Анализ крови на гемокультуру это
Интерпретация результатов/Информация для специалистов
При посеве крови на гемокультуру бактериологическая лаборатория
обычно ежедневно выдает промежуточные заключения о наличии или
отсутствии роста бактерий на питательных средах. Окончательный
ответ включает идентификацию вида бактерий, выделенных из культуры,
вместе со сведениями о чувствительности или устойчивости этого вида
к антибиотикам.
Результаты посева крови распределяются на следующие 3
группы:
- нет роста бактерий;
- рост монокультуры (единственного вида бактерий) или чистой
культуры; - смешанный рост (выделено более одного вида бактерий).
Отсутствие роста бактерий может быть достоверным результатом,
если кровь пациента действительно стерильна. Окончательный
отрицательный результат лаборатория выдает, если через 10 дней
после посева крови роста бактерий на культуральных средах не
обнаружено. Однако следует учесть возможность того, что такой
результат является ложноотрицательным, т.е. у пациента есть
бактериемия, но ее не удалось выявить. Причинами
ложноотрицательного результата могут быть следующие
обстоятельства:
- во флакон с культуральной средой было добавлено недостаточно
крови; - до взятия крови больному было начато лечение антибиотиками
(антибиотики, содержащиеся в крови взятой пробы, угнетают рост
бактерий); - инкубационный период недостаточен для получения роста редких
медленно растущих видов бактерий.
При получении монокультуры или смешанного роста оценка
результатов зависит от вида выделенных микроорганизмов и
массивности роста.
Выделение патогенных видов бактерий с несомненностью
свидетельствует об их этиологической роли в заболевании. В том
случае, когда из крови выделены условно-патогенные микроорганизмы,
иногда трудно решить является ли полученный вид бактерий
результатом бактериального загрязнения (ложноположительный
результат) или отражает наличие сепсиса (положительный результат).
Выделение одного вида микроорганизмов в чистой культуре из крови
более вероятно отражает наличие бактериемии, чем бактериальное
загрязнение пробы, если:
- тот же вид бактерий был выделен у больного и из какого-либо
другого очага инфекции; - тот же вид бактерий был выделен при повторном взятии пробы
крови;
Смешанный рост указывает на то, что из культуры крови было
выделено более одного вида бактерий. При сепсисе такой результат
встречается редко, поэтому в большинстве случаев свидетельствует о
загрязнении культуральной среды, особенно если выделенные бактерии
являются частью нормальной микрофлоры кожи.
Вместе с тем, при оценке результатов бактериологических
исследований необходимо понимать, что рост микрофлоры в крови —
важный диагностический признак сепсиса, но только при наличии
соответствующей клинической картины заболевания.
При получении чистой культуры спектр антибактериальных
препаратов, к которым определяется чувствительность, зависит от
выделенного вида микроорганизмов.
В случае выделения штаммов метициллин-резистентного стафилококка
дополнительно проводится определение чувствительности к
антибактериальным препаратам (смотри раздел «Посев на
метициллин-резистентный стафилококк и определение чувствительности
к антибиотикам»).
Некоторые штаммы грамотрицательных бактерий семейства
Enterobacteriacеae, высеваемых из крови, могут продуцировать
бета-лактамазы расширенного спектра, т.е. относится к ESBL-штаммам,
в таких случаях пациенту показано дополнительное исследование
«Определение чувствительности ESBL-штаммов микроорганизмов».
Правила взятия:
Необходимо придерживаться асептической техники, чтобы исключить
бактериальное загрязнение культуры. При правильном взятии проб в
культуре крови присутствует только тот микроорганизм, который
находится в крови пациента.
1. Кровь следует брать из периферической вены. Никогда не
используйте для этого постоянный катетер, который может быть
загрязнен бактериями.
2. Процедуру нужно проводить в стерильных перчатках. Место
венепункции необходимо обработать 2 % раствором йода или другим
антисептиком. Через 1-2 мин йод следует удалить 70 % этиловым
спиртом и убедится, что кожа сухая. Крышка флаконов с культуральной
средой, куда вносят образец крови, тоже должна быть
продезинфицирована 70 % этиловым спиртом.
3. Кровь берут стерильным шприцем и иглой, стараясь не
прикасаться руками к месту венепункции.
4. Перед введением крови из шприца во флакон с культуральной
средой через закрывающую его резиновую пробку, иглу следует
обязательно сменить. Это предупреждает попадание в культуру
бактерий, которые могли попасть на иглу с кожи пациента. Никогда не
снимайте пробку с флакона с культуральной средой. Это может
привести к ее загрязнению бактериями из окружающей среды.
5. Флаконы с культурой крови должны быть снабжены этикеткой с
данными о пациенте и вместе с бланком-заявкой немедленно отправлены
в лабораторию. Если кровь берут, когда лаборатория закончила
работу, флаконы следует поместить в термостат при температуре 37°
С, чтобы мог начаться рост бактерий. В бланке-заявке на
бактериологическое исследование крови важно привести клинические
данные о пациенте (диагноз) и сведения о терапии антибиотиками,
если она проводилась до взятия крови.
Помимо техники для успешного обнаружения специфического
возбудителя сепсиса важно соблюдать определенные правила взятия
проб крови для получения гемокультуры:
- многократный в течение суток бактериологический посев крови
(обычно не менее 3-5 раз в сутки, кровь берут на фоне повышения
температуры тела у пациента за 2-3 ч до ее максимального подъема в
2 флакона — для аэробов и анаэробов); при однократном посеве крови
на гемокультуру максимально удается получить 80 % положительных
результатов, при двухкратном — 90 % и трехкратном — 99 %; - большинство методов, используемых в бактериологических
лабораториях, дают положительный результат исследования
гемокультуры при количестве бактерий от 10 до 15 в 1 мл крови;
увеличение количества крови, взятой для исследования на
гемокультуру с 2 мл до 20 мл, повышает вероятность получения
положительного результата с 30 до 50 %, за исключением
новорожденных; - у детей с сепсисом количество бактерий в 1 мл крови выше, чем у
взрослых, поэтому объем взятия крови рассчитывают следующим
образом: у детей до 10 лет — 1 мл крови на каждый год жизни, старше
10 лет — 20 мл; - оптимальное соотношение между количеством взятой крови для
исследования и культуральной средой должно составлять 1:10; - не следует откладывать начало лечения антибиотиками для того,
чтобы получить несколько проб крови в течение большого промежутка
времени (с целью повысить вероятность положительного результата
исследования гемокультуры).
* На сайте указан максимально возможный срок выполнения исследования. Он отражает время выполнения исследования в лаборатории и не включает время на доставку биоматериала до лаборатории.
Приведенная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. Для получения актуальной информации обратитесь в медицинский центр Исполнителя или call-центр.
Источник
5.Для посева крови необходимо приготовить:
Оснащение: шприц, стерильный лоток, ватные шарики, 70% спирт, клеенчатая подушечка, жгут, стерильные перчатки, желчный бульон
1.обработайте руки
2.надеваем стерильные перчатки
3.под локоть пациента подкладываем клеенчатую подушечку
4.на среднюю треть плеча накладываем и завязываем жгут на рубашку или салфетку
5.просим пациента нескольок раз сжать кулак, одновременно обрабатываем область локтевого сгиба последовательно 2 ватными шариками, смоченными спиртом
6.проверяем проходимость иглы и отсутствие воздуха в игле
7.берем шприц в правую руку: указательным пальцем фиксируем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр
8.левой рукой натягивает кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая ее к переферии, чтобы фиксировать вены (кулак пациента сжат)
9.не меняя положения шприца в руке, держа игру срезом вверх, почти параллельно коже, прокалываем кожу и пунктируем вену, пока не ощутим попадание в пустулу
10.убеждваемся, что игла в вене, тянем поршень на себя — в шприце появится кровь, набираем необходимый объем крови (5-10 мл)
11.развязываем жгут
12.прижимаем к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлекаем иглу.
Часть D Составить плане беседы в школе по профилактике ЧМТ.
Задания: Билет № 22
Задача:
К больному С., 42 лет, был вызван фельдшер скорой помощи с жалобами на слабость, головную боль, повышение температуры до 39С, озноб. Болен 5-й день, все дни отмечал слабость, периодические подъемы температуры до 40С. Повышению температуры предшествовал сильный озноб. Падение температуры происходит резко и сопровождается сильной потливостью. Лихорадочные приступы повторяются через 1 день.
При осмотре: состояние средней тяжести, бледен, склеры субиктеричены, сыпи нет. В легких дыхание везикулярное. Пульс 94 уд/мин, тону сердца приглушены, АД 115/75 мм рт.ст. Язык обложен, влажный. Живот мягкий, слегка болезненный в правом и левом подреберьях. Печень увеличена на 2 см., пальпируется селезенка. Менингиальных симптомов нет. Физиологические отправления в норме.
Эпидемиологический анамнез: последние 2 года жил с семьей в Пакистане, возвратился 18 дней тому назад.
1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.Составьте план обследования больного.
3.Перечислите возможные осложнения и назовите методы их профилактики.
4.Определите дальнейшую тактику фельдшера.
5.Продемонстрируйте технику приготовления мазка и толстой капли крови.
Эталон ответа:
1.Предполагаемый диагноз.-.малярия трехдневная. Поставлен на основании клинических данных: интоксикация, перемежающая лихорадка, протекающая с ознобом, жаром, потливостью, периодичность лихорадочных приступов — через 1 сутки, и два дня апирексии, гепатоспленомегалия. На основании эпидемиологического анамнеза — пребывание в районе, эндемичном малярии.
2.Общий анализ крови — эритроцитопения. ретикулоцитоз, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Общий анализ мочи — низкая плотность мочи, выраженная протеинурия. Биохимическое исследование крови — повышение содержания мочевины и креатинина, повышение свободной фракции билирубина, вследствие внутрисосудистого гемолиза, паразитологическое исследование — нахождение в мазке крови и толстой капле крови плазмодия — vivax.
3.Осложнения — малярийная кома — проявляется сильной головной болью, многократной рвотой, беспокойством больного, сменяющимся психической и физической вялостью, потерей сознания, затем возбуждением, появлением патологических рефлексов. В период глубокой комы — полная арефлексия, утрата сознания.комы — полная арефлексия, утрата сознания.
Гемоглобинурийная лихорадка обычно развивается при топической малярии на фоне лечения хинином и связана с острым внутрисосудистым гемолизом. Развивается внезапно потрясывающий озноб, быстрый подъем температуры, боль в пояснично-крестцовой области, рвота, желтуха. Диурез уменьшается. Моча приобретает темно-коричневый или черный цвет. Острая почечная недостаточность — развивается в результате нарушения микроциркуляции в почках.
Техника приготовления мазка и толстой капли крови — согласно алгоритму действия.
Часть D Составить план беседы о профилактике туберкулеза для персонала школы.
Задания: Билет № 24
Вы работаете фельдшером скорой помощи. Прохожий останавливает вашу машину, едущую с вызова. На обочине дороги лежит мужчина средних лет.без сознания.
Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На лице множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. АД 80/60 мм рт.ст. пульс 64 уд/мин, дыхание поверхностное, учащенное. ЧДД 26 в минуту.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику
Эталон ответа:
1.Открытая черепно-мозговая травма (ушиб головное мозга).
Основание: данные объективного осмотра: нарушение сознания, ранение головы, нарушение сердечной и дыхательной деятельности (гипония и одышка).
2.Алгоритм оказания неотложной помощи:
-ввести гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в для стимуляции сердечной и дыхательной деятельности и снижения внутричерепного давления; при отсутствии гормонов ввести аналептики (кордиамин и кофеин);
-наложение асептической повязки на область ран с предварительной обработкой 3% раствором перекиси водорода
-убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости очистить ротовую полость от слизи и зубных протезов и установить воздуховодную трубку
транспортировать на носилках в нейрохирургический стационар.
Часть С Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Часть D Составить план беседы в школе о вреде фастуфуда.
Задания. Билет № 25
Задача:
Вы работаете фельдшером здравпункта без врача. К Вам обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, боль и подвижность нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный прием пищи. Возникновение болей связывает с травмой, которую получил на рабочем месте — оступился и ударился о край своего станка.
Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица вследствие вынужденного положения нижней челюсти — рот полуоткрыт, слюнотечение и кровотечение изо рта зубные ряды не смыкаются, при пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева, определяется подвижность отломков нижней челюсти.
Часть С Продемонстрируйте технику измерения АД.
Часть D Составить план беседы о профилактике полиомиелита для персонала детского сада.
1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.
3.Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.
4.Составьте план диагностических исследований в стационаре.
5.Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталон ответа:
1.У больного перелом нижней челюсти. Заключение основано на данных анамнеза — наличие травмы, выраженный болевой симптом и данных объективного исследования — вынужденное положение нижней челюсти, подвижность отломков челюсти и боль при пальпации, нарушение прикуса, кровотечение и слюнотечение изо рта.
2.Дополнительные симптомы, которые можно выявить при пальпации — подвижность зубов в области перелома. Для подтверждения диагноза необходимо рентгенологическое обследование, которое поможет определить точную локализация перелома и его характеристику. По состоянию больной не нуждается в госпитализации, для оказания специализированной помощи он должен быть направлен в стоматологическую поликлинику.
3.Доврачебная помощь:
а)с целью профилактики асфиксии необходимо провести осмотра полости рта на наличие инородных тел (сгустка крови, коронки зубов и др.)
б)с целью обезболивания ввести парентерально препараты спазмолитического и анальгетического действия
в)провести вправление челюсти
г)закрепить отломки челюсти в положении прикуса при помощи круговой повязки
д)направить в стоматологическую поликлинику для оказания специализированной врачебной помощи.
4.Диагностическая и лечебна программа в стоматологической поликлинике:
-рентгеноскопия головы в 2 х проекциях, проведение местной анестезии (05; 1.2% раствор новокаина, 2% раствор лидокаин и др.)
-изготовление и фиксация индивидуальных шин по Тигерштедту с зацепными петлями * рекомендации больному по уходу за полостью рта и питанию
-назначение сроков контрольного посещения.
5.Техника измерения АД — согласно алгоритму.
Часть D Составить план беседы о профилактике полиомиелита для персонала детского сада
БИЛЕТ 26
Задача: Вы пришли на вечеринку к друзьям. Было весело, играла классная музыка, девочки, и мальчики шумно развлекались, каждый по – своему. Спиртные напитки были на любой вкус, с закуской правда была «напряженка». Вам, почему-то было не весело. Выпивать Вы не любитель, да и не все развлечения были Вам по душе. Вы пошли искать друга Петю, чтобы сказать ему, что идете домой. Нашли вы его в ванной, его непрерывно рвало. Он сказал, что ему очень плохо и попросил не бросать его одного в этой компании. С трудом Вы добрались до Вашего дома. Утром Петя рассказал, что выпил не очень много, но это было в первый раз, в другой раз он надеется, что легче перенесет употребление спиртных напитков.
Источник
Цель: диагностическая.
Показания: Длительные лихорадочные состояния неясной этиологии. С диагнозом брюшной тиф, паратифы А и В, менингококковая инфекция и др.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1. Шприц с иглой — 10 -20 мл
2.Спирт 70%, стерильные ватные шарики, стерильные салфетки, стерильный пинцет
3. Спиртовка, спички
4. Жгут
5. Валик (подушечка) под локоть пациента
6. Стерильный лоток
7. Лоток для использованного материала
8. Флакон с питательной средой (желчный бульон, сахарный бульон, среда Раппопорта), полученный заранее в бактериологической лаборатории
9. Стерильные перчатки, маска, экран
10. Емкость с дез.раствором
11. Направление в бактериологическую лабораторию
Подготовка пациента:
1.Установить доброжелательное отношение с пациентом.
2. Проинформировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения, получить информированное согласие.
3. Помочь пациенту занять нужное положение (сидя или лежа).
4. Положить валик (подушечку) под локоть пациента.
Техника выполнения:
1. Выписать направление, на флаконе с питательной средой указать Ф.И.О., дату рождения пациента, дату и время сбора материала, отделение, № палаты.
2. Повести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.
3. Подготовить стерильный лоток со стерильной салфеткой, стерильной иглой для венепункции и шприцом. Осмотреть и пропальпировать вену.
4. Наложить жгут на середину плеча пациента, попросить его «поработать кулаком».
5. Обработать двукратно кожу локтевого сгиба 70% спиртом.
6. В правую руку взять иглу со шприцом попросить пациента зажать кулак.
7. Большим пальцем левой руки зафиксировать вену, правой рукой выполнить венепункцию. Забрать кровь в количестве 5-10-15 мл.
8. Попросить пациента разжать кулак, снять жгут и приложив к месту венепункции стерильный марлевый шарик, смоченный спиртом, извлечь иглу со шприцом.
9. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе или наложить давящую повязку.
10. Положить шприц с иглой в стерильный лоток сверху на салфетку.
11. Зажечь спиртовку.
12. Взять флакон с питательной средой, снять пробку и положить ее сверху на салфетку. Горлышко флакона обжечь над горящей спиртовкой.
13. Снять иглу со шприца и медленно по стенке спустить кровь во флакон со средой. Соотношение крови и питательной среды должно быть 1:10 (5 мл крови и 50 мл среды).
14. Обжечь горлышко флакона со средой, обжечь пробку над спиртовкой.
15. Закрыть флакон пробкой и бумажным колпачком.
16. Прикрепить к флакону направление.
18. Обработать шприц и использованный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.
19. Провести гигиеническую обработку рук.
20. Немедленно доставить в бактериологическую лабораторию в термоконтейнере.
Возможные осложнения: нет.
Примечание:
— забор крови необходимо осуществлять в первые дни от начала заболевания до начала антибактериальной терапии, на фоне лихорадки;
— если посев производится в вечернее или ночное время, когда лаборатория не работает, флакон ставится в термостат (Т-37°С), имеющийся в отделении или приемном покое;
— посев производится в условиях стерильности. Медицинский работник надевает стерильные халат, шапочку, маску непосредственно перед посевом.
Рис. 13. Забор и посев крови для бактериологического исследования.
Источник