Анализ когда горит в твоей крови
О любовной лирике Некрасова долгое время не писали, находя её не специфичной для этого поэта. Когда же о ней находили возможным говорить, то представляли её либо созданной в пушкинских традициях, либо весьма однообразной, воспроизводящей сходные мотивы. Между тем любовная лирика Некрасова является столь же новаторской, как и всё его творчество, и при этом разнохарактерной в различные периоды творчества.
Стихи 30-х годов созданы в выспренно-романтическом духе и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она должна встретиться с другой душой, ей родственной. Лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно…», посвященная женщине, с которой поэт был близок до встречи с А. Я. Панаевой, написана уже в реалистической манере и представляет собою портрет той, с которой лирический герой делит «настоящее горе». Но при этом стихотворение исполнено неподдельного восхищения героиней, оно всё пронизано светом, противопоставлением «темному морю» жизни, признательностью за поддержку, исходящую от подруги, любованием её жизнерадостной весёлостью, молодостью, умом, добротой и нежностью. И сам поэт платит ей своей ласковостью, называя её голову «головкой», а глаза — «глазками».
Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занял панаевский цикл, связанный с именем умной, талантливой и красивой А. Я. Панаевой, ставшей в 1848 году женой поэта. Рядом с лирическим героем оказывается теперь образ своеобразной героини, отличающейся сильным характером, огненной горячностью, волей и независимостью. Стихи показывают, что взаимоотношения любящих сразу меняются, становятся напряженными и нелегкими. Впервые возникает тот «поединок роковой», который предварит в чем-то родственный денисьевский цикл Ф. И. Тютчева и окажет на него своё художественное воздействие. И у одного, и у другого поэта отраженный в их циклах любовный союз был недозволенным в глазах общественного мнения, преследуемым «толпой», что отзовётся в особом мотиве этих стихов и определит их драматическую напряженность. Перипетии запечатленных в стихах Некрасова чувств прихотливы, сложны, непредсказуемы, сами переживания мятежны и мучительны, они подстать характерам любящих. Бросается в глаза, что герой и героиня некрасовской лирики — новые люди, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.
Стихотворение «Когда огонь в твоей крови…» (1848) интересно как своеобразный договор о тех новых отношениях, которые, по Некрасову, должны быть установлены между любящими, которые вступают в союз. Прежде всего, это любовь-страсть, горящая огнём и потому заслуживающая определения «действительной любви». Вместе с тем это союз единомышленников, обладающих передовыми убеждениями, в том числе и убеждением в равенстве мужчины и женщины. Без этих начал единение немыслимо. Третья строфа, говорящая об этом, пронизана решимостью и — в последних стихах — иронией. Разумеется, это не призыв к подруге стать покорной, а категорическое отрицание рабского состояния женщины. «Если страсть… слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение рабыни (Некрасов усиливает это слово эпитетом «вечной»). Такой исход абсолютно неприемлем. Союз должен быть свободным, «по сердцу». Понятие «свобода» резко противостоит здесь рабству. «Насильственное бремя» прежних «постыдных» уз должно быть отринуто и забыто. Об этом говорится во второй строфе.
Но если эти условия приняты, женщина обретает равные права с мужчиной, глубоко осознанные ею, высокое человеческое достоинство, а значит — и подлинную свободу, и настоящую веру. И тогда никакая клевета, никакая молва толпы не могут быть страшными. Они становятся бессильными перед твердыней, созданной обоими. Эпитет «разумные» (права) в первом шестистишии содержит в себе зерно и прообраз той этики «разумного эгоизма», которую вскоре сформулирует Н. Г. Чернышевский.
В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» (1850) лирический герой с его напряженным чувством ощущает себя на своеобразном рубеже: с одной стороны, он сохраняет властную страсть к своей возлюбленной и хочет сберечь своё чувство нетленным, а оттого намерен освободить его от всего наносного, лишнего, в том числе и иронии своей подруги, в которой так явственно проявляется самобытный характер этой женщины, но которая задевает ранимое сердце героя.
Лирический герой признается, что ещё ревнивые тревоги кипят в нём «мятежно». Он хочет с надеждой глядеть в будущее. Но, с другой стороны, знаменательно, что на третий год супружества уже ощутим «остаток чувства» и на горизонте уже брезжит «развязка неизбежная». Поэт ощущает пограничность возникшей ситуации, кризис отношений. Он обостренно чувствует, что тревожная развязка недалека и осознает в её и своём сердце «тайный холод и тоску», которые не скрыть внешним «кипением» и видимой полнотой жажды. Увы! Она «последняя». Вот отчего так настойчиво звучит анафорическое «пока …пока», а в последнем пятистишии возникает яркое сравнение остывающей страсти с осенней бурливой рекой, которая катит ещё бушующие, но уже холодные волны.
Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851) красноречиво говорит о неповторимом новаторстве Некрасова в сфере любовной лирики. Верный правде жизни, поэт обнажает «прозу в любви», о которой сказано в заключительном четверостишии. Эта проза передаётся откровенным упоминанием ссор, размолвок, вспышек, резкостей, взаимных мучений. Но поразительно, что поэт намерен и эти горькие минуты обратить в свою противоположность, взять, как некую дань, и с прозы «долю счастья». Некрасов побуждает и нас видеть неприметный просвет во мгле и полосе мрака. Ведь за ссорой и «полно», и «нежно» наступает «возвращенье любви и участья». Стихотворение подтверждает, что союз любящих в лирическом романе Некрасова оказался истинно свободным, освобожденным от покорной рабской зависимости. Поэт зовёт подругу к полному и откровенному проявлению своих чувств, выражению своих мыслей и мнений: «Говори же, когда ты сердита, // Всё, что душу волнует и мучит!» В произведении этом раскрыта подлинная «диалектика чувств»: их столкновение, развитие, переход одного переживания в другое, ему противоставленное.
В «панаевский цикл» вошла и маленькая лирическая трилогия о письмах, составившая его внутренний подраздел. Наиболее примечательно по построению первое из этих стихотворений — «О письма женщины, нам милой!» (1852). Оно имеет двухчастную структуру и состоит из двух неравных строф. Первая часть (шестнадцатистрочная строфа) носит обобщающий характер и говорит о таком восприятии женских писем, которое может быть знакомо или интересно многим. Оттого поэт использует местоимения множественного числа «нам», «вы» и соответствующие им формы глаголов «послушайте», «скажите», «отдайте», «не читайте». Впрочем, и единственное число употребляется так, что оно касается разных лиц («начнешь»). Строфа эта является горьким выводом из накопленного опыта, она несколько наставительна и дидактична. Тем не менее, она ярко эмоциональна: она начата с междометия «о» и восклицания, которое поддержано восклицанием срединного, восьмого стиха, а закончено выразительным многоточием, заключающим смысловую недосказанность. Строфа эта и внутренне драматична: в ней сталкиваются такие контрастные понятия, как «восторг» и «зло», «страсть — благоразумье», «усмешка» и «злоба». Но все эти антонимичные слова и стоящие за ними переживания объединены одним доминирующим чувством грусти: эпитету «унылой» (в начале строфы) вторит словосочетание «мучительной тоской» (в её конце).
Вторая часть (десятистишие) носит иной, нежели первая, конкретный характер: она заключает в себе частный случай и касается интимных подробностей из жизни лирического героя и в известной мере — самого автора. Поэтому на смену местоимениям множественного числа приходят «ты» и «моём», «я» и «мне». Есть и другое отличие этой второй строфы от первой. Если стихотворение начато было восторгом и о восторгах, то заканчивается оно скорбными мотивами «могилы юности» и «поблекших цветов». Во второй строфе также заметны контрасты (от писем «проку мало», а они «мне милы»), противоречивость переживаний подчеркивается противительным «но» (гляжу на письма «строго», но бросить «не могу»; в них правды «мало», но они всё-таки «милы»). Но в целом стихи второй строфы объединены скорбным настроением. Это своеобразная эпитафия, прощающаяся не только с юностью, но и с поздней любовью; это предощущение угасания страсти и затухания прежнего чувства. На этот раз размолвка любящих проявляется в том, что вдруг осознаётся неискренность писем и их детский «лепет». И всё-таки поэт говорит о письмах любви, которая так тесно связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому мысль о времени («мне время доказало») становится в этом стихотворении одной из определяющих.
Своеобразным продолжением этих строф станут незаконченные стихотворения «Письма» и «Горящие письма». В них уже вихрем ворвутся темы рока и безумия.
Лирическая миниатюра «Прости» (1856) обращена к А. Я. Панаевой и вызвана намерением найти примирение с нею после размолвки, когда поэт окажется рядом с нею за границей. Самые разные чувства одушевляют это стихотворение. Здесь и просьба о прощении за прежние обиды (восклицанием «Прости!» начато послание), и заклинание о забвении (троекратно повторяется слово «не помни», которое в двух стихах становится анафорой), и исповедь (отсюда такая обнаженная правда отношений, переданная в перечислении однородных членов: не помни «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слёз», «ревности угроз»), и возвышение переживаемой любви (сравнение её с ласковым светилом), и призыв к памяти о самом прекрасном, и благословение. И всё это умещено в лаконичные восемь строк четырехстопного ямба! Две строфы, казалось бы, симметричны: обе они говорят о прошедших днях, содержат по четыре стиха, заканчиваются восклицаниями. Но они и принципиально различны по содержанию и эстетической окрашенности: в первой строфе говорится о «паденье» и о низменном; во втором четверостишии — о восходе, бодром свершении пути и возвышенном.
Любовный роман с Панаевой будет завершен в 1863 году, когда произойдёт окончательный разрыв с нею. Но эхо «панаевского цикла» будет не раз ещё отдаваться в лирике Некрасова, в частности в драматических «Трех элегиях» (1874). Скорбные стихи, обращенные к Зине (Ф. А. Викторовой), с которой Некрасов обвенчается за несколько месяцев до своей смерти, проникнуты безмерной благодарностью за её самоотверженное служение больному другу.
В трёх лирических обращениях с одинаковым названием «Зине» нарисован не только измученный болями умирающий поэт, но и страдающая молодая женщина, наделенная добротой, чуткостью и отзывчивостью («В сердце твоём // Стоны мои отзываются»). Мы отчётливо видим то нежные, то плачущие украдкой, то любящие, то утомленные очи Зины, о труде, надломленности и судьбе которой думает прощающийся с нею великий человек.
Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007
Источник
Тема урока: «Любовная лирика Н. А. Некрасова»
Да, наша жизнь текла мятежно,
полна тревог, полна утрат…
Вступ. Слово учителя: — Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов…(слайд№1-портрет). Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать».
Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, всей душой сочувствующий положению русского народа. Поэт, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.
И не многие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви(слайд№2-тема урока – эпиграф). Любовные признания поэта были посвящены Авдотье Яковлевне Панаевой и вошли в так называемый «Панаевский цикл»(записываем тему урока, эпиграф). Я не случайно выбрала именно эти слова так как, на мой взгляд, в них нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Некрасова.(слайд№3 – цели урока)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих стихотворений. Очень хочется, чтобы вы поняли, что любовная лирика Некрасова – это не просто дань, которую поэт отдал традиционной, «вечной» теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. Высокую оценку этим произведениям давали Чернышевский, Тургенев, Белинский.
-Кто же такая А. Я. Панаева? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?
Сообщения учащихся-(слайд№4 – портрет Панаевой)
А. Я. Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя И. И. Панаева. Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.
(Слайд№5 – И. И. Панаев, группа литераторов).
Однажды студеным зимним вечером 1840 г. в блистающий огнями дом уже известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как – то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых. Он читал свой очерк «Петербургские углы».
—Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры?
( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)
-О, как ошиблась она в своих прогнозах! «Я поклялся не умереть на чердаке!» — скажет он впоследствии.
А потом было стихотворение «В дороге». «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!» — воскликнет чуть ли не со слезами на глаза Белинский.
То был перелом. Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.
Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.
Но несмотря на то, что муж ее Иван Панаев, неисправимый кутила, фанфарон, человек, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами», нахваставшись перед приятелями красавицей – женой, потерял к ней интерес, она держалась стойко. Супружеские узы были для нее священны. Священны, хотя поклонник и умолял, и посвящал стихи.
А. Я. Панаеву пронять стихами, даже самыми пылкими, было не так – то просто: и комплиментам привыкла, и к стихам(вот и Фет тоже посвятил ей три десятка строк), и к постоянному мужскому вниманию. Панаева красноречивому поклоннику не верила. «Нет!»-было сказано поэту. От отчаяния он чуть было не кинулся в Волгу. Но одумавшись и засучив рукава взялся за дело.
Он возродил из небытия пушкинский «Современник», который в его руках стал лучшим отечественным журналом. Недавний обитатель петербургских углов сделался законодателем художественного вкуса. К нему пришел успех.
И Панаева не устояла. В 1846 г. Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак. Тот день, когда она стала его женой, он назвал «праздником из праздников»:
Счастливый день! Его я отмечаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю
И праздную его в душе моей.
Но большого и долгого счастья у них не было. Хотя брак продлится 15 лет, счастливых и мучительных. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А в середине пятидесятых годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверное, можно только пожалеть и того, и другого. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта. Недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».
(Слайд№6)
«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды жизни, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.
Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»(слайд №7 – текст стихотворения)
(Чтение и анализ стихотворения).
-Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским».
— Какой показана любовь героини?
( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)
— А сама героиня какая?
(она не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна).
Именно такой и была молодая Панаева.
-А каким вы увидели литературного героя?
(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)
-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?
( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.
…с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу.
-Каков идеал любимой для Некрасова?
-Какой должна быть любовь как считает поэт?
Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь. (слайд №8 -особенности любовной лирики Некрасова)
Особенности любовной лирики Некрасова.
- Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.
- Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.
- Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.
- Стихи Н. Некрасова о любви искренни и достоверны.
В 1848 г. цензура запретила публиковать почти все произведения, предназначавшиеся для «Современника». Журналу грозил полный крах. Но помогла спасти журнал Панаева.
-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?
(она была прекрасным писателем. У нее был мужской псевдоним Н. Ставицкий. В соавторстве с Некрасовым она написала роман «Три стороны света», а потом и «Мертвое озеро». Журнал был спасен.
В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком.
Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди» и др. – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.
— Давайте полистаем страницы этого романа. Послушаем стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди».
(Анализ)
Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.
-В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.
Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.
-Послушаем стихотворение «О письма женщины, нам милой»
Переписка Некрасова с Панаевой не сохранилась. Она была уничтожена ими самими. Еще задолго до окончательного разрыва, Панаева, во время очередной ссоры как – то сожгла свои письма к поэту. Некрасов написал тогда стихотворение «Горящие письма».
(Чтение и сравнительный анализ со стих. А. С. Пушкина «Сожженное письмо»)
Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.
— Послушаем стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю».
(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)
Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста А. Ф. Головачёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.
Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?
Звучит стихотворение «Прости». (Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней «ревности угроз», а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. Поэт умел сильно чувствовать, страстно любить. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека. Что дано далеко не всем.
Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.
(слайд№9 — Выводы… )
Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.
«Ты всегда хороша несравненно».
Ты всегда хороша несравненно.
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый насмешливый ум.
То хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки,
Так голубят и гладят меня, —
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу
(1847г)
Н. А. Некрасов «Прости»
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,
Благослови и не забудь!
-О чем стихотворение Некрасова?
-Какие чувства в нем выражены?
— С какой стороны раскрылся поэт?
А. С. Пушкин «Я вас любил»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
-Что общего между этими стихотворениями?
Источник: nsportal.ru
Читайте также
Вид:
Источник