü â øïðèö âîçäóõ èëè îùóùåíèå ïðîâàëà â ïóñòîå ïðîñòðàíñòâî ïðè ïðîäâèæåíèè èãëû. Âñå ìàíèïóëÿöèè ñëåäóåò äåëàòü ñòåðèëüíûìè èíñòðóìåíòàìè, ïðè îòñóòñòâèè òàêîâûõ ñòåðèëèçîâàòü íà îãíå. Ïîâåðõíîñòü ïðîêîëà ñëåäóåò ïðåäâàðèòåëüíî îáðàáîòàòü àíòèñåïòèêîì, ñïèðòîì.
 èíòåðíåòå åñòü âèäåî, îáó÷àþùåå ïðàâèëüíîé òåõíèêå ïðîêîëà.
Ñïàñèáî çà âíèìàíèå, âàø Èçóìðóä:3
Источник
Консультация аллерголога-иммунолога – 1600 руб.
ПЕРВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА 950 РУБЛЕЙСкидка 41%
- Причины
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
- Профилактика
Анафилактический шок (анафилаксия) – сильнейшее проявление аллергии. Это состояние очень опасно и без незамедлительно реагирования способно привести к летальному исходу.
Причины
Анафилактический шок может развиться после введения лекарств, укуса насекомых, употребления некоторых видов продуктов, от шерсти животных, пыльцы растений, пыли и пр. Следует отметить, что зависимости между дозой полученного аллергена и развитием анафилактического шока нет.
Наиболее высока вероятность анафилаксии при внутривенном способе введения медицинских препаратов и сывороток, в которых могут содержаться аллергены.
Симптомы анафилактического шока
После попадания аллергена в организм реакция проявляется практически мгновенно. Наблюдаются:
- температура;
- сильное потоотделение;
- боль в голове;
- боль в области сердца;
- падение давления;
- обморок.
Существует несколько вариантов анафилаксии с поражением разных частей организма:
- Кожи. Появляется зуд, покраснения, сыпь, отёк Квинке.
- Нервной системы. Начинает сильно болеть голова, появляются судороги, возможно непроизвольное мочеиспускание, обморок.
- Органов дыхания. У больного отекает слизистая горла, происходит спазм мускулатуры дыхательных путей, возникает удушье.
- Сердца. Выражается воспалением миокарда (мышечной оболочки сердца) и инфарктом.
Диагностика
Так как развитие анафилактического шока происходит в считанные минуты, то диагностирование основывается на клинической картине.
Лечение
Помощь при анафилактическом шоке должна быть оказана немедленно. Выше укуса или введения препарата врачи делают жгут, чтобы прекратить поступление аллергена. Затем ставят укол адреналина и противоаллергического средства.
Человека кладут на спину и наклоняют голову вбок, чтобы он не задохнулся. Обеспечивают приток кислорода. При необходимости применяют кислородную подушку.
Последующее лечение направлено на приведение в нормальное состояние сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, а также на предотвращение возможных осложнений.
Профилактика
Если человеку известно о сильной аллергической реакции, необходимо полностью исключить взаимодействие аллергена с организмом. Однако зачастую пациент не знает о своей аллергии на лекарства. Поэтому при введении препарата врачу и пациенту нужно быть готовыми к возможным осложнениям.
Если человек раньше переносил анафилаксию, он обязательно должен иметь при себе информацию, где будет указан аллерген, а также всегда сообщать об этом лечащему врачу. Все новые препараты должны вводиться такому пациенту только в присутствии врача. Перед введением средств, способных спровоцировать развитие аллергической реакции, больному вводят антигистаминный препарат и назначают кожные пробы.
Специалисты в «СМ-Клиника» внимательно относятся к каждому пациенту, собирая анамнез перед проведением той или иной процедуры. Верная постановка диагноза и быстрое лечение позволяет избежать негативных последствий и осложнений. Кроме того, врачи «СМ-Клиника» проводят кожно-провокационные пробы, которые помогут определить, какие именно препараты вызывают аллергическую реакцию и избежать осложнений. Записывайтесь на прием по телефону клиники или в регистратуре.
Приём аллерголога-иммунолога в наших клиниках
Источник